Как экс-игрок дубля «Шахтера» стал лучшим комментатором страны

Как экс-игрок дубля «Шахтера» стал лучшим комментатором страны

История Ильи Могилевца.

Спортивные комментаторы — люди, которые каждое событие наделяют собственными эмоциями. Бывает даже и такое, что некоторые болельщики и смотрят трансляции ради работы конкретного комментатора. В этом что-то есть, ведь любой человек, который ведет эфиры, любит свою работу. Не исключение и Илья Могилевец, получивший награду лучшего футбольного комментатора Беларуси в 2024 году. В интервью Bet News лауреат рассказал, как пришел к почетному признанию.

— За счет чего вам удалось получить награду?

— Сложный вопрос, на который я и сам затрудняюсь ответить. Я отшучивался, мол, какой сезон — такой и лучший комментатор. Возможно, дело в законах вселенной. Вот солигорский «Шахтер» вылетел, а местный комментатор победил в номинации. В одном месте убыло, а в другом прибыло.

Если честно, я удивился, увидев себя в списке номинантов. В то же время было очень приятно. Что касается моей победы, то я рад этому, но отмечу, что профессия комментатора очень субъективная. Кто-то скажет, что он скучный, а кто-то — что эмоциональный. Здесь, как в еде или музыке, дело вкуса. А как известно, о вкусах не спорят:)

Сам в своих эфирах я люблю пошутить. Другие комментаторы могут делать упор на что-нибудь другое. Возвращаясь к вопросу, как мне удалось первенствовать в номинации — наверное, за счет солигорского комьюнити и моих коллег, которые за меня голосовали.

— Могли ли вы представить, что станете лучшим комментатором?

— Конечно же, нет. Когда приходил на свой первый кастинг в 2018 году, даже подумать об этом не мог. Но мой успех не означает, что я достиг пика. Мне хочется развиваться в комментаторской сфере. Никогда не скажу: «Слушайте меня как хотите, с вами лучший комментатор Беларуси». Это было бы очень странно. Ведь каждый эфир — это новая история.

— Вашу награду невозможно выиграть необъективно, ее можно лишь субъективно проиграть.

— Лично я не могу выделить лучшего. Каждый из нас хорош и старается делать белорусский футбол лучше. И даже если брать вместе комментаторов с АБФФ-ТВ и БГТРК, то и здесь я не смогу определить сильнейшего. Да, люди с БГТРК более профессиональны, но это их основная работа, а в нашем случае — это лишь хобби. С другой стороны, любая работа надоедает, и у коллег не с ТВ больше шансов не перегореть.

— Что было самым сложным, когда начинали комментировать?

— Переключиться с диктора, которым я работал на стадионе в Солигорске. После попадания в пул комментаторов было сложно избавиться от манеры «голасо». Когда пересматривал свои первые матчи, это было кринжово. Не сразу удалось отодвинуть болельщицкие чувства на второй план. Да и будучи диктором мне нужно было лишь объявлять составы, замены и авторов мячей. Комментатор же должен полноценно отработать 90 минут, что в первое время было непривычно.

— Случалось ли, когда ваш опыт диктора, наоборот, помогал?

— Безусловно. Умение работать с публикой пошло на пользу, помогло чувствовать себя уверенно в комментаторском кресле.

— Есть ли коллеги, с которых брали пример?

— Разумеется. С ранних лет нравились эфиры Павла Баранова — еще с тех времен, когда он комментировал серию «А». Многое почерпнул для себя, уже когда сам пришел в эту профессию. Могу выделить Баранова, Александра Цвечковского, Евгения Табулу. Среди россиян — Василия Уткина и Константина Генича. Мне запомнились слова Уткина о том, что если матч скучный, то комментатор может скучать вместе с футболистами. Константин Генич нравится своей размеренностью: где-то может дать эмоцию, а где-то — спокойно порассуждать.

— Можно ли быть комментатором, если это не хобби, но ты профессионал своего дела?

— Думаю, это будет очень сложно. В данной сфере нужно любить свою работу. Если и представить такой вариант, то это наверняка будет похоже на искусственный интеллект.

— Вы работали на хоккейных матчах Betera-Экстралиги. Кого считаете лучшим тренером в ее истории?

— Сложно сказать, ведь трудно сопоставить различные временные отрезки. Если брать всю историю, то это, возможно, Захаров. Как бы «Юность» ни хаяли, Михал Михалыч давал результат, никому не оставляя шансов. В настоящее время лучшим является Дмитрий Кравченко, который сделал невозможное, три раза подряд выиграв чемпионат. Да, многие говорят, что эти титулы добыты «Металлургом» благодаря командированным динамовцам. С другой стороны, регламент пишется не в Жлобине. Следовательно, это проблема не «Металлурга».

А кто лучший тренер в истории футбольной высшей лиги?

— Виктор Гончаренко. С БАТЭ он показывал великолепные результаты, выходы в группы еврокубков — просто космос. Но сейчас говорю об этом с грустинкой. Уверен, что Гончаренко не реализовал свой потенциал даже наполовину.

Раз мы заговорили о нераскрытых потенциалах, кого еще выделите?

— Юрия Вернидуба. Очень сильный тренер. Сначала не все в «Шахтере» понимали его идеи, так как уровень тренера не соответствовал уровню игроков. Но со временем команда стала показывать результат. Помню, был очередной провал в еврокубках, что для Солигорска обычная история, но Вернидуб казался именно тем специалистом, который мог сделать тот «Шахтер», который хотят видеть болельщики.

От ворот поворот. Все о тренерских отставках в белорусском футболе

— В России недавно состоялась перепалка между Валерием Карпиным и комментаторами. Главный тренер сборной России говорил, что оценки могут давать только эксперты. Комментаторы резко возразили. Кто здесь прав?

— Здесь сложно сказать однозначно. С одной стороны, можно понять Карпина. У комментаторов могут быть необъективные оценки. Но если я увижу плохой удар, то не скажу, что он был хорошим. В любом случае придется дать свою оценку. И комментатор ее не навязывает. Он всего лишь транслирует мысли по ту сторону экрана.

Вместе с тем бывают моменты, когда комментатор говорит, что футболист играет беззубо в атаке, а тренер дал установку уделить внимание обороне. Вот здесь оценка комментатора может быть ошибочной. Но опять-таки сложно сказать, кто такой эксперт в понимании Карпина. Генич — эксперт или нет? Он поиграл в футбол на хорошем уровне. Думаю, комментаторам и тренерам нужно просто заниматься своим делом.

— С кем из известных ныне личностей вы пересекались в дубле «Шахтера»?

— Со Стасом Суворовым. Он закончил карьеру игрока из-за проблем с сердцем. Но сразу было видно, что он свяжет свою жизнь с футболом. Он горел им так, что не описать словами.

В дубле со мной играл и Юра Ковалев. С ним мы пересекались еще на лицензированных соревнованиях, когда он выступал за «Суворовец». Юра пришел в дубль вместе с Лешей Василевским, который сейчас работает в структуре «Шахтера», а как игрок защищал цвета «Крумкачоў». Также через наш дубль проходил и Артем Якубов — лидер мини-футбольной «Столицы».

Вроде бы я и назвал несколько фамилий, но считается, что в то время наш год был «неурожайным»:) Хотя из того поколения было много талантливых ребят, которые должны были заиграть на хорошем уровне. Прежде всего на ум приходит Азам Раджабов. Он находился в структуре киевского «Динамо», но далее его карьера пошла куда-то не туда. В целом можно отметить, что по Беларуси мало ребят 1993 года рождения, которые достигли серьезного уровня.

— В ту пору у Суворова были видны тренерские задатки?

— Когда Стасу закрыли путь в футболе в качестве игрока, у него не было выбора. Он не мог жить без футбола.

Он был хорошим крайним защитником, который мог так вцепиться в соперника, что тот не хотел играть на том фланге. Эта цепкость не покинула Станислава и после завершения игровой карьеры. Он так загорелся тренерством, что было понятно — своего на новом поприще не упустит.

— Есть ли истории, связанные с ним?

— Суворов настолько серьезный, что очень сложно что-то вспомнить. Но отмечу интересный факт: в детскую школу «Шахтера» он приехал из Копыля. Стас рассказывал, что в детстве играл со своими ровесниками в догонялки, бегая по житу. Понятное дело, с накаченными ногами ему не доставляло труда носиться по полю на протяжении всего матча. Что касается характера, то он с детства был парнем, который не даст себя в обиду. Также Стас не терпит несправедливости. Он тот человек, который всегда скажет правду в глаза и будет стоять за свой коллектив, что бы ни случилось.

Еще одна беседа с Суворовым. С погружением в детали и новыми фактами

— Вам не предлагали перейти на «Беларусь 5»?

— У меня есть опыт работы там. Комментировал матчи «Ливерпуль» — «Уотфорд» и «Шахтер» — «Торпедо»-БЕЛАЗ в 2021 году. Однако до более плотного сотрудничества не дошло. Как говорится, не срослось. Но если судьба даст возможность поработать на спортивном телеканале, я с радостью приму этот вызов.

— Как-то вы забыли выключить микрофон в перерыве матча, и в эфир полился спич о погоде и качестве футбола.

— Это не я забыл выключить микрофон. Для налаживания технических вопросов на «Ясном» меня попросили проговорить слова, сказав, что на канале пошла реклама. Да, так и было, только на YouTube-платформе вещание продолжилось. Благо я обошелся без нецензурной лексики — иначе это была бы проблема:) А так сказал все как есть: погода не очень, да и качество игры не сильно радовало. К слову, это было начало чемпионата. Играли «Слуцк» и «Ислочь».

— Были ли еще курьезы?

— Таких больших нет. Хотя как-то по ходу матча в Солигорске на меня напала оса. Еще в Слуцке немного током ударило. И больше в то место я руку не клал, боясь ругнуться:) Если брать этот сезон, то вспоминается появление на поле собаки. То есть все эти случаи запомнились в основном из-за скучного футбола.

— Кто круче: белорусские комментаторы или футболисты?

— Безусловно, футболисты. Они тратят много здоровья, выдерживают колоссальные нагрузки. Они поднимались с самых низов, пройдя через испытания. Не забываем, что и карьеры у них не вечные. В 35-38 лет они заканчивают. Многие думают, что футболисты слишком много получают. Однако в нынешних реалиях они получают слишком мало. Они хорошо зарабатывают лишь по сравнению с обычными людьми.

В любом случае это не та история, когда человек просто надел бутсы и пошел играть в удовольствие. Считаю, труд футболиста не должен обесцениваться. Все-таки чтобы стать футболистом, у человека должны быть два качества — талант и здоровье.

— Бывало ли, что футболисты или тренеры обижались на ваши высказывания?

— Да. Даже в этом году. Звонил брат Никиты Капленко — Кирилл. Смотрю — звонок с российского номера в WhatsApp. Думал, что мошенники. Оказалось, что это был Кирилл Капленко. Он сказал, что своими словами я расстроил маму Никиты. Я извинился. Сказал Кириллу, что не хотел никого обидеть.

Но хочу заметить, что я был объективен в своих оценках. В той игре Никита удалился, плюс из-под него гол забили. Однако как я не хотел расстроить маму Никиты, так и не хочу задевать друзей и родственников других футболистов. Но в любом случае буду стараться быть максимально объективным.

— Какова ваша основная сфера деятельности?

— Я отработал 9 лет на «Беларуськалии». Был там слесарем-ремонтником, чинил горно-шахтное оборудование. Работа в подземных условиях сложная, однако мне нравилось, так как у нас был хороший коллектив. Сейчас я слесарь-ремонтник на другом предприятии.

— Нравится ваша работа?

— Нравится только потому, что приносит доход. Если бы была возможность работать творчески — с удовольствием превратил бы хобби в «постоянку».

— Известно, что вы любите путешествовать. Какие места больше всего запомнились?

— Могу выделить два. Первое — это Испания. В 2006 году, когда мне было 13 лет, родители выбили путевку в лагерь. Целый месяц мы жили в горах, спали в палатках. Остались крутые впечатления: в горах другой воздух, другая атмосфера.

Второе место — Черногория. Съездил туда уже в сознательном возрасте. Было приятно, что быт черногорцев похож на наш.

 — Есть ли у вас хобби, не считая спорта и путешествий?

— Моя отдушина — «Мафия». Можно хорошо отдохнуть и поработать головой. В этой командной игре нужны математика, логика и красноречие. В Минске есть два таких клуба: «Mafia Hub» и «Neft». В Солигорске играем в заведении «Continental». Уверяю: кто захочет погрузиться в эту игру, тот не пожалеет.

Плюс хобби — это работать в команде NK Sports. Крутой проект с замечательными и талантливыми людьми, которые комментируют удаленно и с арены турниры разных уровней, возрастов и видов спорта. Отдельно выделю Никиту Климука, который собрал очень классный коллектив вокруг себя. NK Sports — огромный проект, который не столько про хобби комментировать, сколько про людей.

— Назовите лучший матч, который вы смотрели или комментировали.

— Что касается матча, который смотрел, то ответ вряд ли будет оригинальным. Это стамбульский финал Лиги чемпионов «Ливерпуль» — «Милан», когда «красные» отыгрались с 0:3. В более сознательном возрасте на ум приходит полуфинал ЛЧ-2018/19 «Аякс» — «Тоттенхэм» (2:3). Что касается матчей сборных, то вспоминается перенесенный Евро-2020 и поединок 1/8 финала между Францией и Швейцарией. Казалось, что когда Поль Погба положил «плюшку» и сделал счет 3:1, то это конец интриги, но в итоге матч перевернулся невероятным образом.

Из того, что комментировал, — это матч 5-го тура сезона-2019 «Шахтер» — «Энергетик». Тогда команда Сергея Ташуева уступала по 1:3, ей удалось сравнять счет, но все равно хозяева уступили — 3:4. Тот редкий случай, когда стадион благодарил команду за игру даже после поражения. Болельщики видели и оценили волю «Шахтера» к победе.

Пересматривал тот матч и скажу честно: для меня это яркий пример того, как нельзя комментировать.

— Почему? Вы были слишком эмоциональным?

— Да, сверхэмоциональным. Но это был мой первый год работы. Все мы учимся на ошибках. Но матч был триллером с непредсказуемой развязкой.

— Вы играете в футбол?

— Уже давно нет. После разрыва «крестов» сделал операцию, и стало понятно, что с футболом я завязал. Один раз пробовал вернуться, но после игры пришлось выкачивать жидкость из колена. Тогда окончательно понял, что с футболом придется прощаться.

— Вы получили травму в период игровой карьеры?

— Нет. В 2017 году я от «Белкалия» играл в КВН. И на одном из выступлений не заметил ступеньку, оступился. Хотя подозреваю, что и до этого мои связки были подорваны.

— Как проходила реабилитация?

— Восстанавливался более полугода. Приходилось носить корсет на ноге. Сначала я мог сгибать ногу на 5 процентов, дальше на 15 и так далее. В первое время было очень сложно: и корсет снять не мог, и помыться в ванной было проблематично. Надеюсь, сейчас в плане медицины с этим вопросом попроще.

— Какую музыку слушаете?

— Совершенно разную. Могу кайфовать от хита Преснякова «Аэропорты», а через пару минут в машине будет звучать «Nirvana» с хитом «Rape me». Музыка схожа с комментированием матчей — в том плане, что это чистая вкусовщина и при желании всегда можно найти плюсы и минусы.

— Известно, что вы пробуете себя в качестве судьи. Как вам такая роль?

— Изучить судейскую кухню было очень полезно. Мне это помогло как комментатору. Как только судейский опыт появился в моей жизни, в своих эфирах я в 95% случаев поддерживаю арбитров. Ведь у них нет повторов, которые есть у зрителя. С другой стороны, они способны увидеть то, чего зрители и на повторе не смогут разглядеть.

Мне было классно окунуться в эту очень сложную и неблагодарную сферу. Как бы ты ни судил, все 15 команд будут тобой недовольны.

— Бывает ли дружба между комментаторами?

— Безусловно. Комьюнити комментаторов самое доброжелательное из тех, которые я знаю. Ни разу не было такого, чтобы мне отказали в просьбе. Наше сообщество делает одно дело и улучшает белорусский футбол. Не назову ни одного человека, который вызывал бы у меня негатив.

— Какой совет вы дали бы человеку, который решил стать комментатором?

— Прислушиваться к кому-то более опытному, не стесняться задавать вопросы. За спрос не бьют в нос. Некоторые молодые думают, что это не добрый совет, а манера поучения.

Все-таки люди больше судят не по кому-то конкретному, а по общему уровню комментаторов. Ведь может быть так: болельщик посмотрел эфир — и сделал вывод, что раз один комментатор плохо отработал, то, значит, и все такие. Поэтому нужно, чтобы общий уровень комментаторов был высоким.

Фото: Александр Добриян («Прессбол»), пресс-службы БФФ, ФК «Шахтер», из личного архива Ильи Могилевца.

4

0

1