Белорус попробовался в Летней лиге NBA. Что из этого получилось?

Белорус попробовался в Летней лиге NBA. Что из этого получилось?

Наших до сих пор в NBA не было. Так почему ажиотаж?

Из всех североамериканских лиг площадки «Мэдисон сквер Гарден», «Юнайтед-Центр», «Стэйплс-центр» и другие наверняка были и есть для белорусского болельщикам самыми завораживающими в силу своей недостижимости и в то же время притягательности. Посудите сами: первые хоккеисты прорубили окно в Новый свет почти на заре суверенитета, а Руслан Салей в начале 2000-х был в одном матче от завоевания Кубка Стэнли. В общем NHL перестала быть местом, куда можно попасть, использовав один шанс на миллион.

Футбольная MLS никогда не имела репутации лучшей в своем роде. Ни раньше, ни даже сейчас, когда через океан переехал Лионель Месси. Бейсбольные ристалища все же бесконечно далеки от Беларуси, где и профессиональных клубов-то по этому виду спорта раз-два и обчелся. А вот у баскетбола было крепкое советское наследие — с олимпийским золотом Мюнхена-1972, руку к которому приложил уроженец Гродненщины Иван Едешко. В общем, славное прошлое никогда не давало покоя, а вместе с ним и крепло желание впервые прикоснуться к паркетам, которые топтали Майкл Джордан и Карл Мэлоун, Чарльз Баркли и Кобе Брайант, Леброн Джеймс и Тим Данкан…

Неслучайно Александра Куля и сейчас, спустя четверть века с лишним, спрашивают о североамериканском этапе карьеры. За тридцатилетнюю с лишним историю никому из белорусов не удалось пробиться в NBA. Тогда как великан из Витебщины проделал самый долгий путь — до заветной цели ему оставалась буквально парочка шагов. В конце 1990-х он выставлял свою кандидатуру на драфт, но так и не был выбран ни одним из клубов, после чего возвратился в Европу.

С тех пор никому из соотечественников настолько близко подбираться к NBA не доводилось. Так есть ли шансы у Масальского? Ответ отрицательный, хотя это, во-первых, не умаляет его заслуг, а, во-вторых, — самому Евгению июльский кэмп очень многое может дать в карьере, которая в последнее время встречала массу ухабов. Впрочем, давайте по порядку.

Почему сюда не едут звезды Евролиги, зато хватает малознакомых персонажей?

Ответ на поверхности, хотя для тех, кто не знаком с североамериканскими реалиями, да и спортом — в частности, потребуется хорошенько разжевать. Все дело в том, что в Летнюю лигу игроки едут на свой страх и риск. Наверняка каждый за свою жизнь сталкивался с сообщениями в новостных лентах: мол, приезжий в США вынужден был воспользоваться местными медицинскими услугами, а теперь должен Штатам крупную сумму, которую не потрудится покрыть ни одна страховая. И это еще повезет, если у тебя есть страховой договор — тогда ушлые агенты, хорошо знакомые по романам Джона Гришэма, вынудят сойтись на какой-то минимальной сумме. В худшем случае за все будешь платить из своего кармана.

Так и тут: баскетболисты, мечтающие пробиться в NBA, когда соглашаются участвовать в Летней лиге, идут ва-банк. Любое мало-мальское повреждение, а то и травма, рискует выбить из колеи. Клуб, который приглашал тебя, лечение не оплатит, в результате чего восстанавливаться придется за свой счет. В исключительных случаях, конечно, может и пойти навстречу, но такую практику нельзя назвать распространенной, а главное — скрепленной юридической печатью.

Поэтому видные нездрафтованные исполнители из Старого света, даже если их зовут из-за океана, трижды подумают, прежде чем решаться на крутой карьерный поворот. Ибо есть угроза остаться ни с чем. В общем, меняют «Реал», «Барселону», «Фенербахче» и иже на NBA только в том случае, если предлагается конкретный контракт в головной команде. Ну а уровень все же в Северной Америке не тот, чтобы с закрытыми глазами брать кота в мешке.

В общем, более-менее состоявшиеся в Европе исполнители предпочитают синицу в руках, нежели журавля в небе. К тому же примеров, когда кто-то выбился из грязи в князи через Летнюю лигу, и правда не много. Летописцы любят в первую очередь упоминать Джереми Лина, который именно сквозь Летнюю лигу, не будучи ранее задрафтованным, о себе заявил. Попал сначала в «Голден Стэйт», а затем задержался в лиге на девять лет. Но это лишь исключение, которое подтверждает правило.

Как в Летней лиге оказался Масальский и не зря ли согласился на предложение «Юты»?

Из вышесказанного прямо следует: Летняя лига — это своего рода лотерея, где чрезвычайно сложно вытянуть счастливый билет, хотя и возможно. Здесь не встретишь среди конкурентов за место в составе тех, кто может многое потерять, а вот предостаточно других — кто ищет место под солнцем и полон решимости перезапустить карьеру. Кто готов срываться с одним чемоданом на другой конец страны. Кого отвергли на одном месте и не разглядели талант. Кто длительное время пребывал без баскетбола, гаходясь на больничной койке.

Вот наш Евгений — как раз из таких. Сезон-2022/23 он фактически пропустил полностью. Ибо накануне него порвал крестообразные связки, затем стал жертвой неудачного хирургического вмешательства, что еще продлило процесс возвращения в строй. В общем, форвард оказался у своеобразной развилки. Когда выступление за университетскую команду «Сан-Франциско» завершено и когда твердой почвы под ногами нет. И здраво рассудил: вернуться в Европу еще успеется, а отказаться от предложения из NBA — это обречь себя на последующие муки. Ведь лучше жалеть о том, что сделал, а не о том, чего не сделал.

Кстати, предложений у Масальского было три. Помимо «Юты», нападающего звали в «Кливленд» и «Майами». А вызов из Солт-Лейк-Сити он принял, видимо, из-за большей настойчивости и конкретики. Баскетболист признался, что ему выдали билет и заявили, что ждут в штате мормонов.

Спустя несколько недель после завершения Летней лиги, безусловно, нельзя с уверенностью говорить, что Масальский и его агент выбрали самый лучший вариант. Потому что в Летней лиге Евгений так и не сыграл. Во всех восьми матчах «Юты» он просидел на скамейке запасных, не получив даже крошечного шанса в виде хотя бы пары игровых минут.

Зачем все это было, если на Масальского не рассчитывали?

Хороший вопрос, и он нуждается в развернутом ответе. Дело в том, что Евгений изначально был готов к тому, что столкнется со скудной игровой практикой. Возможно, то обстоятельство, что он на площадку ни в одном из восьми поединков не вышел вовсе, отчасти и деморализует, но вопиющим откровением это не стало. Для тех, кто в курсе всей специфики Летней лиги, разумеется.

Дело в том, что там основную обойму составляют исполнители, в этом или прошлом году выбранные на драфте, а также ближайшие из незадрафтованных, на которых та или иная франшиза положила глаз, но предпочла им других. Как правило, в активной ротации находятся восемь-девять человек, парочка из которых точно получит шанс в будущем сезоне NBA. Затем идут еще несколько фигур, над продвижением интересов которых славно потрудились агенты — они, возможно, не обладают исключительными техническими навыками, но знакомство их представителя с тренерским штабом или нечто другое приоткрыло перед такими баскетболистами двери. Наконец, последние два-три игрока — что называется, для количества. Для глубины скамейки. На тот случай, если вдруг сломаются разом сразу несколько передовиков.

У «Юты», увы, как бы кощунственно это ни звучало, таких бед не случилось. В итоге Масальский стал единственным, кого не наградили хотя бы символическим выходом на площадку. Тем не менее пользу от пребывания в Солт-Лейк-Сити все равно поиметь можно. Сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, факт пребывания в Летней лиге — это огромное подспорье. Если хотите, работа на зачетку. Спортсмены с таким бэкграундом явно приобретают в весе в Европе. Причем большой, откровенно говоря, разницы между тем, выходил ты на площадку или преимущественно пребывал в резерве, нет. Важно одно: ты прошел своего рода школу. Поглазел на зал, где бросают лучшие на планете баскетболисты. Потренировался под началом тренером из команды NBA (а они к Летней лиге также привлекаются).

Теперь второе: Масальский оказался в среде, где все же эскулапы посвятили время и уделили внимание его здоровью. В тот самый момент, когда это больше всего надо. И тут предоставим слово ему самому.

— У меня первая тренировка, мы закончили — подходит врач и говорит: давай сделаем кое-какие процедуры на твоем больном колене. И именно для поддержки, профилактики твоего тела. То есть, чтобы предупредить повреждение. Представьте, что ваше тело — это машина, в котором надо постоянно менять машинное масло. Вот в США так и делают. Работают над восстановлением, чтобы избежать травм.

Евгений бросает попытки стучаться в NBA и что теперь дальше?

А вот об этом информации толком пока нет. К слову, на днях, стало известно, что другой белорус Дмитрий Ривный, против которого на университетской площадке выходил Масальский, перебрался в чемпионат Португалии. Наверное, пока статус Масальского позволяет рассматривать предложения из более статусных лиг. С одной стороны, пропущенный год в связи с травмами отворачивает потенциальных работодателей, с другой — бесценный опыт Летней лиги как будто должен наоборот их притягивать.

Ясно и другое: нахождение в США — дело с финансовой точки зрения все же обременительное. Предоставим слово Масальскому, который признается, что заработать игроку его уровня сейчас сложно. Летняя лига — это история не про то, как утолстить кошелек.

— Представьте, что вы хотите работать в IT-сфере. Да, тебе дадут какие-то деньги на первое время пожить, но сначала ты пашешь ради резюме. Может, когда-то и можно будет заработать, но не сейчас. Сейчас ты набираешь подписчиков в инстаграме, чтобы когда-то монетизировать аккаунт. Кому очень повезет, на того выйдут представители какой-нибудь компании. В итоге ты договоришься, чтобы между делом сказать в интервью, что пьешь тот или иной напиток или ешь батончик. А жалованье от «Юты»? 180 баксов в день. С учетом, что один завтрак в 40 долларов обходился.

Впрочем, Евгений не унывает и считает, что ему работа найдется.

— Здесь важно, чтобы у тебя был какой-то скилл. Три основных качества — ты хорошо работаешь 150 процентов каждый день, ты умеешь играть и попадаешь броски, последнее и самое главное — как ты общаешься и являешься ли проблемой для команды, как ты ей помогаешь, даже если не играешь. Если у тебя есть три скилла, ты не дебил и у тебя есть агент, то тебе найдется работа в любом случае. Вот, приехал сюда парень из первой лиги Италии. Я посмотрел на него, потом на себя, потом опять на него и опять на себя. Понял, что на Апеннинах могу запросто играть и не затеряться.

0

0

0

0

0