Ах, Сашка, Сашка, мы, конечно, хотели подвести итог проекта #БежимВпомощьСаше большим интервью с твоей мамой Мариной. А то она, сама посуди, как-то совсем затерялась на фоне героических марафонов папы Ильи, что, согласись, не совсем правильно. Потому что этому героическому сражению с твоей болезнью — синдромом Гийена-Барре — сил, и физических, и психологических, она отдала ничуть не меньше.
Бежать ради дочери. Илья Арзамасов — белорусский Форрест Гамп
Да ты и сама лучше нас это знаешь. Честно говоря, у нас с твоей мамой была беседа часа на два с половиной, и если ее опубликовать полностью, то примерно половину времени наш читатель будет плакать. А ведь ему сейчас и так непросто — со всеми этими событиями в мире. А ты уже вроде как окей, и чего уж теперь…
Да и километровый текст снимать — это тебе любой журналист скажет — то еще занятие, самое скучное и монотонное в нашей профессии. Хотя в ней, надо признаться, есть много плюсов. Главный — это возможность общаться с самыми разными и, как правило, очень интересными людьми.
Такими, например, как твоя бабушка Равиля Аглетдинова. Самый старший из нас — матерый, можно сказать, человечище, много чего повидавший — однажды поговорил с ней по телефону. Еще в прошлом (ого!) веке.
Говорил совсем недолго, но почему-то помнит об этом уже больше четверти века. Встречаются иногда такие люди, после пяти минут общения с которыми кажется, что знаешь их уже сто лет.
Договорились созвониться через неделю, а через пять дней Равиля погибла в автокатастрофе…
Журналист потом пришел на ее похороны. Так себе было чувство — в такой день лезть с расспросами к чужим людям. Но он посчитал, что просто обязан восполнить то несостоявшееся интервью хотя бы очерком о ней вдогонку. Ну и чтобы помнили.
Так вот: бабушка у тебя была уникальная. Как говорится, таких сейчас не делают. Она не считала до двух и на дистанции могла скорее умереть, чем проиграть. Да и по-другому было нельзя — говорят, в те времена попасть в сборную СССР по легкой атлетике было труднее, чем сейчас в отряд космонавтов.
Равиля Аглетдинова
Но она смогла. Потом выиграла «Европу» и стала второй на «Дружбе», считай, советской Олимпиаде-84. Пробежала (мы потом специально проверили) на пять секунд быстрее чемпионки Лос-Анджелеса.
И вот представь, что было на душе у твоей красавицы-бабушки, когда она узнала, что СССР Игры в Штатах бойкотирует — по очевидно нелепой причине.
А еще Равиля Афтаховна никогда и ни на что не жаловалась. Даже близким подругам, и это, согласись, факт уникальный. Это качество лидера — и все ее друзья подтверждали, вспоминая, что хорошее она сделала персонально для каждого из них.
И еще наш коллега тогда отчетливо запомнил твою маму — совсем маленькую еще девочку, на три года младше тебя сегодняшней. Если бы ты встретилась с ней тогдашней, то была бы удивлена ее украинскому говору — об этом смешно тогда рассказывала бабушкина подруга.
«Добре, маму… Тетя Ира, я так исты хочу. И спаты…» Каждый из нас хотел бы увидеть свою маму ровесницей. Поразившись тому, какой непохожей она была на себя сегодняшнюю.
Был такой фильм — «Зеркало для героя». Посмотри его как-нибудь и, возможно, начнешь понимать свою маму лучше. Хотя мы и сегодня не сомневаемся, что она твой лучший друг, которому можно рассказать все-все.
Ведь это она помогла тебе вернуться из прошлогоднего февраля — и ее вклад уж точно не меньший, нежели у врачей. Она и сама стала специалистом, и в подмосковном центре «Три сестры» ее знают по имени. Марина не спустит и с ней лучше не спорить. До двух не считает и, кажется, этим кого-то очень сильно напоминает.
Но вряд ли она всегда была такой. Понятно, что чемпионаты мира и Европы слабые не выигрывают, но там все-таки другое. Ты и сама уже наверняка знаешь эти истории, когда бывшие победители доживают свою чемпионскую жизнь, не найдя себе места после спорта.
Недавно прочитали у мамы в инстаграме, как четыре года назад, в далеко не лучший период своей жизни, она пришла устраиваться на работу в один спортивный клуб. И поняла, что работать за эту зарплату не сможет — ее элементарно не хватит для семьи.
И потому решила открыть свой клуб, полагаясь исключительно на собственные силы. Редкий выбор, связанный с целой кучей проблем и головной болью.
Хотя ты и сама это знаешь. И наверняка тоже удивляешься, как мама справляется со всем этим многообразием: группы, расписания занятий, чужие и собственные тренировки, учеба на очередных курсах, бесконечные рилсы в инсте и, конечно, твоя реабилитация…
Нам нравится в твоей маме все, кроме ее желания бегать марафоны (хотя тут, справедливости ради надо сказать, наши мнения разделились). Вообще-то звезды после карьеры ходят в спортзал по большим праздникам, а судя по маминым сторис — она по-прежнему готовится к чемпионату мира. Через медцентры, таблетки, мази, восстанавливающие процедуры и пробежки — часто через боль.
Считаем, это влияние твоего папы. Неожиданно для всех, в том числе и для мамы, Илья стал хедлайнером этого лета. 34 марафона за 36 дней — с сожалением от того, что этот рекорд пришлось прекратить по настоянию близких, в первую очередь Марины.
«Илья — это тот человек, который никогда ни на что не пожалуется, у него один ответ на все: да нормально. Но я знаю, что не нормально и он восстанавливался после своих марафонов несколько месяцев».
Но такой пример, как видим, оказался заразителен — и в первую очередь, как ни парадоксально, для мамы. Надеемся, она не решит побить рекорд папы — пусть уж лучше он сам когда-нибудь. И для кого-то другого еще.
Надо отдать ему должное — своим челленджем он сумел привлечь внимание большого количества людей и, кажется, ни на один марафон не вышел в одиночку.
Даже на тот, когда дождь валил как из ведра — вроде бы он был тридцатым первым по счету. «Илья, надень болоньевую куртку. — Да не, мне нормально…» Так и бегал — в трусах и майке под чудовищным ливнем, от которого насквозь промокаешь уже через пару секунд. Начинал с одними бегунами, заканчивал с другими.
И действительно всегда отвечал на один и тот же вопрос «Ну ты как?» одинаково: «Да нормально…» Глядя куда-то вдаль и насквозь своих бесконечных спутников по забегам. В сторону Марса, который днем видел только он один. Ну а спутники… Такова наша судьба — вращаться вокруг того, кто притягивает какой-то неведомой и нездешней силой.
А твой папа как раз из таких.
Или вот еще: на очередную пробежку один из нас пришел со своим другом — очень известным еще в советские времена спортсменом, который знает всех и вся. И тот счел необходимым посочувствовать Марине — через Илью: «Бедная Маринка, вначале мать ушла из жизни, потом практически сразу отец… Я-то Саню Котовича хорошо помню, еще по армейским временам».
Насчет Равили коллега, понятно, знал, а вот по поводу Котовича — призера чемпионата Европы по прыжкам в высоту — сильно сомневался.
«Да ты что, знаешь, как это было в девяностых? — убеждал друг скорее не журналиста, а Илью. — Тогда многие уходили…» Коллега качал головой, а Илья кивал: мол, поэтому те годы лихими и называют…
Каково же было удивление друга, когда на следующий день он узнал, что отец Марины не так уж и плохо себя чувствует. А вернее, даже хорошо. А самому Илье еще неделю тому сообщили, что видели его тестя в олимпийской деревне.
Друг хохотал в трубке и радовался, что Саша ожил, но затем задал вопрос, на который мы и сами не получили от твоего папы внятного ответа. Ну разве это не еще одно доказательство того, что он действительно живет на какой-то своей орбите? Или опять же — на Марсе…
Но при этом, Саша, эта марсианская пара Марина плюс Илья — самая спортивная в стране. Говорят, что на всех фитнес-чемпионатах среди звезд отечественного спорта они рвали соперников, как ваш пес Раннер тряпку.
В каких бы сочетаниях те ни выступали, железные и непромокаемые Арзамасовы неизменно брали верх, подтверждая популярный тезис о том, что легкая атлетика — королева спорта.
Хотя, конечно, Смольские… Эти да, могли бы зарубиться всерьез и по всем позициям. Динара тоже мощный блогер, возможно, даже чемпион страны среди действующих спортсменов. Во всяком случае, биатлонные новости мы частенько узнаем из ее инстаграма.
10 телеграм-каналов белорусских спортсменов
Биатлонистки для нас самые удивительные люди. Анна Сола — лучшая, как все мы знаем, подруга Динары — удивила всех своим креативным решением пробежать марафон вместе с Ильей — впервые в жизни.
Для этого она прихватила с собой друзей по сборной Беларуси, а затем подговорила и подруг по сборной России. Динара, как и следовало ожидать, повела за собой мужскую часть обеих сборных.
Времени, проведенного в пробежках по лесу на Калиновского, самому юному и креативному из нас вполне хватило на детальную разработку сценария художественного фильма о победной белорусской эстафете (однако, замахнулся!). В фильме этом, Сань, как ты уже понимаешь, места двух главных героинь заняты.
А два других мы отдадим, конечно, Наде и Даше — кажется, они были первыми, кто кинул клич в твою поддержку. С Домрачевой и Скардино мы пошли бы в любую разведку по тылам противника. Лучше, конечно, снежной зимой — гуськом, след в след, с верными винтовками за плечами.
Домрачева о жизни после спорта, Кубке сильнейших и музее в Раубичах
Впрочем, с гандболистками Кариной Перегуд и Настей Макаренко один из нас тоже пошел бы. Вопрос лишь в том, смогут ли они потом вернуться. Во всяком случае, в лесу на Калиновского они едва преодолели марафон на троих — слабаки!).
А вообще нам идея патриотического кино, но только о гандболе, нравится. Смущает лишь одно — в отличие от биатлонисток, нашим кудесницам ручного мяча топ-соревнований выигрывать пока что не доводилось. До Олимпиады они вообще не добрались.
И вряд ли доберутся со своим-то «сумасшедшим» главным тренером.
Певницкий завел разговор об уходе на заседании исполкома БФГ. Коноплев его не поддержал
Но дело в том, что гандбол все-таки один из наших любимых видов спорта (и если ты регулярно читаешь Bet News, то могла это заметить). А любопытных персонажей в нем хоть пруд пруди — начиная с того самого непредсказуемого коуча, на чьи пресс-конференции можно продавать билеты, и заканчивая нестабильным составом, то недобирающим веса, то пробивающим очередное дно. Ну, как про таких кино не снять, пусть даже и фантастическое?
На самом деле все парни и девчата там неплохие и душевные, за тебя много народа вписалось. Ты уже записана на тренировки в четырех белорусских командах и в одной сербской — с воинственным названием «Войводина». Когда, понятно, полностью обретешь былую форму.
Про баскетбольный московский ЦСКА и говорить не будем — после его трогательного видео для нас это точно лучший российский клуб всех времен и народов. Там тоже есть наши белорусские ребята. А эти не подведут.
А еще, знаешь, мы давно уже обратили внимание, что на душевность и человечность количество спортивных титулов никак не влияет. Часто имеется и обратная пропорция.
Гену Тумиловича помнишь? Ну, это тот, кто записывал видео вместе с лучшей командой мира по пляжному футболу. Называется она как знаменитое алкогольное белорусское предприятие, но базируется почему-то в Санкт-Петербурге — следует полагать, для конспирации.
Гена — разгвоздяй, балбес и так далее. Упустивший, возможно, великую карьеру вратаря в кутежах и пьянках. Сейчас он звезда ютуба, рассказывающий о своих бесконечных похождениях исключительно нецензурным языком, который, как ни странно, в его устах таковым не кажется.
Геннадий Тумилович: я не Зидан, втащил Шапюиза в тоннеле стадиона
Так вот, однажды мы собирались в очередной детский дом, и, услышав об этом, Гена, тогда основной вратарь футбольной сборной страны, горестно вздохнул: «Эх, я бы с вами. Да завтра тренировка…» Но каково же было наше удивление, когда в назначенный час он неожиданно появился на горизонте. «Гена, а как же треня? — Так я не пошел…» Прикинь?..
И вот как к такому человеку относиться? Балбес или народный герой? Пусть каждый выбирает сам, но как только он узнал о твоей беде, то сразу развил деятельность. Как и еще одна петербурженка — Таня, дочка его славного партнера по сборной Сергея Герасимца.
Эх, Сашка-Сашка, сама не зная того, ты связала все наши футбольные поколения одной нитью. Мы тебе потом, Саня, о каждом из них расскажем.
«Железный литовец». Людас Румбутис: с Киевом играть было легче, чем со «Спартаком»
Сергей Боровский: Прокопенко звал с собой в «Спартак»
Виктор Гончаренко — особая история. Как, впрочем, и Настя Веремеенко. И мы знаем о них то, о чем не догадываются другие.
Виктор и Настя ничего не делают для того, чтобы стать в чужих глазах лучше, чем они есть на самом деле. А они действительно лучшие — это проверено в похожих историях на протяжении долгого времени.
И, вполне возможно, могут за нас на это обидеться. «Ай, ну вот зачем вы?» Ну так мы же только Саше Арзамасовой, а она, уверены, вас не сдаст.
Да, и еще. Если потом захочешь улучшить свои плавательные навыки, то это в бассейн БГУФКа. Там со своей сборной работает лучший тренер страны Геннадий Алексеевич Вишняков. Удивительный человек, прочитай о нем тут.
Доживем до понедельника. «Бокий уже побил рекорд Фелпса»
Ну а про братьев Протасов ты и сама знаешь. Леша переписывается с мамой и передает тебе приветы. И кто знает, может, именно он или его младший брат Илья станет одной из главных звезд НХЛ? Нам бы этого очень хотелось, потому что кое-кому из нас настоящими почему-то кажутся только звезды из СССР. Но это не так, и братья всем еще докажут и покажут!
А вот еще фото красивых девчонок, классных спортсменок и очень хороших людей.
«Иногда хотела выбросить эту медаль». Юлия Нестеренко 20 лет спустя
10 вопросов прыгунье Виолетте Козловской (Скворцовой)
Ладно, Сань, будем сворачиваться, ведь говорят, что ваше поколение длинные тексты не читает. Вернее, не дочитывает.
Хотя, думаем, ты станешь исключением. Знаешь, мы придумывали вопросы для интервью с мамой, и последний из них, понятно, был для обнадеживающе-красивой концовки, которую все очень любят.
Мол, может, Саша, когда полностью выздоровеет, станет продолжателем великой беговой династии?
На что был получен честный ответ: «Да ну, какие чемпионаты, все-таки у нас очень тяжелая степень поражения. Дай бог вернуться к нормальной жизни. На последний курс в »Три сестры« Саша поехала на костылях. А вернулась уже со скандинавскими палками. Врачи говорят, что ее характер бы всем больным — никогда ни на что не жалуется. И заставлять делать упражнения не надо, скорее, останавливать, чтобы совсем не упахалась».
Мама говорит, что по характеру ты в папу — такая же спокойная и невозмутимая марсианка, только со статью принцессы, которая знает, для чего она пришла в этот мир.
Кажется, после всего этого мы теперь тоже знаем — чтобы стать идеалом для тех, кто хотел сдаться. Но потом, узнав о твоей истории, решил бороться до конца.
Так что, беги, Саша, беги! И только попробуй остановиться. И, помни, мы следим за тобой нашими зоркими (и наполовину очкастыми) глазами:)