36-летний голкипер Андрей Климович в конце августа в статусе свободного агента заключил контракт с «Ислочью». Таким образом, завершился пятилетний легионерский отрезок в карьере экс-вратаря сборной, который включил «Оренбург», «Кубань» и «Волгу». В ульяновском клубе вратарь отыграл два сезона, последний — в третьем дивизионе. Ну а теперь возвратился на родину. Правда, не в один из бывших клубов (а в его карьере были минское и брестское «Динамо», «Гомель», «Минск» и «Шахтер»), а в «волчью стаю».
— 27 августа у вас был день рождения. Как отпраздновали?
— Вообще никак не отмечал. Был обычный будний день — никаких празднований. От близких поздравления получил — и это самое главное. Никто из тех, от кого ждал добрых слов, не забыл.
— Недавно появилась информация, что вы заявлены за DMedia. «Ислочь», выходит, переманила?
— Мы хорошо общаемся со Стасом Драгуном. Он сказал, что был бы рад меня видеть в своей команде. Сели, обсудили и решили так: если не будет предложения в профессиональном футболе, пусть на всякий случай хотя бы буду внесен в заявку в любительской команде. Ну а если вариант найдется, тогда сотрудничество отложим. А потом появилась «Ислочь».
— Из России предложений уже не было?
— Кое-какие варианты были, но без какой-то конкретики. Чтобы вот договор — и можно было подписывать. Ну и, естественно, чтобы меня этот клуб устраивал. Вдобавок ко всему и мне уже хотелось вернуться домой. Так что команда из Беларуси была в качестве приоритета для дальнейшей карьеры. Тут все знакомо, в «Ислочи» хороший тренерский штаб. Все знаю, много с кем пересекался. Возраст у меня не критичный — 36 лет. Особенно — для вратаря. В Беларуси еще можно играть.
— При каких обстоятельствах расстались с «Волгой»?
— Прошлым летом команда вылетела в третий дивизион. Задачу по возвращению во второй мы не выполнили. В итоге встретились с руководством и решили разойтись. Я изнутри посмотрел на ФНЛ-2, увидел, что это такое, и понял для себя, что нет смысла там оставаться.
— Самое яркое впечатление от российского этапа карьеры?
— Хорошо, что этот опыт был. Я в России прошел все лиги — от высшей до второй. Что-то одно сложно припомнить. Просто увидел много нового: города, знакомства. Это никогда не бывает лишним. Когда есть возможность уехать и попробовать себя за границей, это, безусловно, надо делать.
— Именно такой совет и дадите молодому одноклубнику, если вдруг он обратится?
— Каждый случай индивидуален. Не скажу, что, если есть предложение, сразу надо во что бы то ни стало куда-то ехать, в ту же Россию. Некоторые и правда делают это поспешно. Надо взвешивать все «за» и «против». Откуда? Куда? На какую зарплату? Если ехать в ФНЛ-1, то хорошо бы в клуб, который борется за выход в премьер-лигу. Или, например, ехать из минского «Динамо» — зачем? А если представляешь середняка белорусского Д1, почему нет? Есть свои нюансы.
— Как появилось предложение от «Ислочи»?
— После прошлого сезона у меня закончился контракт с «Волгой». Вернулся в Беларусь, месяц побыл дома, после чего в начале лета подумал, что надо бы пока где-то поддерживать форму. В итоге набрал номер Димы Макара (ассистент Дмитрия Комаровского. — Bet News). Какое-то время с клубом просто тренировался. Ну а потом возник взаимный интерес вместе поработать до конца сезона.
— В сборной вы сыграли два матча — оба, когда ее возглавлял Игорь Криушенко. Он в БАТЭ не приглашал?
— Сыграл я только при нем — да, но ведь вызывался и еще раньше. Первый раз — в первый период работы с командой Георгия Кондратьева. Затем и Александр Хацкевич приглашал. А что касается БАТЭ, то нет — меня не звали. По большому счету, когда у «Ислочи» появился интерес, больше ниоткуда и не ждал предложений. Мне интересен хороший клуб, который ставит определенные задачи. Плюс понравилось, как здесь организован тренировочный процесс. Для молодежи то, как с ней работают, — плюс.
— Комаровский в вашем 36-летнем возрасте в прошлом году уже начал тренерскую карьеру. Каково, когда наставник почти ровесник?
— У нас субординация, все как положено. Я к нему «на вы» и по имени-отчеству. Понятное дело, мы с ним почти одногодки, вместе играли, но сейчас — сугубо профессиональные отношения. Да и теперь тенденция такая — на молодых специалистов. Много кто даже в высшей лиге самостоятельно работает.
— Есть и еще один тренд: молодые команды полагаются на опытных голкиперов: Александр Гутор — в «Минске», Сергей Черник — в «Шахтере», Андрей Климович — в «Ислочи»…
— …А в «Аяксе» Ремко Пасвер, которому 40 лет. В этом нет ничего плохого и удивительного. Если игрок держит мастерство и на данный момент сильнее другого футболиста своего амплуа, он и должен играть. Ничего искусственного быть не должно. Если исполнитель соответствует определенному уровню, в чем проблема?
В белорусском футболе и так произошло омоложение. Сегодняшнему поколению куда проще, чем моему. Раньше вообще основная масса игроков высшей лиги была от 25 лет. Молодыми считались все, кто этого возраста еще не достиг. Зато, когда рос рядом с опытными ребятами, у них многому можно было научиться и многое подчерпнуть. Я не говорю, что ветеран должен занимать чье-то место в составе, если не тянет. Просто конкуренция должна быть здоровой.
— Стало быть, вы против лимита на молодежь, который был отменен?
— Скажите, а в каком чемпионате он вообще есть? Это ни к чему хорошему не приводит. Где-то в минорных лигах — еще допускаю. Возможно, не повредит использовать, но не на высшем уровне. Это лишняя головная боль.
— В заявку «Ислочи» в последнем матче со «Слуцком» вы уже включались. Однако Александр Свирский отыграл «на ноль». Реально его потеснить с позиции первого номера?
— Мое дело — тренироваться, а там уже пусть тренеры выбирают, кто больше достоин выходить на поле. Я буду работать на тренировках и стараться помогать клубу, а не показывать свои амбиции. Впереди три месяца — посмотрим.
— Из Беларуси вы уехали в конце августа 2019 года. За высшей лигой с тех пор продолжали следить?
— Здесь оставались друзья, поэтому, конечно, кое-какое внимание уделял. Не скажу, что прямо досконально изучал результаты каждого тура и тем более смотрел матчи. Хотя в целом в курсе дел был. Главное впечатление — чемпионат очень омолодился. Если раньше свежую кровь вводили постепенно, то сейчас это случается массово. Встретились со «Слуцком», а я из состава соперника почти никого не знаю. Безусловно, и среди молодежи есть перспективные парни. Надеюсь, у них все получится. Просто надо понимать, что все дается через усердную работу.
— Ответ очевиден, но все-таки: в худшую или лучшую сторону изменилась белорусская высшая лига?
— Когда я отсюда уезжал, я бы сказал, наш чемпионат был сильнейшим за всю историю суверенного белорусского футбола. Да, именно в 2019 году. Брестское «Динамо» было на ходу, БАТЭ — еще тоже, «Шахтер», минское «Динамо», еще несколько клубов с амбициями… Это было лучшее время. Сейчас многое изменилось. Повторюсь, произошло омоложение. Опытных футболистов, а еще качественных легионеров все меньше. Это однозначно влияет на уровень.
— Многие из Беларуси уезжают даже в ФНЛ-2. Насколько она сопоставима по уровню с нашей элитой?
— Тут, конечно, сравнение в пользу Беларуси. Две-три команды из третьего дивизиона России, возможно, могли бы не затеряться у нас в «вышке», но в целом она сильнее российского Д3. А вот Д2 — другое дело. Там уровень выше.
— Сборной Беларуси скоро предстоит старт в Лиге наций. Выполнима задача занять первое место в группе?
— Я согласен, что можно со всеми играть и выигрывать. Единственное опасение — мы не можем проводить матчи дома. Это сильно упростило бы жизнь и повысило шансы. Когда поддерживают болельщики, всегда легче. Плюс трудности перелетов — это самый жирный минус, который способен повлиять на результат. Ну а если обращаться к составу, то по именам мы не слабее. Нет соперников, у которых состав предпочтительнее. Для меня в большей степени тревогу вызывают матчи не с Болгарией и Люксембургом, а с командой Северной Ирландии. Эта сборная играет в силовой футбол. Ему может быть сложно противостоять.
Автор: Григорий Трофименков.
Фото: пресс-службы ФК «Оренбург», ФК «Волга», ФК «Шахтер».