Чемпионка Европы и мира по парусному спорту Татьяна Дроздовская — в проекте Betera «Я так люблю».
— Суть парусного спорта проста — надо преодолеть свою дистанцию быстрее соперников. Линию старта каждый мысленно чертит сам, но в любом случае она должна быть между специальным знаком и судейским судном. На нем отслеживают нарушителей и часто карают последних уже поле окончания гонки. Это жестоко, но наш вид спорта точно не для слабонервных, эмоциями ты можешь делиться только в море, когда тебя никто, кроме него, не слышит.
Мой олимпийский класс называется «Илка-6». Еще недавно это был «Лазер Радиал», но со сменой владельца корпорации изменилось и название. В чем отличие моей «илки» от всех остальных женских судов? Просто это самый малочисленный класс, экипаж состоит только из одного человека и, соответственно, надеяться в гонке я могу только на себя. Но меня это устраивает. Все честно, все ошибки — твои, как и поражения. Ну и победы, которые тоже иногда случаются — тоже.
«Чемпионат мира выиграла в 2007 году»
— Длина моей «илки» четыре метра, ширина почти полтора, парусность — площадь паруса — 5,76. И ни миллиметром больше, за этим тоже следят :) Вполне себе самостоятельное судно, которое при благоприятных условиях может развивать серьезную скорость.
На международных регатах гоняюсь уже семнадцать лет, поменяла за это время уже семь лодок. Надо сказать, что на Олимпиадах и чемпионатах мира лодки предоставляются организаторами и каждый раз приходится иметь дело с котом в мешке. На Европу можно приехать со своей и потому мои успехи на чемпионатах Старого Света значительно серьезней — первое, второе и четвертое места.
Чемпионат мира я выиграла в 2007 году, а на следующий год приехала на Олимпиаду. Когда пришла получать свою лодку (жеребьевки не было, мне просто указали на свободную), то, выйдя на воду, сразу поняла, что с ней что-то не так.
Когда перемерили лодку, то оказалось, что швертовый колодец с рулевым устройством вообще не имел никакой соосности. Это значит, что моя лодка годится только для прогулок вдоль побережья, но отнюдь не для соревнования с лучшими экипажами мира.
«В Рио было весело»
— Но на организаторов это впечатления не произвело — «У нас все в одинаковых условиях». И поэтому устранить этот недостаток было уже невозможно. А в Рио вообще было весело. Жеребьевку нам объявили заранее, поэтому по прилету сразу пошла на стоянку наших лодок. Обошла со всех сторон: «А где тут номер?». «Так вот он», — ответила женщина-организатор, достала номер и пришпилила его на борт :) Мои мачты оказались настолько жесткие, что я их не то что откренить — согнуть не могла, в отличие от других экипажей, где все эти процессы происходили с легкостью.
Как это объяснить? Не знаю, есть ли тут политика или дело в обычном человеческом разгильдяйстве, но факт остается фактом — на чемпионате мира мне удалось победить лишь однажды, в 2007 году.
Вопрос о распространении европейского опыта и на другие турниры ставится едва ли не каждый год, ведь это логично — гоняться на собственной яхте. Но в руководстве международного союза сидят настолько почтенные и возрастные чиновники, что они, кажется, уже неподвластны к обычным страстям человеческим, которые обуревают их более молодых коллег. «Пусть все идет, как идет».
«Судно нельзя раскачивать»
— Могу пообещать только одно: когда после окончания карьеры прорвусь в этот почти закрытый международный клуб руководителей парусного спорта, то сделаю все для изменения существующего положения :)
У нас в гонке можно использовать только ветер и волну. Судно нельзя раскачивать. Нельзя грести, помогая ему набрать ход, тоже. За нарушения штрафуют.
В безветрие, понятно, гонок не проводят, но если штиль наступает уже во время гонки, то чаще всего ее дают закончить. И, понятно, класс спортсмена прежде всего определяется умением использовать ветер. Это вообще интересная штука — каждый видит его по-своему. Некоторые люди любят уходить в углы и только оттуда идут на первый знак.
Я не сказала о знаках? Да, они у нас есть, и поэтому наша трасса непохожа на гребную. Она не прямая, а по форме напоминает трапецию. Туда-сюда, потом снова сюда, а оттуда туда :) Маршруты бывают разные, но опять же, все зависит от ветра. И поэтому у каждого спортсмена есть свой конек. Кто-то хорошо идет в лавировку — это против ветра.
«Тебя просто смоет за борт»
— Кто-то наоборот — на полном курсе, используя попутный ветер. Если удачно сядешь на волну, то можно отыгрывать большие расстояния. Я такое люблю и, можно считать, это моя фишка — мчаться к финишу, когда, кажется, уже нет надежд на успех и твоя яхта устает бороться с капризами погоды. Но когда вдруг все кардинально меняется, ветер наполняет паруса, и ты мчишься вперед, стремительно отыгрывая места, то испытываешь подлинное наслаждение и парус кажется тебе лучшим видом спорта в мире.
Он не так прост, как кажется со стороны. Многие вообще думают, что это сплошная романтика. Сиди под солнышком и получай удовольствие от свежего ветерка. Конечно, все не так :) Почему-то никто не думает, что мы и тренируемся, и соревнуемся в любую погоду. Когда температура воздуха немногим выше нуля, а шторм порядка десяти метров в секунду, и ты весь в ледяной воде, то мало кто захочет оказаться на нашем месте. Тебя просто смоет за борт.
Психология нашего вида спорта состоит в том, что не стихия должна управлять тобой, а ты должен подчинить ее себе, победив собственные страхи. И не только победить, но просчитать — как в этой экстремальной ситуации сделать поворот, как разойтись с соперником и быстрее обогнуть знак.
«Суставы стерты»
— Нюансов много и все надо держать в голове. И конечно, для решения этих вопросов надо обладать хорошей физической формой. А еще лучше очень хорошей :) В первую очередь нужны сильные ноги, пресс и спина. И руки, конечно, тоже. Поэтому в мои ежедневные тренировки входят не только акватория, но работа в тренажерном зале, езда на велосипеде и бег. Сдаем нормативы. Например, подтягивания на перекладине. Раньше легко подтягивалась больше двух десятков раз, теперь только 18. Все-таки годы берут свое :) Зато, обладая хорошей мышечной массой легче управлять лодкой.
Самое уязвимое место у яхтсменов — это спина. Но у меня с ней все хорошо. я всегда вытягивала (откренировала — как у нас говорят) лодку за счет ног. Это, конечно, правильнее, чем надеяться на спину.
Но, видимо, из-за этого у меня теперь есть проблемы с менисками. Суставы стерты от очень большой статической нагрузки. Поэтому не верьте тем, кто говорит, что в парусном спорте травм не может быть по определению. Они есть и их ничуть не меньше, чем где-то еще. Я это точно знаю, потому что общаюсь с большим количеством коллег из других видов спорта.
«Хотелось бы принять участие в седьмой Олимпиаде»
— У меня позади уже шесть Олимпиад и, конечно, хотелось бы принять участие и в седьмой — здоровья для этого у меня точно хватит. Но наши перспективы, увы, туманны. Больше всего в этой ситуации мне жаль наших детей — я даже письмо написала по этому поводу в международную федерацию, чтобы хотя бы им разрешили не выпасть из европейского и мирового календаря соревнований. Но ответ был прогнозируем…
Я не хочу никого осуждать. Нам остается только ждать и быть готовым к тому, чтобы, получив допуск, оказаться в лучшей форме. Поэтому в моих тренировках ничего не изменилось. Даже наоборот.
Так что за эту фотосессию, расцветившую мой довольно однообразный теперь уже тренировочный процессе, спасибо большое. Я улыбалась…
ЧИТАЙ ЕЩЕ:
Ванесса Колодинская и вольная борьба
Крестина Попкова и индорхоккей
Василина Хондошко и синхронное плавание
Анастасия Чернявская и бадминтон
Алена Хамулькина и прыжки в воду
Анна Травкова и спортивная гимнастика
Марина Зуева и конькобежный спорт
Анастасия Веремеенко и баскетбол
Карина Козловская и стрельба из лука
Екатерина Вандарьева и тайский бокс