Иван Айплатов: труд дизайнера похож на работу боксера

Иван Айплатов: труд дизайнера похож на работу боксера

Интервью о моде и спорте.

Иван Айплатов — один из самых известных в стране профессионалов своего дела, который за два десятка лет работы не раз соприкасался со спортивной отраслью. Сейчас же топовый дизайнер сотрудничает с компанией Betera. Он занимается созданием новой коллекции одежды для команды промоутеров — красоток BetGirls, которых вы могли видеть на различных спортивных соревнованиях или мероприятиях Betera. Поговорили с Айплатовым об этом его проекте, «Белых крылах», работе с пиковым брестским «Динамо» (это что-то новенькое!) и спорте в жизни дизайнера.

— Betera обратилась ко мне с предложением о сотрудничестве. У компании возникла заинтересованность в том, чтобы появился чисто белорусский дизайнерский продукт. На мой взгляд, поставлены довольно интересные задачи. Речь идет не о классическом промо-проекте, ведь промо-продукция, как правило, делается на основе уже готовых вещей. В таких случаях простор для дизайна минимален: где-то что-то забрендировать и так далее. Здесь мне понравился сам подход. В задачу поставлено создание нетривиальной промо-коллекции. И я с удовольствием взялся за проект.

— Вы из тех, кто склонен контролировать процесс «от и до», или, грубо говоря, предпочитаете в полевые условия не лезть?

— Дело в том, что я и моя команда — как бы заложники своего имени. Когда продукт выходит от моего имени, носит мое имя, мы не имеем права делать по-другому, кроме как контролировать процесс от начальной и до завершающей стадии. Поэтому всегда, достигая договоренности о сотрудничестве, я предлагаю авторский надзор. Это подразумевает контроль полного цикла — от идеи и эскизов до процесса производства и формирования коллекции.

Если этого надзора нет, может выйти, скажем так, много неправильного. С подобным приходилось сталкиваться за долгие годы. Были случаи, когда компании брали готовый проект и сами занимались производством. Но авторство принадлежит мне, и, соответственно, вопросы все адресуются мне. Поэтому, чтобы все было выполнено профессионально, а на выходе получился качественный продукт, весь процесс замкнут на мне и команде.

— Дизайнер может что-то сделать по щелчку? Или в вашей сфере все же необходимо вдохновение?

— Иногда сравниваю труд профессионального дизайнера с работой профессионального боксера. Он ведь не ждет вдохновения, правда? Ему ставят задачу, и он идет спарринговаться. Сложно, когда есть неопределенность в работе. А когда есть четкая задача и понимание, какой продукт должен получиться — наоборот, интересно. Тем, повторюсь, и понравились люди из команды Betera, которые занимаются продвижением. Они очень хорошо знают, чего хотят, и могут это изложить. Когда нет волокиты, решения принимаются быстро, работать очень легко.

— Есть ли в моде то, что в принципе не стильно или можно назвать вкусовщиной, то, что кажется некрасивым и старомодным?

— Я бы поделился вот каким наблюдением. Например, вы приходите в магазин Nike. У вас же, как правило, нет претензий к этой компании в плане дизайна? Вы же не скажете, что она с ним не дружит? Она, бесспорно, имеет большой авторитет. Но когда я захожу туда, редко выбираю себе несколько пар кроссовок. Это ведь не значит, что все остальное — плохое. Весь модельный ряд никому не обязан нравиться. Это касается и любого дизайна. Кому-то нравится, кому-то — нет. Да, есть, на первый взгляд, очевидные вещи. Хотя даже и в них не всегда можно совпасть профессионалам. Не говоря уже о зрителях, критиках, у которых может быть тысяча мнений по поводу дизайна.

— У вас есть понимание, какими должны быть спортивные формы в XXI веке? Есть атрибуты, которые безвозвратно устарели?

— В моде, как и много где еще, есть своего рода циклы. Яркие трендовые вещи, которые в одно время активно используются, постепенно уходят. Знаете, есть такая цитата, уже не упомню, кем сказанная: «Пошлое — это когда пошло в народ». Сейчас мир меняется стремительно, пришло время огромных скоростей, а значит, продукт крайне быстро устаревает. В этом плане, естественно, гораздо проще работать с классикой. А вот с ярким фоном, где нужны неоднозначные и оригинальные решения, — сложнее. Срок жизни таких продуктов в мире моды очень короткий.

— На форме белорусских олимпийцев, которые выступят в Париже-2024, воспрещено изображение любых национальных атрибутов. Это связывает руки, или можно отыскать дизайнерское решение, которое давало бы понять, что перед нами именно белорус?

— Безусловно, можно найти массу вариантов, чтобы подчеркнуть принадлежность атлетов к Беларуси. Есть огромное количество отличительных знаков, присущих нашей стране, ее истории и культуре, которые скажут гораздо больше, чем национальные символы. Они восходят к далекому прошлому и идут с белорусским народом много веков. Причем графически могут позволить сделать довольно яркий продукт.

— Василек?

— Повторюсь: их предостаточно. В том числе, конечно, и василек. Но даже он уже слегка набил оскомину. Если у дизайнера стоит задача сделать нечто новое и эксклюзивное, я бы искал глубже.

— Каким проектом вы и спустя годы особенно гордитесь и довольны?

— Таких хватает. За два десятка лет было сделано много выразительные коллекций. Одна из них, например, — Comedy Club Fashion. Яркий, юмористический фэшн-проект, который определенно могу назвать хорошей работой. Что касается спорта, то и здесь есть что упомянуть. Это форма для национальной олимпийской команды к Играм-2016, сотрудничество с гольф-клубом «Минск», а также с футбольным клубом «Динамо» из Бреста.

— Интернет об этом умалчивает, расскажите…

— Мы работали с брестским «Динамо» в 2018-19 годах. Все началось в сезоне, когда в Беларусь приезжал Диего Марадона, в следующем команда завоевала чемпионство. Был очень интересный проект — отшивали парадные костюмы для игроков. Вообще в мировой моде изготовление парадных костюмов для футбольных команд — это особый «фетиш». Этим занимается огромное количество дизайнеров, включая «Армани». Рад, что и мне удалось себя в этом попробовать. Опыт уникальный. Некоторые критики моды сейчас пишут целые статьи.

30 самых важных людей в суверенной истории «Динамо» (Брест)

— «Белакрылыя» и форма национальной сборной по футболу — это ведь тоже ваших рук дело?

— Там была разработка не столько формы, сколько символов. Да и, в общем, проект толком не состоялся. Мы не нашли с заказчиком общего языка. Наверное, не стоит об этом уже говорить.

— Спорт в вашей жизни есть?

— Безусловно, мне нравится подвижный образ жизни. По утрам, конечно, не бегаю. Все в большей степени подчинено рабочему ритму. Так что активностям уделяю внимание преимущественно по вечерам. Из кардионагрузок предпочитаю велосипед. Также нравится плавание — бывает, провожу время в бассейне. Но в целом стараюсь свой ресурс, так сказать, не распылять.

— Вы многодетный отец. Кто-то из детей спортом увлекся?
— Профессионально — нет. У нас и не стояло такой задачи. Сыновья все занимались спортом: карате, тайский бокс, дзюдо… Хотя в целом у нас семья больше творческая.

— Насколько Betera шагает в ногу со временем? Ее фирменные цвета и наличие BetGirls — это стильно?

— Узнал о компании, когда случайно на одном из мероприятий увидел девушек BetGirls. Конечно, они не могут оставить равнодушным ни одного мужчину. Сразу подумалось, что подход к промо-команде у компании очень правильный. Это располагает и обращает на себя внимание гораздо больше, чем привычная баннерная визуализация. И вот через этих девчонок, разузнав, что это за красотки, уже ближе познакомился с самой компанией.

— Каким именно будет результат вашего сотрудничества с Betera? Что оно предусматривает, что получится в итоге?

— Сейчас мы заняты именно тем, чтобы одеть промо-команду. Это довольно долгий и кропотливый проект, но до конца года мы его сделаем. Что он в себя включает? Одежда на самые разные случаи жизни. Сюда входят и летние, и зимние комплекты, и довольно большой ассортимент для различных спортивных и промо-площадок. Это и ветровки, и куртки — одним словом, гардероб на всевозможные погодные условия. В финале это тянет даже на хорошую дизайнерскую капсулу, которую можно презентовать в формате небольшого шоу. Ну а пока проект в зачаточной стадии. Он, можно сказать, плавно рождается.

— Ваша цитата из интервью 10-летней давности: «Хотелось бы видеть огромное количество счастливых и святящихся людей вокруг, чтобы я по-прежнему занимался любимым делом, которое приносило бы пользу не только мне, но и обществу. Мне хочется достичь максимального состояния спокойствия и радости за окружающих. Думаю, этого многие из нас хотят...» Сбылось? И что бы хотели увидеть еще через десять лет?

— Честно говоря, этих слов и того интервью не помню, но допускаю, что именно так я и мог сказать. Думаю, задачи совершенно не изменились. Так что пусть все будет так, чтобы я то же самое мог сказать и в 2034 году. Со спокойствием, конечно, у меня не очень — а как иначе, когда несешь ответственность за большое количество людей? Это обстоятельство и не дает возможности находиться в нирване, хотя к ней стремлюсь. Жить в счастье — одно из главных моих желаний.

Автор: Григорий Трофименков.

Фото: Betera, «Комсомольская правда», страница Ивана Айплатова в Instagram.

11

0

0

0

0