Топ-10 игроков в истории мозырской «Славии»

Топ-10 игроков в истории мозырской «Славии»

Девятая серия спецпроекта Parimatch к 30-летию белорусского футбола.

«Славия» неплохо начала сезон-2022 — уверенно обыграла «Гомель» и «Витебск», дала бой минскому «Динамо»... Как продолжит — посмотрим, ну а пока предлагаем порадоваться за прошлое. В истории мозырского клуба хватает больших побед и, конечно, славных игроков. Отобрали десятку лучших!

Другие подборки: БАТЭ, «Шахтер», «Динамо-Минск», «Динамо-Брест», «Витебск», «Гомель», «Неман», «Днепр».

#10 Максим Ромащенко

Если брать этнический аспект, то он, конечно, украинец. Родился в Павлограде и даже профессиональную карьеру успел начать в «Полиграфтехнике» из Александрии. Но кто ж старое помянет, когда Максим Ромащенко в 17 уже был в Беларуси, а в 19 стал игроков основы в мозырском МПКЦ. А там и гражданство сменил, и в итоге стал лучшим бомбардиром в истории белорусской сборной. Два гола самому Буффону в Парме — это на все времена.

Два сезона в Мозыре — тоже шик, блеск, красота. С одной стороны, участие в рывке местного клуба — сначала к серебру-1995, а потом и к золоту-1996. А с другой — устройство личной жизни, потому как жену свою Максим встретил именно здесь, на припятских берегах.

Ну, и игрочище был знатный, что мозырские болельщики разглядели еще в те лихие времена, когда валом валили на стадион. И что потом вылилось в солидную карьеру — с яркими этапами в России и Турции.

#9 Дмитрий Денисюк

Последняя новость о нем на футбольных сайтах — работает на стройке в российской Анапе. Новости уже полгода, она в некотором роде «старость», но смысл в целом понятен: из футбола Дмитрий Денисюк ушел, не став даже тренером. Такое бывает.

Вероятно, кто-то удивится его появлению и в нашей топовой «десятке». Были, мол, птицы и более высокого полета. Возможно, это и так, но есть нюанс.

Мозырский клуб — удивительный проект, его развитие напоминает американские горки. То взлет до небес — как во второй половине 90-х, то падение в минор — в первую лигу, то закисание в статусе середняка, где глазу не за кого зацепиться. И финансирование — то кисельные берега с соответствующими амбициями, то с хлеба и на воду — и тут уж быть бы живу.

Уже поэтому состав команды все эти годы и десятилетия часто и радикально менялся. Уже поэтому аксакалов-старожилов «Славия» знает немного. И уже поэтому 139 матчей Денисюка за мозырян — гроссмейстерский показатель, шестой в истории клуба. А если учесть, что все эти матчи проведены на элитном уровне да два из пяти сезонов принесли золотые награды… Вот и делайте выводы.

#8 Денис Лаптев

Клеймом на его карьере стала тотальная неудачливость в сборной. Какой бы тренер и когда бы ни вызывал Дениса Лаптева в национальную команду, в ее форме нападающий так ни разу и не забил.

А в клубах у него всегда получалось. В том числе и в «Славии», воспитанником которой уроженец Мозыря является. Он забивал и в первой лиге откуда команда выбиралась наверх, и в высшей, где она старалась окрепнуть. И в сумме отличился более полусотни раз в 125 матчах — приличная скорострельность для форварда.

Сейчас он снова за границей — теперь забивает за московское «Торпедо». За плечами «Шахтер» и брестское «Динамо», где были медали и титулы. «Славия» же остается его родной и очень важной командой — той самой первой страницей в биографии, без которой не было бы всех последующих.

#7 Сергей Яромко

Вот и этот видный снайпер 90-х провел в Мозыре всего два сезона — ту самую первую золотоносную каденцию МПКЦ времен колоритного тренера Анатолия Юревича. В коротком (в один круг, всего 15 туров) чемпионате 1995-го он стал лучшим бомбардиром, а команда финишировала второй. В полноформатном первенстве-1996 он забил больше всех в МПКЦ, зато была взята чемпионская вершина. И сюда же хорошо ложится кубковое предание — дубль в ворота минского «Динамо» в финале, победа 4:1 и трофей впервые уехал в Мозырь. И да, это было то самое «Динамо», в составе которого рассекали Белькевич и Хацкевич, Качуро и братья Маковские…

А Сергей Яромко рассекал в МПКЦ. Недолго, но ярко. Полтора сезона ему вполне хватило, чтобы стать пятым бомбардиром в истории клуба. 33 гола в 46 матчах — тот самый показатель, когда перед игрой зритель знал: этот парень скорее забьет, чем нет. И тот зрителя не разочаровывал.

#6 Олег Саматов

Он приехал в Беларуси в почтенном возрасте — в 34 года — и это как будто выглядело последней гастролью. Профайл выглядел солидно — московские «Локомотив» и «Динамо», раменский «Сатурн». Но огня Олегу Саматову хватило и на три сезона в Мозыре. Да что там хватило: он быстро сделался не просто оплотом обороны «Славии», а одним из самых надежных центральных защитников высшей лиги.

Его вклад в успехи и титулы мозырян не требует пояснений — имеющий память да вспомнит зрелую, толковую, рассудительную игру уроженца Подмосковья в сердцевине обороны «Славии». И не чувствовался возраст, и не ощущалось, что для него зажиточный в ту пору Мозырь — лишь средство заработка на безбедную послефутбольную жизнь. Везде поспевал матерый российский ветеранище, а с ним поспевала и вся команда, рвавшаяся к большим триумфам.

#5 Игорь Балин

Уроженец Борисова, он попал в Мозырь по линии партнерства, которое МПКЦ в ту пору наладил с признанной кузницей молодых дарований — столичным РГУОРом. Уже в золотом 1996-м 18-летнего Игоря Балина стали подпускать к основе, но два проведенных матча — не тот наигрыш, который дает полноценное ощущение чемпионства. Другое дело — 2000-й, здесь молодой защитник отыгрался по полной и по праву примерил награды высшего достоинства.

Он стал исключением из общего правила. Перепады с финансированием регулярно пропалывали состав «Славии», частенько меняя его до неузнаваемости. Футболисты уходили, приходили новые — но Игорь Балин, как настоящий капитан, шагал вместе с командой от сезона к сезону. Таких сезонов набралось в итоге десяток, а могло и больше. Увы, спортивного долголетия клубному старожилу судьба не отмерила. Карьеру он завершил в 28 лет — в возрасте, когда иные только раскрываются.

#4 Роман Василюк

У него это уже третье попадание в топ-10 в рамках нашего историко-ностальгического цикла. А как иначе, если столь глубокий след Роман Василюк оставил почти везде, где играл.

В Мозыре он играл недолго, но то были поистине золотые времена. «Славия» снова выбилась в флагманы белорусского футбола, и форвард брестских кровей тому грандиозно способствовал. Достаточно сказать, что чемпионат-2000 мозыряне выиграли с досрочно и с запасом в 10 очков, а их главный бомбардир наколотил в 30 турах 31 мяч — из 78 командных!

Уже только за это его стоило бы включить во всевозможные списки избранных на футбольных берегах Припяти. Что мы и делаем, памятуя, что наворотить добрых дел Роман в «Славии» мог и больше — кабы не знаменитый конфликт с тренером Петровичем, из-за которого голеадор сначала попал в опалу, а затем и вовсе покинул команду.

#3 Дмитрий Карсаков

Один из лучших — если не лучший — российский легионер в истории белорусской высшей лиги. Про него обычно вспоминают в связи с победным голом в ворота «Барселоны» в 1992-м, который вывел московский ЦСКА в групповой раунд Лиги чемпионов. Но у мозырских болельщиков, до краев заполнявших стадион «Юность», к Дмитрию Карсакову свой аршин.

Плеймейкер чемпионской команды 2000-го, мозг, в котором рождались ажурные атаки, мастер, умевший и тонко отдать, и неотразимо пробить. Одно слово: школа. Недаром даже в википедии об этом парне написано, что он на излете союзных времен он считался «одним из самых талантливых и перспективных футболистов в СССР». Недаром одно время в Беларуси говорили, что ему стоит дать белорусское гражданство в интересах национальной сборной.

Гражданство в итоге так и не дали, но что это меняет? Да ничего. Дмитрий Карсаков как был, так и остается лучшим хавбеком-созидателем в истории мозырского клуба.

#2 Валерий Стрипейкис

Как Максим Ромащенко является этническим украинцем, так и Валерий Стрипейкис не вполне белорус. По отцу он литовец, хотя в доску наш — родился в Пинске, и в футболе вскормлен исключительно отечественными тренерами.

Из него вышел прекрасный нападающий — один из самых грозных в истории белорусской высшей лиги. Особенно много он забивал за «Нафтан», который стал ему вторым домом. Но и в Мозыре, куда бомбардир залетел с попутным ветром на стыке веков, мяч попадал в сетку с завидным постоянством. И потому мало сказать, что Валерий Стрипейкис выиграл со «Славией» все те титулы и медали, о которых многократно сказано выше. Мало даже подсветить эстетическую сторону дела — ах, какой у него был тандем с Романом Василюком… Любую оборонительную стену могли разрушить своими истребительскими налетами.

Все это, безусловно, важно, но принципиально отметить другое. Три сезона провел в Мозыре Валерий Стрипейкис, и за это короткое время забил столько, сколько не забивали ни до, ни после него. Он — лучший бомбардир в истории «Славии», то есть абсолютно штучный человек для клуба.

#1 Александр Кульчий

Да, лучший футболист в истории мозырской «Славии» — это Александр Кульчий. Полузащитник, который провел в городе и клубе всего полтора сезона. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. Жизнь футбольного Мозыря настолько разноречива и пестра, что на разных этапах здесь бывали звездные времена, и сущее безвременье.

Времена Кульчия — аккурат звездные времена, составляющие золотой фонд «Славии». В середине 90-х, еще в бытность МПКЦ, команда выиграла первые медали, первое чемпионство, первый Кубок. Она регулярно собирала на стадионе шумные аншлаги и, безусловно, стала важным культурным феноменом стотысячного города.

Куля — таково прозвище — уже тогда был незаменим в составе. И в серебряном 1995-м, и в золотом 1996-м он выходил на поле во всех без исключения матчах чемпионата, и лишь считанные разы не играл от звонка до звонка. В 21-22 года его голос в центре поля хорошо слышали не только молодые, но и матерые старики, закаленные второй союзной лигой. Главный тренер Анатолий Юревич нарадоваться не мог на своего самородка и однажды даже запустил в прессу слух, что молодым дарованием родом из Гомеля всерьез интересуется лондонский «Арсенал». И той заметке болельщик поверил.

Ну, «Арсенал» не «Арсенал», но достойную карьеру в России Александр Кульчий сделал. Он играл долго и счастливо — почти до сорока. И, конечно, всегда помнил, в каком полесском городе получил важную закалку и первую славу.

Автор текста: Юрий Потапенко.

0

0

0

0

0