«Лыжи дают свободу, избавляют от тревог и бытовых проблем». Светлана Сахоненко — в проекте «Я так люблю»

«Лыжи дают свободу, избавляют от тревог и бытовых проблем». Светлана Сахоненко — в проекте «Я так люблю»

«Плохо лишь то, что зрение продолжает падать».

Трехкратная паралимпийская чемпионка и неоднократная чемпионка мира по лыжному спорту Светлана Сахоненко — в проекте Parimatch «Я так люблю».

— За что я люблю лыжный спорт? За свободу, которую он дает. Только на тренировке могу расслабиться и не думать ни о чем. Меня покидают все тревоги и насущные бытовые проблемы, я думаю только о трассе, о снеге и о предстоящей работе. Но это хорошие мысли — радостные, от того, что я буду делать себя лучше.

Все, как в детстве — в нем лыжный спорт точно так же спасал меня от невзгод и эмоциональных переживаний, которые неизбежно присутствуют у ребенка, растущего в небогатой семье.

Я до сих пор не могу есть сыр — просто потому, что не помню его в своем детстве. Только сечка, картошка и хлеб. Пищей богов у нас были макароны с сосисками — в тот день, когда мама получала пособие на своих четверых детей. Тогда спорт меня спасал. И спасает до сих пор.

«Никогда не сдамся»

— Каждая моя тренировка наполнена смыслом и заканчивая ее понимаю, что я сделала что-то важное для себя. Еще немного продвинулась в мастерстве, в этой бесконечной дороге, которую проходит каждый спортсмен, мечтающий о победах.

У нас очень тяжелый вид спорта и люди удивляются, когда я говорю, что получаю от него удовольствие. Нет, конечно, оно пришло не сразу, когда была ребенком, то, признаться, находила мало приятного в изматывающих тренировках. Тогда я училась терпеть. Но теперь получаю кайф от этой усталости — просто потому, что делаю работу осознанно.

Я борюсь с соперницами за то, чтобы стать лучшей и это заставляет думать о мелочах, на которые раньше не обращала внимание. Конкуренция растет, да вдобавок такими темпами, что приходится увеличивать свои тренировочные нагрузки даже не на проценты, а в разы. Помню, как на чемпионате мира 2019 года лучшие российские лыжницы привозили мне по две с половиной минуты. Вчерашние юниорки — они рвали трехкратную чемпионку Пхенчхана как тузик тряпку. Я была в шоке. Можно было сломаться и смириться с тем, что в паралимпийский спорт пришла новая волна. Но…

Я никогда не сдамся. Мы с тренером бросились в погоню, пересмотрев тренировочные планы и резко увеличив нагрузки. Я пахала как проклятая и очень ждала январский чемпионат мира 2022 года, где мне предстояло сойтись с россиянками в очной борьбе – аккурат перед Паралимпиадой. И я ликовала, когда мне удалось выиграть две золотые медали!

«Получили возможность выпустить пар»

— Это, конечно, понравилось не всем и мне очень хотелось сразиться с основными соперницами в Пекине. Была уверена, что и там смогла бы доказать свое преимущество, тем более, я уже хорошо знала о специфике гонок в горах, где надо включать голову и всегда держать ее холодной, что не часто случается у молодых спортсменок. Но…

Все знают, что случилось потом и что мне пришлось соперничать с россиянками уже на стартах в Ханты-Мансийске. Нет, я бы не назвала это событие альтернативной Паралимпиадой, просто мы получили возможность выпустить пар. Трасса была незнакомой, но мне вновь удалось добыть два «золота» — на дистанциях 5 и 15 километров. И я была счастлива…

Я изменилась по сравнению с собой четырехлетней давности и, хотя ни одной медали на Паралимпиаде, понятно, выиграть не удалось, мне не в чем себя упрекнуть.

Я стала лучше, профессиональней, стала учитывать десятки нюансов, на которые раньше не обращала пристального внимания. Но все они важны, потому что дают пусть и не сильно осязаемую, но все же прибавку на дистанции.

«Важно, чтобы спортсмен и тренер слышали друг друга»

— Плохо лишь то, что зрение продолжает падать и вот с этим я уже точно ничего поделать не могу. Теряется боковое зрение, важность которого спортсмену недооценить нельзя. Надо владеть ситуацией, а тут получается, что ею скорее владеет лидер – человек, который ведет меня по дистанции, а не я. И это, конечно, нездорово.

Не думаю, что зрение падает от нагрузок, скорее это специфика самого заболевания. Это повседневная реальность — телефон, компьютер, книги. Раньше спокойно читала по часу-полтора. А сейчас получается не больше двадцати минут, потом все начинает расплываться, и ты сама на себя злишься от того, что не успеваешь впитать всю необходимую информацию.

Люблю читать интервью со спортсменами и тренерами — особенно, если это касается стартов, той же Олимпиады. Мне интересно их мнение обо всем, что касается гонок, потому что это может сослужить хорошую службу. Ищу информацию в интернете о тех местах, особенностях рельефа и погоды — я готовлюсь к стартам еще задолго до их начала.

Очень важно, чтобы спортсмен и тренер слышали друг друга и понимали. Если этого нет, то о высоком результате можно забыть. Ну и, конечно, очень много зависит от смазчика. Это должен быть человек, хорошо владеющий своей профессией и сосредоточенный только на ней, без выполнения еще сотни всяких вспомогательных функций. Ну и лидер, конечно. Мне с ними повезло.

«Хорошо чувствует мой организм»

— Инна Васильевна Козлова, Антон Румянцев и Дмитрий Будилович — это те люди, с которыми мне комфортно и работать, и быть рядом. Это, по сути, моя команда и все мои медали завоеваны при их непосредственном участии.

Дима — это мои глаза и мое направление на дистанции, от нашего с ним взаимодействия зависит ход гонки, и очень важно идти и дышать в унисон. Но у нас получается, потому, что мы идеально подходим друг другу.

Инна Васильевна обладает уникальным даром — она умеет тренировать дистанционно. За год мы с ней смогли вместе поработать только на двух летних сборах – в Городке и в Новополоцке. Остальное время она посвящает работе со здоровыми спортсменами. Так что чаще всего мы видим друг друга на экране ноутбука.

Но, несмотря на это, она очень хорошо чувствует мой организм. Мне нравится, что она всегда верит в меня и любит повторять, что «Уж кого-кого, а Свету мотивировать не надо. Она сама кого хочешь смотивирует». Она знает, что я готова работать на энтузиазме, а это то качество, которое сейчас не сильно-то и встретишь в профессиональном спорте.

«За мной не только лыжная команда, но и семья»

— С января этого года Козлова устроена на четверть ставки в наш РЦОП и теперь сможет видеть меня и на зимних сборах, что, конечно, радует. А вообще нельзя не сказать о том, что лыжный спорт в Беларуси, увы, умирает.

Дошло до того, что паралимпийцы теперь бегают едва ли не в одни ноги со здоровыми спортсменами. На чемпионате страны я заняла пятое место — и это при том, что по-настоящему хорошую подготовку мы, по существу, получили только в предолимпийский год.

Специфика паралимпийского спорта еще и в том, что соперник у тебя может появиться из ниоткуда. Как, например, это произошло в Ханты-Мансийске. Да, у меня хорошая форма, но у тотально слепых спортсменок настолько серьезный гандикап перед спортсменами из двух других групп, что более-менее обученный «тотальник» сможет превзойти результат даже очень быстрой лыжницы с остатками зрения. Поэтому предела для совершенства нет и с каждым годом и без того очень серьезная конкуренция будет только увеличиваться.

Но я уверена в своих силах, ведь за мной не только моя лыжная команда, но и семья. Муж Денис и сын Ярослав. Я как раз та счастливая мама, которая не беспокоится за ребенка, когда уезжает на месячные сборы. Если рядом с Ярославом Денис, то все будет хорошо.

А значит, еще буду бегать и бороться с самыми сильными противниками еще как минимум четыре года. До следующей Паралимпиады!

ЧИТАЙ ЕЩЕ:

Юлия Иванчикова и гандбол

Ванесса Колодинская и вольная борьба

Анна Змушко и плавание

Крестина Попкова и индорхоккей

Анна Козюпа и футбол

Анастасия Гарелик и волейбол

Василина Хондошко и синхронное плавание

Анастасия Чернявская и бадминтон

Алена Хамулькина и прыжки в воду

Анна Травкова и спортивная гимнастика

Марина Зуева и конькобежный спорт

Анастасия Веремеенко и баскетбол

0

0

0

0

0