Девять есть, а сколько в уме? Белорусы в борьбе за путевки в Париж

Девять есть, а сколько в уме? Белорусы в борьбе за путевки в Париж

Снова погружаемся в тему за четыре месяца до старта Олимпиады.

На прошлой неделе МОК проинформировал, что семь спортсменов с белорусскими паспортами выполнили условия для квалификации на Игры (сегодня их количество расширилось до девяти). Их имена вычисляются без труда, тем более чем-то похожим Bet News однажды уже занимался — в начале декабря. С тех пор ситуация не круто, но все-таки изменилась.

Кое-кто за пару месяцев успел покорить олимпийский норматив, чьи-то шансы на получение путевки в изрядной степени улучшились, а от кого-то мечта, похоже, безвозвратно ускользает. Впрочем, по порядку.

Кто уже с лицензиями?

Их, как выше сказано, семь человек. Причем сюда не включаются атлеты, которые с большой долей вероятности попадут в олимпийский Париж и которым попросту нужно дождаться окончания лицензионного периода, чтобы официально обзавестись вожделенным билетом. Речь идет исключительно о спортсменах, которые выполнили все требования и могут преспокойно паковать чемоданы во французскую столицу. Они де-юре, а не де-факто с лицензиями.

Евгений Золотой (гребля академическая). Именно он хронологически был самым первым. Тем, кто открыл счет белорусским квотам. Одиночник на чемпионате мира в Белграде, который проходил в сентябре 2023 года, занял в итоговом протоколе своего лодочного класса седьмое место, чего хватило для квалификации на Игры.

Ванесса Колодинская (женская борьба). Борчиха, которую мы называли лучшей белоруской в этом виде спорта в XXI веке, начатое дело продолжила. Она стала одной из двух наших земляков, кто в 2023 году поднялся на пьедестал главного старта сезона — чемпионата мира — в олимпийском виде программы или олимпийской категории. Колодинская стала серебряным призером мирового форума среди борчих, чей вес не превышает 53 килограмма. Она лишь в финальной схватке проиграла японке Акари Фудзинами.

Абубакар Хаслаханов (греко-римская борьба). На том же чемпионате мира неплохо себя проявил и этот уроженец Махачкалы. Правда, белорусское гражданство, в отличие от многих других коллег на татами, он имеет давно — переехал в Минск с родителями, когда ему было шесть лет. Среди греко-римлян в категории до 97 кг он оказался в шаге от медали, но пятой позиции в итоговой классификации хватило для завоевания лицензии.


Георгий Гурциев (тхэквондо)
. Первым белорусом, который представил бы страну на Олимпиаде в тхэквондо, должен был стать еще Арман-Маршалл Силла. Он, как известно, за полгода до Рио-2016 обеспечил себе попадание туда, однако через пару месяцев грянула новость о положительной допинг-пробе и четырехлетней дисквалификации. Остается надеяться, что уроженцу Владикавказа Гурциеву, второй год выступающему за нашу страну, никакие форс-мажоры не помешают. На недавнем квалификационном турнире в болгарской Софии он стал одним из двух участников в весе до 58 кг, кто гарантировал себе олимпийское будущее.

Анастасия Шкурдай (плавание). Вторая половина прошлого года и начало нынешнего складываются для талантливой брестской пловчихи весьма удачно. Она стала первой из сборной, кто воспользовался допуском на международные старты, и уже в октябре обзавелась сразу двумя лицензиями — на дистанциях 100 и 200 метров. Причем на двухсотке Анастасия переписала национальный рекорд. А уже не февральском чемпионате мира на этой дистанции добилась главного успеха в карьере — бронзы чемпионата мира.

Алина Змушко (плавание). Подруга Шкурдай по сборной олимпийскую бронь завоевала там же — на чемпионате мира в Дохе. Хотя не с запасом. Брассистка на коронной стометровке продемонстрировала результат, который лишь на две сотые лучше норматива. До наград было далековато, но и ладно.

Илья Шиманович (плавание). За мужскую часть команды постоял Шиманович, которого Bet News, как и Шкурдай, включил в топ-10 пловцов нынешнего столетия. Он обеспечил себе участие в парижском бассейне на аналогичной дистанции — стометровке брассом. Хотя справился с установленным для отбора на Игры временем легче, превзойдя его и в полуфинале, и в финале — на 9 и 14 сотых соответственно.

Иван Литвинович (прыжки на батуте). На выходных он второй раз в течение сезона стал бронзовым призером этапа Кубка мира. По итогам соревнований в немецком Котбусе олимпийский квалификационный рейтинг еще не обновился. Хотя уже объявлено, что к апрелю, когда и закрывается калитка, единственный белорусский чемпион Пекина-2020 будет среди 16 сильнейших. А именно по столько участников едет на Олимпиаду у мужчин и женщин.

Виолетта Бордиловская (прыжки на батуте). И она тоже в этом списке, о чем уведомила Белорусская ассоциация гимнастики. 18-летняя могилевчанка набрала 40 рейтинговых баллов, чего хватило для лицензии.


Кто отберется наверняка?

Здесь мы уходим от констант в степь допущений, пусть и продиктованных вполне логичными выводами, наблюдениями и, в конце концов, здравым смыслом. В нескольких видах спорта путевки на Олимпиаду вручаются на базе мирового рейтинга или по сумме баллов, набранных в течение отборочных соревнований. В общем, попросту нужно время, чтобы говорить со всей однозначностью: их мы тоже точно увидим на Играх.

Начнем с теннисисток Арины Соболенко и Виктории Азаренко (правда, в их случаях есть оговорка, о которой ниже). Согласно условиям, приглашения на олимпийский турнир получают по 56 лучших в мужском и женском одиночном разрядах в редакции рейтинга от 10 июня 2024 года. То есть по итогам “Ролан Гаррос-2024”. Арина за пределы этой “зеленой” зоны не может выпасть никак. Не грозит это и Азаренко, но если вдруг у кого-то есть опасения, докажем очевидное. Очков ей нужно защищать мизер: в прошлом году на отрезке с середины марта до начала июня она приняла участие в пяти турнирах, в которых дважды (включая выступление на “Ролан Гаррос”) вылетела в первом круге, а трижды — во втором.

Добавим, что в теннисе весьма неожиданно белорусам свалился на голову приятный бонус. Пока чинятся препятствия для участия в “Кубке Билли Джин Кинг” и “Кубке Дэвиса”, а БТФ до сих пор пребывает вне правового поля ITF, нашим мастерам большой ракетки позволили выступление в парном разряде. Так что Арина с Викторией могут получить шанс объединить усилия.

На днях, правда, появился способный опечалить нас инсайд: Соболенко и Азаренко могут завернуть на этапе проверки на соответствие важному критерию нейтральности (требуется полное дистанцирование от любой поддержки правительств своих стран по отношению к ситуации в Украине). Хотя звучит сомнительно. Как минимум в отношении Азаренко, которая выражала готовность участвовать в благотворительных турнирах в поддержку жертв.


В тяжелоатлетический регламент интересно копнуть глубоко. Потому что здесь есть свои нюансы и подводные камни. Первый: в отличие от Пекина-2020, где в розыгрыше находились по семь комплектов наград у мужчин и женщин, в Париже предусмотрен спор лишь за десять золотых медалей. Количество категорий сократилось, а вместе с тем — и суммарное максимальное представительство от одной страны — с восьми до шести человек (три мужчины и три женщины). Это значит, что, если отобравшихся от одной сборной будет больше, ее тренерскому штабу придется выбирать, кого делать лишним. Это же, в свою очередь, открывает дорогу на Игры участнику из другой страны, который находится в мировом
рейтинге в своем весе ниже — за пределами топ-10. А именно ведущая десятка получает лицензии.

Среди тех, чей вес не превышает 61 и 73 кг, на наших мужчин надежд нет, а вот в других — есть: Петр Асаенок на приграничном 10-м месте в категории до 89 кг, Евгений Тихонцов — 5-й (до 102 кг), Эдуард Зезюлин — 7-й (102+). У женщин в топ-10 в категории до 71 кг входит Сюзанна Володько — она 9-я. А вот Алину Щепанову, наверное, уместно упоминать не в этом блоке, а в следующем — где мы говорим о шансах теоретических. У нее 15-е место.


На кого еще есть надежда?

Отбор на Олимпиаду в боксе МОК, как известно, взял под свой контроль, уличив АИБА в коррупции и установив собственные критерии. Согласно им, у боксеров из Беларуси две возможности попасть в Париж. Одна была, другая — будет. Первую не использовали Алексей Алферов и Александр Радионов. Вторая представится с 23 мая по 5 июня в Бангкоке (Таиланд).

До 23 июня остаются еще три месяца и парочка соревнований, где может выступить и выполнить норматив пловчиха Анастасия Кулешова, специализирующаяся на баттерфляе. Вместе со Змушко, Шкурдай и Шимановичем она предпринимала подобные попытки в течение полугода, но пока безуспешно.

Рассчитываем, что не обойдутся Игры без белорусского представительства в одном из наиболее успешных видов. Речь о гребле на байдарках и каноэ. Начиная с Афин-2004, в этом виде спорта наша сборная неизменно завоевывала медали на главных стартах четырехлетия. Основная доля лицензий разыгрывалась на чемпионате мира 2023 года, где в силу известных причин белорусы не участвовали. Возможность попасть на последний рейс, правда, остается — с 8 по 9 мая пройдет европейская квалификационная регата. Однако надо понимать, что желающих будет много, а на кону сущий мизер — по одной квоте в каждой дисциплине.

Впереди еще два старта у гребцов-”академиков”. Авось кто-то да сумеет составить компанию на Олимпиаде Золотому. 25-28 апреля — европейская квалификация, 19-21 мая — планетарная.


Та же история — с борцами. Компания Колодинской и Хаслаханова теоретически может и расшириться. Пока федерация не объявляла список тех, кто еще поведет спор за лицензии, но где это все будет, известно прекрасно и давно: 5-7 апреля — старосветская квалификация, 9-12-го мая — мировая.

Допускаем, что к 23 июня — а именно рейтинг на эту дату становится определяющим при дележе лицензий в дзюдо — добьется значительного прогресса кто-то из белорусов. Здесь есть свои нюансы. Во-первых, необходимо, чтобы в каждом весе был представлен каждый континент. Во-вторых, существуют ограничения по максимальному представительству от одной сборной. В-третьих, льготные условия есть у страны-хозяйки, то есть Франции. Словом, в отдельных категориях не хватит и попадания в топ-20, а вот у женщин до 78 кг в лицензионной зоне пока пребывают аж 29 спортсменок. И именно в этом весе шансы белоруски еще не из области фантастики. Хотя и не назовем их хорошими: Дарья Концевая пока 38-я.

В декабрьском аналитическом материале мы практически исключали вариант, при котором Беларусь будет представлена на Олимпиаде в спортивной гимнастике. Казалось, что поезд ушел безвозвратно: наши гимнасты пропустили все отборочные старты сезона-2023, равно как и первые, зимние, этапы Кубка мира, на базе которых строится рейтинг, служащий, в свою очередь, основанием для распределения лицензий. Однако в начале марта в Баку Егор Шарамков стал победителем этапа Кубка мира в вольных упражнениях! Да, были там не все сильнейшие, но это стало приятным сюрпризом. Сотворит 25-летний белорус еще разок нечто подобное до конца апреля — и бронью обзаведется. В общем, зря мы скептически относились к его победам в сентябре 2023 года на Кубке России.


Кто точно не поедет?

Если вдруг у кого-то вылетело из головы, на всякий случай напомним: ни в каких командных дисциплинах белорусы участвовать на Олимпиаде не могут. Это касается всех игровых видов спорта; четверок и восьмерок в академической гребле и четверок — в гребле на байдарках и каноэ; команды художниц (хотя там и другие препятствия, о чем ниже).

Однако горше всего в связи с ситуацией, в которую угодили легкоатлеты. Невзирая на рекомендации МОК, в соответствии с которыми международным федерациям по видам спорта позволено допускать на соревнования белорусов и россиян в нейтральном статусе, World Athletics пошла своим путем. Наших спортсменов не желают видеть на стартах под ее эгидой, а стало быть, ничего не значит, что Эльвира Граборенко, Ирина Жук, Карина Демидик, Татьяна Холодович на соревнованиях российско-белорусского календаря с нормативами справлялись. Это, как говорится, работа в стол.

Не увидим мы в Париже Алину Горносько и других белорусских гимнасток. Международная федерация гимнастики, в отличие от легкоатлетического ведомства, чуть позже других, но на попятную пошла: с 1 января 2024 года белорусам выступать на мировом ковре можно. Другое дело, что на текущий год оказался запланирован лишь один лицензионный старт — будапештский чемпионат Европы, куда наших… все равно не допустили. Так что бронза Кубка мира — слабое утешение. Неспроста, к слову, сестры Дина и Арина Аверины аж до первого квартала 2024 года медлили с объявлением о завершении карьер — россиянки в глубине души рассчитывали, что лазейка для попадания на Игры найдется. Но нет.


Нет ее и у современных пятиборцев, которые в течение последних двух циклов выступали весьма успешно. Это Ирина Просенцова, Ольга Силкина и Илья Полозков. Никаких шансов у белорусов в стрельбе из лука, стендовой и пулевой стрельбе, фехтовании и настольном теннисе, велоспорте и парусном спорте.

Так сколько у нас может быть медалей?

Имея столь скудный список отобравшихся атлетов, раскатывать губу не стоит. Даже если число обладателей лицензий к июню удвоится. Кстати, ни в какой командный зачет медали нейтральных атлетов не идут, так что подсчет болельщики будут вести сами и лишь интереса ради.

Пока кажется, что наилучшие шансы на медаль из того септета, который с путевками на Игры, имеют Колодинская и Шкурдай. В своих дисциплинах на сегодня они входят в мировую элиту. Из спортсменов второго блока — тех, кто наверняка отберется в Париж-2024 — отнесем к претендентам на награды Соболенко, Литвиновича и Тихонцова. 

Итого — приходим к выводу, что умозрительно пять наград могут быть для белорусов сейчас пределом мечтаний. Впрочем, пару месяцев назад им казалось даже просто участие наших земляков на Олимпиаде. А тронувшийся лед и наш собственный интерес уже значат многое.

Если представится возможность держать кулаки хотя бы за 22 атлета из Беларуси — а именно такой прогноз на наше представительство дают эксперты МОК, — будет неплохо. А при самом оптимистичном сценарии их число может составить 28...

Автор: Григорий Трофименков.
Фото: blrswimming.by, sputnik.by, ВВС, noc.by, World rowing, mst.by, Jimmie48.

4

4

0

0

0