«Сравнил бы это с фигурным катанием». Интересно — о дрифтинге

«Сравнил бы это с фигурным катанием». Интересно — о дрифтинге

Интервью с гонщиком Айком Симоняном.

21 апреля неподалеку от Стаек, в поселке Прилесье, прошел первый этап Кубка Беларуси по дрифтингу. Три оставшихся этапа состоятся 2 июня на «Борисов-Арене», 7 июля в том же Прилесье и 1 сентября в Раубичах. На соревнованиях выступает и команда Betera с тремя гонщиками на стильных брендированных авто. В числе участников и Айк Симонян — по совместительству один из организаторов чемпионата страны. В интервью Bet News он красочно презентовал свой вид спорта.

— Попробуйте заинтересовать того, кто о дрифтинге ничего не слышал. Почему ему стоит посмотреть ваши соревнования?

— Дрифт — это не просто забава людей, которые собрались поездить. Это признанная во всем мире дисциплина, где четкие правила. Тут есть своя траектория трассы, которую необходимо преодолеть при сочетании определенного угла и скорости. После этого судьи принимают решение, кто с задачей справился лучше. Думаю, тот, кто хоть раз наблюдал за заездом, без сомнений, скажет, что это зрелищно. Даже если публика не разбирается в деталях правил и не болеет за кого-то, ей на наших соревнованиях интересно. Потому что здесь шумно, дым из-под колес, рев мотора — одним словом, шоу.

— Стало быть, ваш спорт отчасти субъективен, раз есть судейские баллы?

— В какой-то степени — да. Но здесь есть и объективные показатели. Результат каждого участника — это сочетание оценок судей и очков, которые зарабатываются за прохождение дистанции. На каждом маршруте есть внутренние и внешние точки траектории, которые надо проехать. В общем, я бы сравнил это с системой, которая практикуется в фигурном катании, где итоговая сумма — это баллы за технику и артистизм. Этот «артистизм» и у нас важен. Неподготовленному зрителю может казаться, что пилот все выполняет идеально. А на деле — что называется, без эмоций и риска.

— Больший риск — это и есть тот самый артистизм?

— Да. На самом деле каждое выступление отличается. Есть нюансы: какой угол используется, на какой скорости преодолевается поворот. Все это говорит о том, насколько пилот отдается заезду. Если он едет близко к бетонной стене с угрозой вылететь за пределы трассы и получить ноль баллов, естественно, он заслужит более высокую оценку.

— Расскажите о системе соревнований. Сколько у вас заездов? Возьмем этап Кубка Беларуси…

— Сначала — тренировочная сессия. Потом — квалификация. По ее итогам каждый участник получает баллы от 0 до 100, на базе чего и выстраивается таблица. На основании нее, в свою очередь, уже формируются пары по олимпийской системе. 1-й против 16-го, 2-й — против 15-го и так далее.

После этого проходят парные заезды. Один пилот отправляется на трассу первым, другой — следом за ним. Задача второго — стать, грубо говоря, тенью первого. Быть максимально близко к сопернику, но все же избежать контактов, синхронно перестраиваться и стараться повторять его движения. Ну а потом по совокупности технических показателей и судейских оценок делается вывод, кто проявил себя лучше.

— Обгонять нельзя в принципе?

— Только в исключительных случаях — чтобы избежать столкновения и если другого варианта в данной ситуации попросту нет. После заезда судьи решают, чья вина в том, что один участник опередил другого.

— Насколько в вашем виде спорта важны возможности машины? В «Формуле-1» во многом по этой причине всех превосходит «Ред Булл»…

— Бесспорно, техническая составляющая всегда играет большую роль. Но если говорить о дрифтинге, то тут качество подготовки автомобиля у всех примерно равное. Тем более у нас используется моношина, одинаковая для всех. На результат в большей степени влияют именно мастерство спортсмена, его навыки. Хотя, конечно, довести до ума автомобиль — это не так-то просто. Идеально подготовленным болидом пилот управляет легко. Но если есть недоработки, то можно ошибиться с углом. Словом, если не вдаваться в подробности, работа механиков чрезвычайно важна.

— Какие автомобили используют в дрифтинге?
— Главное обстоятельство — они должны быть заднеприводными. В нашем регионе это чаще всего BMW. Есть немного «ниссанов».

— У многих представление об автомобильном спорте базируется на «Формуле»-1, где гоночный болид готовится широким штатом персонала. У вас не так?

— Во всех командах это организовано по-разному. Есть пилоты, которые сами же и механики. А есть те, чьи машины обслуживают другие. В нашей команде Betera — нечто среднее. Основная нагрузка по подготовке автомобилей лежит на Антоне Позднякове. Он с нуля возводит наши машины: свою, мою и третьего участника команды — Дмитрия Нагулы. А это фундаментальный объем работ. Машины для дрифтинга — это не те автомобили, которые ездят по городу. Там требуются особые агрегаты для управления боком и так далее. Я, конечно, тоже прикладываю руку. Условно говоря, сиденье поставить, с эстетической стороны что-то добавить. Но это уже на конечном этапе. А основная часть работы лежит на механиках, в нашем случае — на Позднякове.

— В последние годы стало тяжелее доставать комплектующие?

— Разумеется, какие-то детали стали дороже, некоторые — сложнее привезти. Но, если захотеть, все возможно. Я бы не сказал, что события в мире как-то сильно повлияли на техническую составляющую автомобилей для дрифтинга в Беларуси. Другое дело, что нас из-за санкций не хотят видеть на международных турнирах. Есть Всемирные автоспортивные игры. Последний раз в 2019 году Беларусь представлял как раз мой сокомандник Дмитрий Нагула.

— Автоспорт и дрифтинг в частности — увлечение для состоятельных?

— Надо быть готовым к тому, что это дорогостоящий вид спорта. Есть классы Pro и Pro2. Если не вдаваться в детали, то это примерно как «Формула-1» и «Формула-2». Бюджеты в них разнятся. В первом классе — все самое лучшее, уровень подготовки, самые оснащенные болиды. За одни соревнования могут быть использованы 20-30 шин. А это несколько тысяч долларов.

— Что собой представляет национальный календарь?

— В 2024 году предусмотрены четыре этапа Кубка Беларуси, в которых будет участвовать и наша команда Betera. Они пройдут в классе Pro2: два — в Стайках, один — под Борисовом, еще один — в Раубичах. Также запланирован чемпионат Беларуси в классе Pro, где генеральным партнером является компания Betera. Тут тоже четыре этапа: в Раубичах (два), Логойске и Стайках. В Стайках расположен лучший в Беларуси автоспортивный комплекс. Там большая площадь с хорошей инфраструктурой: автодром, площадки для дрифтинга, стадион для мотобола…

— Все — в пределах Минской области. А на периферии дрифтинг развивается?

— Раньше этапы проводились и в других городах Беларуси. В частности, в Могилеве, Бресте, Пинске. Но потом всем стало как-то уютнее неподалеку. Да и ездить далековато.

— Значит, и пилоты все — из столицы?
— На самом деле нет. Хватает их отовсюду. Те же Брест, Пинск, Гродно.

— Допустим, я хочу стать участником Кубка Беларуси по дрифтингу. Что мне нужно, кроме водительских прав соответствующей категории?

— Как раз таки прав у вас может и не быть. Это не обязательное условие. Правила дорожного движения на наших турнирах как бы не имеют юрисдикции. А чтобы заявиться на Кубок, нужна лицензия пилота Белорусской автомобильной федерации. Там должны понимать, что этот человек может управлять машиной определенного класса. Опять же, в Стайках есть школы, где можно эту лицензию заполучить.

— Сколько участников у каждой команды?

— Согласно регламенту, в течение года могут использоваться четыре пилота. Но на каждом старте могут выступить не более трех. А в командный зачет идут результаты двух лучших. Сейчас в чемпионате Беларуси участвуют только наши дрифтеры. А до 2022 года он носил открытый характер. Были украинцы, литовцы, латвийцы.

— Интересные случаи бывали?

— Разве что лет десять назад во время гонки пошел такой сильный ливень, что бампер буквально целиком упирался в воду. Никакой возможности продолжить соревнования не было. В итоге победитель был определен по результатам квалификации.

— Насколько в дрифтинге важен внешний вид машины? В компьютерных играх «Need for speed», от которых многие фанатели в 2000-е, была особая страсть — нанести на машину побольше красивого.

— Все индивидуально. Есть участники, которые насчет этого совершенно не заморачиваются. Но в последнее время тенденция меняется, и многие стали заботиться о том, как выглядит их средство передвижения. Есть дизайнеры, которые на этом зарабатывают. Я тоже предпочитаю обклеивать автомобиль — он у нас в цветах генерального спонсора Betera. Благодаря ему мы и имеем возможность принимать участие в соревнованиях.

— Вам уже 42, и в дрифтинге вы с 2000-х. Насколько важно пилоту иметь хорошую физическую форму и ходить в «тренажерку»?

— Отличный вопрос. Многим кажется, что быть в форме — это не то, что обязательно нужно пилоту. Но на своем примере знаю, насколько легче, когда ты физически натренирован. После пары часов дрифтинга организм может так порой «отзываться»… Изматывает, как будто огромные килограммы в зале поднимал.

Так что физические кондиции, здоровое тело и дисциплина — то, без чего никуда. Вот, посмотрите, как Фернандо Алонсо и в свои 42 ездит и востребован, у него действующий контракт. В общем, скажу так: начинать заниматься дрифтингом, конечно, проще, когда ты моложе. Все дается легче. Но и за 40 можно быть успешным.

Автор: Григорий Трофименков.

Фото: vk.com/bafby.

11

1

1

0

0