Топ-10 игроков в истории «Немана»

Топ-10 игроков в истории «Немана»

Седьмая серия спецпроекта Parimatch к 30-летию белорусского футбола.

В первом полуфинальном матче текущего Parimatch-Кубка Беларуси «Неман» обыграл БАТЭ. Хороший повод вспомнить лучших футболистов гродненской команды в ее суверенной истории!

Другие подборки:

БАТЭ

«Шахтер»

«Динамо-Минск»

«Динамо-Брест»

«Витебск»

«Гомель»

" href="https://z.cdn.adpool.bet/go?z=1601980752" target="_blank" rel="nofollow noopener">

#10 Олег Радушко

Самым сильным в истории считается тот »Неман«, который возрос в Гродно на стыке двух столетий. Собственно, возросла, придав команде импульс, свежая генерация клубных воспитанников, о многих из которых вы прочитаете ниже. При ней был амбициозный тренер Сергей Солодовников, поймавший волну. И компания дядек старой закалки, обеспечивших баланс.

Одним из этих самых дядек был Олег Радушко. Бывалый форвард ростом 170 сантиметров, прошедший горнило второй союзной лиги.

Он приехал в Гродно уже заканчивать — из перволигового Пинска, 29-летним, без особенных надежд на финальный всплеск в карьере. Но всплеск случился, пусть и не сразу. В серебряном сезоне-2002 колоритный Радуха обрел за спиной крылья и стал истинным джокером команды. Без его девяти голов за пьедестал неманцы точно бы не зацепились. За восемь с половиной сезонов в клубе он оставил за собой глубоко вспаханную борозду, заслужив благодарную память болельщиков.

#9 Артур Кривонос

Еще один человек »из раньшего времени« — и даже из топ-3 по  трудовому стажу за »Неман«. Защитник, много не забил, зато уж играл так играл. Школа тому способствовала — в легендарной минской СДЮШОР-5 умели ставить навыки. Его навыком были отбор, выбор позиции и все остальное, отличающее толкового разрушителя, от заурядного.

Жизненным заданием Артура Кривоноса стал »Неман« — его первая по-настоящему профессиональная команда, куда он попал уже вполне взрослым, в 22. Одиннадцать сезонов — с двухлетним перерывом на шабашку в российском »пердиве« — на одном месте, как говорится, верой и правдой. И даже при том, что с неманскими вехами (Кубок-1993 и серебро-2002) он разминулся, это ничуть не мешает нам причислять его к лику записных клубных столпов.

#8 Сергей Давыдов

Без этого российского парня нам никак не обойтись, пусть он провел в Гродно всего два сезона. В конце 1999-го его откопали в любительском »Локомотиве« из Вязьмы и позвали помочь. Что удивительно — позвали на место центрального защитника. Он представлялся одним из бесчисленного множества посредственностей, которые в ту пору наводняли белорусские клубы каждую зиму. Многих отсеивали на стадии просмотра, кого-то брали на недолгий контракт, большинство не задерживалось в нашем чемпионате дольше нескольких невнятных сезонов.

Сергея Давыдова не отсеяли, увидев задатки нападающего. Разглядели искру, из которой потом разгорелось пламя.

Он забивал невообразимо много, практически в каждом матче. В первом сезоне — 18 голов, уступив звание главного бомбардира тогдашнему мозырянину Роману Василюку. Во втором — 25, что с запасом сделало его лучшим снайпером чемпионата. И это при живых-здоровых голеадорах Кутузове, Качуро, Стрипейкисе… И это в команде, где и так хватало охотников до славы — »Неман« уже подступался к пьедесталу, дважды кряду финишировав на четвертом месте.

Почему не задержался? А вот потому, что был диво как хорош. Россия дала дарование — Россия забрала, прознав про его белорусские подвиги. На родине, правда, большой карьеры Сергей не сделал, так и не поднявшись выше второго дивизиона. Два года в Гродно — лучшая часть его спортивной биографии. За эти два года он вошел в топ-3 лучших снайперов »Немана« суверенной поры.

#7 Александр Сулима

Лучший, пожалуй, голкипер »Немана« за тридцать суверенных лет. За это говорит биография, где есть национальная и молодежная сборные, выступления в столице за маститые »Динамо« и МТЗ-РИПО и пусть короткий, но вполне яркий легионерский этап.

Но »Неман« как был, так и остался главным клубом в жизни Александра Сулимы. Здесь он вырос и оперился, здесь вышел на пик, здесь и подвел черту в 35.

Чемпионат-2002, принесший гродненской команде второе место, он провел без замен — все-все матчи, включая »золотой« против БАТЭ. При этом за спиной сидели возрастные и проверенные вратари Рыбак и Ашихмин, но рубеж держал молодой, 22-летний. Он выдал великое множество феерических матчей, когда соперники били-били, а забить неманскому вратарю не могли. Особая отметка в памяти — бухарестская встреча со »Стяуа« в еврокубках, ставшая подлинным бенефисом белорусского голкипера (итоговый счет 0:0).

#6 Юрий Мазурчик

Имя он сделал еще в советском футболе, когда во второй союзной лиге рассекал за гродненский »Химик« в компании с братьями Солодовниковыми, Нефедовым и другими местными легендами. Легенды на суверенный период пороху запасли маловато и быстро сошли, а он, Юрий Мазурчик, продержался до 2000-го, закончив в 38.

В историю »Немана« времен незалежности он вошел сразу — как автор первого гола команды в чемпионатах Беларуси. Спустя два года забил, пожалуй, самый важный мяч в карьере — победный в финале Кубка-1993 в ворота »Ведрича«. Ну и вообще забивал прилично, перенеся в новую эпоху отточенные навыки голеадора.

Удивительно: всю дорогу в белорусской высшей лиге (а это семь сезонов з недолгой отлучкой в »минорный« »Кардан Флайерс«) он провел в возрасте 30+, и все никак не мог угомониться. Его карьера продолжалась двадцать лет, а дебют случился в »доисторическом« 1980-м, когда »химики« выиграли 8-ю зону второй лиги СССР.

После завершения карьеры Юрий Мазурчик решился на еще один отчаянный поступок. Перебрался с семьей в США, где нашел себя в амплуа строителя-отделочника.

#5 Виталий Надиевский

Он носил в команде чудное прозвище Надя — производное от фамилии — но уважение в клубе снискал рано. Дебютировал за »Неман« в 17, а как повзрослел, его место в звездной, цеплявшейся за пьедестал команде Сергея Солодовникова, сомнению не подвергалось. Он четвертый по количеству матчей в составе за всю историю гродненцев, а двенадцать проведенных сезонов однозначно укореняют его среди избранных.

Разве что за пределами Гродно себя особенно не нашел, хотя по молодости ходил в талантах на выданье. Было отчего: шустрый фланговый защитник, играющий »от флажка до флажка« — такие в футболе всегда котируются по разряду штучного товара. Но так уж сложилось: где родился, там и пригодился, и его место в »великолепной десятке« целиком заслуженно.

#4 Павел Савицкий

Ему еще играть и играть, а он уже второй бомбардир в суверенной истории клуба. А все потому, что рано и хорошо начал. Рано — в 16 лет. Хорошо — сразу блеснул и получил доверие тренеров.

Если больше никуда не уедет, то запросто даст всем клубным рекордам свое имя. По количеству голов до Дмитрия Коваленка осталась какая-то малость — восемь мячей, которые можно забить уже в этом сезоне. По количеству матчей еще предстоит попыхтеть, но когда еще пыхтеть, как не в 27 лет.

Понятно, что ему пророчили другую славу — меряя масштаб дарования, видели его в крепкой зарубежной лиге. А он поплавал в Бресте »морским котиком«, да и снова прибился к родным берегам. Зато мотивации с собой привез много. И желания перезагрузить карьеру. И много других задач, выполнить которые явно подсобят в клубе, где Павла Савицкого помнят во-от таким.

#3 Дмитрий Ровнейко

Основным центральным защитником крепчающего »Немана« он стал в 19 лет, при том что рядом на тренировках стелились в подкатах мужики с опытом второй советской лиги. К 22 годам родимый чемпионат перерос и за ним стали приезжать зарубежные купцы.

Дмитрий Ровнейко выбрал московское »Торпедо«, явно как транзитный вариант на пути к более манящим вершинам. Однако российский этап начисто испортила травма колена, из-за чего пришлось досрочно возвращаться домой и долго лечиться. Порванные »кресты« и мениск он лечил почти год, потеряв из-за этого сезон-2005 и позиции в шорт-листах агентов.

Достойно вернуться в футбол после этого помог родной »Неман«, где центрбек обрел наконец второе дыхание. Бойкая молодость, степенная взрослость и спокойное ветеранство с финишем в 34 — всего за гродненскую команду он провел тринадцать сезонов. Капитанил, цементировал, по-прежнему то и дело страдал от повреждений. Но в целом дал гродненскому футболу много. Достаточно много для футболиста, которого упорно преследовали травмы.

#2 Сергей Гуренко

Даже странно, что в »Немане« он задержался до 23 лет. Особенно, если учитывать, что совсем юным успел побегать еще за советский »Химик«, за который к 19 годам наиграл под 90 матчей. Уже тогда, собственно, было видно, что эта лошадка — для других ипподромов. Элитных, сверкающих, переполненных.

Ипподромы в карьере случились. Московский »Локомотив«, итальянские »Рома«, »Парма« и »Пьяченца«, испанская »Сарагоса«. И многолетнее капитанство в сборной, по стажу в которой Сергей Гуренко — в числе рекордсменов.

А »Неман« был вначале. Под присмотром матерых ветеранов, которые, впрочем, быстро признали за парнем большой талант и большое будущее. Навстречу будущему он отправился с трофеем — гродненским Кубком 1993-го, и это будто наложило некий мистический отпечаток на дальнейшие его выступления. Кубковые успехи стали рефреном его игры на чужбине. Домой он вернулся еще с пятью, выигранными в России, Италии и Испании.

Но, кто знает, возможно, самый дорогой это именно тот белорусский. Потому что первый, взятый на заре, когда о светлом завтра только мечтаешь.

#1 Дмитрий Коваленок

Выпускник минской »Смены«, он незаурядно вступил во взрослую футбольную жизнь. 18-летним махнул, как в омут головой, в швейцарский »Серветт«. Там с наскока не получилось — дальше дубля не продвинулся, зато на родине ему дули попутные ветры. Лучше всего паруса расправлялись в Гродно, с которым он сросся так, что со временем его там стали считать местным уроженцем.

Три захода в бурные воды Немана принесли два личных рекорда — больше всего матчей за клуб и больше всего забитых голов. Его светлая голова на гребне гродненских атак стала визитной карточкой команды, тем более этой головой он исправно забивал.

По итогам четырех сезонов он становился лучшим бомбардиром неманцев, в том числе в серебряном чемпионате-2002. Играл в »желто-зеленой« форме до сорока лет, а в одном из интервью даже сказал, что для него существует только один клуб — »Неман». Признание, которое дорогого стоит и в искренности которого сомневаться не приходится.

Автор текста: Юрий Потапенко.

0

0

0