Женский футбол, Шапиро, Юревич, Закопане… Интервью с Юрием Малеевым

Женский футбол, Шапиро, Юревич, Закопане… Интервью с Юрием Малеевым

5 и 9 апреля сборная Беларуси сыграет с Кипром и Грузией в отборе ЧЕ-2025.

В любой сфере деятельности важен человек, который олицетворяет собой несколько эпох. Одной из таких личностей является Юрий Малеев. Он был чемпионом страны в составе МПКЦ, стоял у истоков становления «Торпедо»-БелАЗа в его нынешнем виде, а сейчас делает все возможное для развития нашего женского футбола. С главным тренером сборной Беларуси и «Динамо»-БГУФКа мы обсудили текущие дела в дамском футболе, вспомнили Якова Шапиро, Анатолия Юревича… А еще узнали о его интересах за пределами поля.

«С Побегайло я не ссорился»

— Какую задачу ставите в квалификации чемпионата Европы-2025?

— Естественно, занять в своей группе первое место, вернуться в дивизион «В» Лиги наций — других задач и быть не может.

— Насколько трудно совмещать посты в клубе и сборной?

— Я бы не стал делать акцент на том, что это сложно. Скорее, сказал бы, что здесь разная специфика.

С появлением нового турнира (Лиги наций) работать стало немного тяжелее. Когда были только отборы на Евро и чемпионат мира, особых трудностей я не испытывал, так как хватало времени на подготовку.

— Вы главный тренер базового клуба сборной. Расстраиваетесь, если девушки уезжают в другие команды?

— Не буду оригинальным: если игрок уезжает в более сильный клуб, то это нормальная ситуация — так и должно быть. Лучшие должны играть в лучших командах. Однако важно, чтобы футболистка выходила в основном составе. Если этого не будет, она не принесет полноценной пользы сборной — тренировки тренировками, но игровую практику ничем не заменишь.

— Недавно ваш «Динамо»-БГУФК впервые за четыре года потерпел поражение на внутренней арене, уступив Суперкубок Беларуси «Минску». Это вас задело?

— Любое поражение неприятно. И оно меня по-спортивному разозлило. Но такому результату сопутствовали разные обстоятельства. Ключевое из них — уход от нас ряда лидеров. В то же время понимаю, что невозможно в течение четырех лет сохранить состав. Как говорится, люди приходят и уходят — это одна из футбольных составляющих.

К нам присоединилась большая группа игроков, пришедших из аренд и из «Зоркі». Безусловно, нужно время на адаптацию. К новичкам предъявляются новые требования, ведь в их прошлых командах все было иначе. Дело не в том, что у кого-то требования лучше или хуже — они просто другие.

Также свою роль сыграло то, что перед Суперкубком мы провели в обновленном составе всего три матча, чего недостаточно. Ну и постоянно побеждать на протяжении четырех лет также проблематично.

— В декабре Анастасия Побегайло дала громкое интервью, в котором рассказала о ваших сложных взаимоотношениях. Есть шанс на примирение?

— Начнем с того, что я с ней не ссорился. Для меня то, что она высказала, — это обида девчонки на жизнь или что-то еще.

Анастасия Побегайло

Кто-то говорит, что Анастасия — наш сильнейший легионер. Я с этим мнением категорически не согласен. И не согласен с тем, кто считает ее сильнейшим игроком. Будь так, она, выступая за «Минск», выделялась бы в матчах против «Динамо», которые всегда носят принципиальный характер. Да и в играх за сборную сложно вспомнить ее результативные действия.

К тому же она никогда не участвовала в отборе мяча. Оправдывалась неказистой фразой: «Это Беларусь». Для меня это не аргумент. Если ты не участвуешь в оборонительных действиях, то автоматически не можешь претендовать на звание качественной футболистки. Из-за этого минуса она долгое время просидела на лавке в Дании.

Я через агента пытался вызвать Анастасию на сборы, но положительного ответа не получил. Считаю, что свой характер нужно показывать на футбольном поле, а не за его пределами. Признаюсь, сначала мне было неприятно, когда прочитал ее интервью. С другой стороны, все знают, что я никогда не нарушал спортивную этику.

— Как восприняли новости о том, что сборная Литвы может отказаться от матчей с вашей командой в евроотборе?

— Здесь политический момент. Считаю, для футбола это плохо. Не хотите играть — переходите в Азиатскую или Тихоокеанскую конфедерацию. Если вы придерживаетесь принципа равноправия, то почему не хотите играть с нами?

Этот политический момент вносит определенные неудобства. Он отвлекает, настораживает, расслабляет. Есть предчувствие: несмотря на то что они говорят о нежелании с нами сыграть — в итоге они сыграют. Спортсмены должны заниматься спортом, а политики — политикой. Категоричность литовцев — это их проблемы.

— Владимир Шиндиков признался, что вы вручили ему свою награду лучшему тренеру чемпионата Беларуси 2024 года. Почему пошли на такой шаг?

— Тренерский уровень измеряется совокупностью факторов. Ключевой из них — игра на международной арене. Вы помните, что сборная U-19 достойно там выступила. Я очень благодарен тем, кто проголосовал за меня, но лучший тренер в данной номинации — Владимир Петрович Шиндиков.

— В женском футболе вы с 2016 года, когда возглавили «Минск». Что вас тогда удивило?

— Много чего. Если брать организационный фактор, то где-то подводила дисциплина. В этом плане мне пришлось перестраивать ситуацию на свой манер. В спортивной части расстраивала техническая сторона женского футбола.

Однако были и плюсы. Меня очень радовало желание девчонок постоянно развиваться. Они хотели, чтобы их научили, объяснили и показали, как надо.

— В 2019-м вы приняли нашу женскую сборную. Какие отличия между национальной командой и клубом сразу бросились в глаза?

— Главное заключается в том, что УЕФА и ФИФА ограничивают количество дней для подготовки к матчам сборных. В клубе есть возможность выстроить долгосрочный тренировочный план.

Большой плюс в наличии базового клуба сборной. Когда играли против нидерландок, у нас семь человек представляли «Динамо». В такой ситуации намного легче поставить команде игру.

Повторюсь, главное отличие — в количестве дней на подготовку. Когда был ковид со всеми сопутствующими обстоятельствами в виде закрытия границ и так далее, времени на подготовку стало еще меньше, так как логистический вопрос никто не отменял.

«Каждый год стараюсь приезжать на могилу Шапиро»

— По версии Bet News вы заняли 14-е место в списке самых важных людей в истории жодинского «Торпедо». Считаете этот клуб своим родным?

30 самых важных людей в суверенной истории «Торпедо»-БелАЗа

— У каждого клуба своя история. Когда пришел Яков Михайлович Шапиро, в «Торпедо» была не совсем радужная ситуация. Но благодаря общим усилиям Шапиро, Михаила Николаевича Мироненкова, наших ребят из бывшей «Атаки», местных футболистов нам удалось выйти из пике и дать толчок, который помог заложить мощный фундамент для последующего развития. Благодаря усилиям Якова Михайловича я перешел на тренерскую стезю.

Не могу сказать, что этот клуб родной для меня, так как провел в нем не так много времени. Но «Торпедо» навсегда в моем сердце.

— Какие качества у Шапиро выделите?

— У него их было много. Но самое главное — целеустремленность. Скажу честно: людей более целеустремленных, чем Яков Михайлович, я не встречал. Для него было важнее всего ввязаться в бой, а там уже найдется правильное решение. Своим трудолюбием он заряжал нас, а мы шли за ним и делали все, чтобы не подвести его.

— Насколько сложно было принимать команду после смерти Якова Михайловича?

— Знаете, я часто вспоминаю то время. 11 июля будет уже 20 лет, как рядом с нами нет этого незаурядного человека. Каждый год стараюсь приезжать на его могилу 23 ноября — в день рождения Якова Михайловича.

Касаемо моего назначения: тогда я был довольно молод и не до конца понимал, за что берусь. Пришлось очень тяжело. Но сплотились абсолютно все, и подвести друг друга было невозможно.

Первые два месяца не понимал, что происходит. Не знал, за что хвататься, во сколько ложиться спать, во сколько вставать… Сложный период. Но зная, что Яков Михайлович положил свою жизнь ради «Торпедо», я не мог подвести. Считаю, мы справились с этой задачей.

— В сезоне-2005 вы привели «автозаводцев» к 4-му месту, что на то время считалось лучшим результатом клуба. Что лежало в основе успеха?

— Как я ответил выше — сплоченность. В том чемпионате мы могли взять медали, но уступили МТЗ-РИПО (0:1), и до бронзы не хватило двух баллов. Было обидно, но все равно тот сезон можно считать успешным.

— Тогда вам ассистировал Владимир Журавель.

— Да. В марте 2005-го меня спрашивали по поводу вхождения Владимира Ивановича в тренерский штаб. Естественно, я это только приветствовал. Он был очень хорошим футболистом и человеком. Помогал не только в учебно-тренировочном процессе, но и в жизни.

— В нем проявлялись задатки в будущем сильного тренера?

— Однозначно. Владимир Иванович был вдумчивым, уравновешенным, даже чрезмерно спокойным. У него всегда все было разложено по полочкам. Чувствовалось, что станет сильным специалистом.

— При вас первые шаги в большом футболе делал Виталий Родионов. Имелись ли предпосылки к тому, что он станет одним из сильнейших форвардов Беларуси?

— Для меня да. Поначалу у Виталика не все получалось, но профессионализм перекрыл недочеты. Профессионализм виден с детского возраста. Устремленность Родионова учиться и тренироваться, его пытливость привели к тому, что в 2005 году он заиграл и впоследствии стал очень сильным футболистом.

«Юревич времен МПКЦ и сейчас — два разных тренера»

— В свое время вы стали чемпионом Беларуси в составе МПКЦ под руководством Анатолия Юревича. В чем его сильные качества? И чем нынешний Юревич отличается от раннего?

— Мне неудобно говорить об отличиях. Сегодня Анатолий Иванович — гуру тренерского цеха. Это человек, который обладает большим багажом знаний, который вырастил не одно поколение игроков и тренеров.

Возможно, повлияла эмоциональная встряска, когда Анатолия Ивановича уволили из МПКЦ перед «Кубком Содружества». Думаю, после отставки он многое переосмыслил и изменился. Юревич взялся за построение команд совершенно по-другому. Мне кажется, что Анатолий Иванович времен МПКЦ и сейчас — это два разных тренера.

— О предсезонках Юревича ходят легенды. Тогда в Мозыре также было сложно?

— Да, физподготовка, по меркам Беларуси, была на приличном уровне. Но мне помог польский этап карьеры. Ничему в МПКЦ я не удивлялся, так как нагрузки в «Завише» были довольно жесткими, большими во всех направлениях. И к требованиям тренерского штаба МПКЦ в плане «физики» я относился спокойно. Среди одноклубников не каждый мог выдержать эти нагрузки. Однако большинство ребят держали удар.

— Из той чемпионской команды сильными тренерами стали вы, Александр Седнев, Вячеслав Левчук, Владимир Гольмак, Александр Кульчий, Сергей Яромко, Андрей Скоробогатько... Есть ли здесь закономерность?

— Да, ее можно найти. После того увольнения из МПКЦ Анатолий Иванович углубился в нюансы тренировочного процесса. Многое изменилось. Юревич стал подтягивать ребят, которые были близки к завершению карьер. Они поработали с Анатолием Ивановичем, а он, в свою очередь, передал им свои знания — в этом и есть закономерность.

«Место, в котором полноценно отдыхаю, находится в Польше»

— Вы пять лет отыграли в польском «Завише». Верно ли, что в зарубежном чемпионате легионер обязан быть гораздо сильнее местных?

— Абсолютно. В любом виде спорта так должно быть. И я на собственной шкуре ощутил эту истину. В 23 года переехал в польский чемпионат. За свое место пришлось сражаться. Приходилось подтягивать физические данные.

В Беларуси я был хорош. Но, вкусив легионерского хлеба, понял, что попал на другую планету в плане физической подготовки. Легионер обязан быть сильнее местных футболистов. Если это не так, то нет смысла приглашать иностранца.

— Какое ваше главное хобби?

— Занимаюсь всем понемногу. Нельзя сказать, что только рыбалкой или грибами. Иногда от футбола надо отдыхать. Но когда ты в него погрузился, то понимаешь, что после двухдневного перерыва нужно возвращаться, потому что есть риск многое упустить.

— Назовите ваши музыкальные предпочтения.

— Уже давно моя любимая группа — «Любэ». Стараюсь посещать их концерты. Нравятся такие хиты, как «Другая жизнь» и «А река течет». Эти композиции запали в душу тем, что посвящены семейным отношениям. Что касается сольного исполнителя, то нравится творчество Михаила Захаровича Шуфутинского.

— Ранее в интервью вы говорили, что есть одно место, где отдыхаете душой. Наверняка пойдет речь о даче.

— Согласен, дача — это то место, куда приезжаешь и отдыхаешь. Но, должен признаться, вы не угадали. Место, в котором я полноценно отдыхаю, находится в Польше. Для меня оно приобрело особое значение еще в те времена, когда играл в тамошнем чемпионате. Это Закопане. Для меня там просто сказка, где все сделано для отдыха и всегда царит доброжелательная атмосфера. Жаль, что из-за всей этой ситуации добираться до Закопане все сложнее. Но там я отдыхаю душой и телом.

— Ближайшая цель, которую наметили перед собой?

— Выиграть дивизион «С» Лиги наций, а также сразиться за выход в финальную часть чемпионата Европы.

Автор: Антон Карасевич.

Фото: Александр Шичко, Александр Стадуб, БФФ, ФК «Динамо»-БГУФК, ФК «Минск».

1

0

3