«Я не из тех, кому разбиться легче, чем восстать». Чемпионка по прыжкам на батуте Татьяна Петреня — в проекте «Я так люблю»

«Я не из тех, кому разбиться легче, чем восстать». Чемпионка по прыжкам на батуте Татьяна Петреня — в проекте «Я так люблю»

#28.

Чемпионка Европы и мира по прыжкам на батуте Татьяна Петреня — в проекте Betera «Я так люблю».

— Думаю, больше всего меня характеризует это четверостишие Луизы Миндуллиной:

Не запрещай себе летать,
Не вспоминай, что ты не птица:
Ты не из тех, кому разбиться
Гораздо легче, чем восстать

В нем вся моя жизнь, в которой были и взлеты, и падения, успехи и неудачи. Многие, когда узнают, что я выигрывала чемпионат Европы еще в прошлом веке (дело было в 1998 году в Германии), тут же начинают сравнивать меня с легендарной гимнасткой Оксаной Чусовитиной. Мол, вашему долголетию в спорте можно только изумляться.

Я соглашаюсь с ними лишь отчасти, все-таки Оксана принимала участие в восьми Олимпиадах, а я только в четырех. Ей 47 лет, а мне всего лишь 41. Так что мне до нее еще прыгать и прыгать)

«В полете нужно выразить индивидуальность»

— В том же 1998 я стала еще и второй на мире в команде, а в 2017 завоевала, наконец, титул абсолютной чемпионки мира. Почти через двадцать лет… И поэтому мне непременно задают и еще один вопрос: «Что заставляет вас так долго оставаться в спорте высоких достижений?»

Всегда отвечала, не задумываясь: «Это любовь к виду спорта». И страсть к полету, которой заразилась еще в детстве. Мне сложно отказаться от нее до сих пор.

Строго говоря, прыжки на батуте двадцать лет назад и сейчас — это как два разных вида спорта. Другие батуты, усовершенствованное автоматическое судейство и принципиально другая сложность упражнений.

Если в 98-м тройное пальто прыгало считанное количество спортсменок, то сегодня его исполняют уже все — и не раз, а по два и по три в программе. Плюс резко выросла география нашего вида спорта, он становится все более популярным в мире, а значит, растет и конкуренция. У мужчин прогресс просто ошеломительный, я считаю, они уже ворвались в космос :)

Для меня прыжки — это не только мастерство в полете и техника исполнения, которые оттачиваешь годами. Еще ведь надо выразить в полете индивидуальность спортсмена, выработать собственный стиль прыжков, свою линию. Не просто показывать элементы, а как художник рисовать их в воздухе.

«Меня просто вынесли из зала — ноги полностью отказали»

— Мне всегда нравилась красота и эстетика прыжков наших Дмитрия Поляруша и Влада Гончарова, россиянина Александра Москаленко, украинца Юрия Никитина и новозеландца Дилана Шмидта. У каждого своя изюминка и наблюдать за их выступлениями большое наслаждение. Мне сложно оценивать себя на их фоне, но, думаю, что тоже оставлю свой след в прыжках, а для кого-то, возможно даже буду кумиром.

Почему бы и нет? Батуту я отдала уже 35 лет, из них 23 года нахожусь в национальной команде. В актив можно занести более семидесяти медалей с чемпионатов Европы, мира и Кубков мира.  В пассив – некоторое количество травм, без которых в нашем виде просто не обойтись. Когда летаешь на высоте 6-8 метров очень важно иметь высокую концентрацию и хороший вестибулярный аппарат – чтобы не вылететь за пределы батута.

Но для меня самой серьезной стала травма, которую получила на последнем сборе перед Олимпиадой в Лондоне. Примерно за три недели до ее начала — в «Стайках».

На тренировке, во время прыжка раздался щелчок. У меня есть протрузия в поясничном отделе — в этом нет ничего удивительного для спортсмена, привычное, по сути, дело. Но после того щелчка меня просто вынесли из зала — ноги полностью отказали.

И это стало шоком не только для меня, но и для всех, потому что я была очень хорошо готова к Играм и собиралась бороться за медаль.

«Стала абсолютной чемпионкой мира»

— Неделю находилась в лежачем положении, и только благодаря Валерию Белану — нашему знаменитому спортивному врачу — смогла подняться на ноги и все-таки поехать в Лондон. Тем более мы не могли поменять участника — или еду я, или не едет никто.

Перерыв в тренировках, конечно, выбил из колеи, да и потом, сразу начинать тренироваться после стольких новокаиновых блокад было просто опасно. Одну неделю только подпрыгивала, более-менее начала работать только в последние дни перед стартом.

И все это, конечно, сказалось в финале, потому что в нашем виде свою программу надо напрыгивать каждый день. И перерыв даже в несколько дней, я уже не говорю недель, может стать фатальным. Так и случилось — в финал прошла с упрощенной программой, а там на предпоследнем элементе меня выкидывает в сторону, и я заменяю сложный элемент на более простой — чтобы не улететь. Так я лишилась своей законной олимпийской медали, заняв лишь пятое место.

Пятой стала и в Рио. Но там я была готова идеально, просто блестяще. Ничего не болело и квалификацию закончила с первым результатом.

Потом много анализировала, разговаривала и с психологом, и с главным тренером сборной Ольгой Власовой. И мы, не сговариваясь, пришли к выводу, что я слишком выложилась в квалификации. Это на чемпионате мира финал всегда на следующий день, а на Олимпиаде он начинался уже через пятнадцать минут.

И я элементарно не успела восстановиться. А в следующем году с такой же формой стала абсолютной чемпионкой мира — мне уже ничего не смогло помешать.

«Так я лишилась своей законной олимпийской медали...»

— Вообще в нашем виде очень многое значит психология. Физически можно быть готовым на 100 %, но если ментально ты неустойчив, то провал станет неизбежным. Поэтому перед стартом я обычно настраиваю себя, работаю с психологом и провожу идеомоторную тренировку.

Мне вообще интересна психологии спорта. Ведь во время соревнований адреналин делает другого себя и этот другой должен показать свой лучший результат, извлекая максимум из создавшейся экстремальной ситуации.

Надо максимально владеть собой и поэтому в день соревнований я выполняю целый ритуал. Утром делаю практику из йоги, медитирую. Потом завтрак и сразу после него идеомоторная тренировка. Признаюсь, это изрядно выматывает. И вместе с тем очень здорово помогает.

После рождения сына старая система тренировки для меня уже не работает. Теперь я по-новому распределяю нагрузки и по-другому отдыхаю после них. Знаю, что если после старта в первый день просто пойду отдыхать — как раньше, то назавтра просто не смогу прыгать.

Мне надо восстановить тело и потому я отправляюсь в бассейн и проплываю там хотя бы полтора-два километра. Привожу свои мышцы в тонус и мне действительно становится намного легче.

Потом иду домой и знаю, что надо сделать йогу и постоять или полежать на гвоздях.

«Глупо ставить наполеоновские планы»

— Кстати, классная штука, занимаюсь этим уже больше года. Побудителем стала травма перед чемпионатом Европы 2022 года — частичный разрыв связок голеностопного сустава. Это на левой ноге, а на правой пятничная шпора с частичным надрывом фасции — еще одна типичная для прыгунов травма.

На той Европе смогла отпрыгать только личную квалификацию и командный финал. На следующий день уже просто не могла встать на ногу. Хотелось восстановиться быстрее, чтобы успеть на чемпионат мира. Начала искать нетрадиционные методы и с помощью друга наткнулась на эту практику, которая очень благотворно влияет на организм.

Острие гвоздей воздействуют на рефлекторные точки стоп и это помогает организму обрести внутренний баланс. Ну и, понятно, попутно тренируется сила воли :)

В первый раз стояла на гвоздях три минуты, и они мне казались вечностью. А сейчас стою два часа. И очень хочу довести рекорд до 5-6 шести часов. Мировой рекорд немногим более 12 часов. Не знаю, смогу ли его побить, но чем черт не шутит :)

В батуте я этот рекорд, считай, уже установила, до сорока лет допрыгала только олимпийская чемпионка Анна Догонадзе. Хотя, конечно, за достижением в этой номинации я не гонюсь. Глупо ставить наполеоновские планы в сорок один. Так что я просто получаю кайф от тренировок и соревнований.

«Не думала, что у меня будет напарница на 23 года младше»

— Власова поддерживает меня и всегда приводит в пример другим девчонкам. Когда те начинают жаловаться, что им тяжело, Ольга Анатольевна говорит так: «А вот теперь посмотрим на Петреню и подумаем — а ей не тяжело? Но почему-то именно она и не жалуется. Так что заканчиваем митинг и работаем дальше!». Признаюсь, это приятно слышать :)

И еще — никогда не думала, что у меня будет напарница на 23 года младше. Семнадцатилетняя Виолетта Бордиловская очень перспективная спортсменка, делает программу с двумя тройными сальто, что для ее возраста очень здорово.

Мы вместе прыгаем синхрон, и мне нравится, что у нас получается. Я даже ловлю себя на том, что рядом со мной летает такая же Таня Петреня — та, которой было столько же лет в 1998. И испытываю от этого кайф, который трудно передать словами.

Его надо просто пережить. И ради этого стоит каждый день приходить на тренировку :)

ЧИТАЙ ЕЩЕ:

Антонина Кулешова и ММА

Севинч Исмаилова и гребной слалом

Яна Якубович и шашки

Дарья Аврамчик и пляжный волейбол

Александра Карней и бильярд

Анна Максимова и триатлон

Анна Сола и биатлон

Людмила Волчек и гребной спорт

Татьяна Дроздовская и парусный спорт

Марина Шкерманкова и тяжелая атлетика

Екатерина Вандарьева и тайский бокс

Анна Кубарева и теннис

Наталья Ивлева и таэквондо

Карина Козловская и стрельба из лука

Светлана Сахоненко и лыжи

Анастасия Веремеенко и баскетбол

Марина Зуева и конькобежный спорт

Анна Травкова и спортивная гимнастика

Алена Хамулькина и прыжки в воду

Анастасия Чернявская и бадминтон

Василина Хондошко и синхронное плавание

Анастасия Гарелик и волейбол

Анна Козюпа и футбол

Крестина Попкова и индорхоккей

Алина Змушко и плавание

Ванесса Колодинская и вольная борьба

Юлия Иванчикова и гандбол

0

0

0

0

0