Дисквалифицированный Иван Биончик выкатил на Суперкубок новую для «Шахтера» схему с тремя центральными защитниками – 3-4-1-2:
- Хадаркевич-Политевич-Шатара – тройка ЦЗ справа-налево, Филипенко на замене;
- Дмитрий Подстрелов и Денис Гружевский в позициях вингбэков;
- Алекса Пейич и Павел Забелин – пара опорных;
- Валон Ахмеди – десятка;
- Андрей Соловей и Дембо Дарбо в дуэте нападающих.
Тренерский штаб БАТЭ готовился именно к такой формации от «Шахтера», но не стал менять свою основную модель, а просто адаптировал ее под соперника.
Схема – 4-3-3:
- Валерий Бочеров – нижний опорный;
- Станислав Драгун и Виллум Виллумссон – инсайды;
- Владислав Малькевич и Дмитрий Бессмертный – вингеры;
- Неманья Милич – единственный форвард.
Адаптация состояла из нескольких элементов.
Во-первых, на мяче крайние защитники Борисова – Александр Филипович и Данила Нечаев – занимали узкие позиции, зачастую на своей половине поля.
Это ставило перед крайними футболистами «Шахтера» выбор – накрывать фулбэков БАТЭ или контролировать фланговых футболистов соперника в передней линии. Именно поэтому могло показаться, что в оборонительной фазе чемпионы играли четыре защитника в линию.
Гружевский выдвинулся на Александра Филиповича, Подстрелов – ниже, контролирует Малькевича.
Обычно у варианта с тройкой ЦЗ и двумя форвардами есть преимущество перед тем, который будет основным по сезону у БАТЭ (4-3-3). При прочих равных три центрдефа против единственного форварда – ситуация в пользу обороны, а пара форвардов против пары центральных защитников – в пользу атаки.
Но именно тонкие изменения Александра Михайлова ликвидировали потенциальное тактическое преимущество из-за разницы схем.
Поначалу «Шахтер» даже пытался в прессинг, но БАТЭ это не смущало – команда терпеливо разыгрывала мяч от своих ворот через пас даже под давлением.
Прессинг БАТЭ был гораздо более эффективным и выглядел как персональный прессинг на всех участках поля, что хорошо видно на скрине ниже.
Атакующее трио перекрывает тройку ЦЗ «Шахтера», центральные полузащитники «желто-синих» действуют по двум опорным и десятке Солигорска (ситуация 3-в-3).
Дальше тренерам БАТЭ нужно было определиться, что делать с парой форваров и вингбэками «Шахтера» – пришлось выбирать, кого из них они считают наиболее опасными элементами в составе соперника.
Михайлов решил не оставлять центральных защитников в ситуации 2-в-2 против быстрых Соловья и Дарбо – именно поэтому Нечаев и Филипович действовали осторожно и узко (не только на мяче). Таким образом, Подстрелов и Гружевский имели свободу, но мяч до них добирался крайне редко, а если и добирался, то качества не хватало. Безусловно, это грамотный и правильный выбор тренерского штаба БАТЭ.
Тактически Михайлов переиграл Биончика, который за весь матч так и не перестроился. Разве что прессинговал «Шахтер» ближе к середине первого тайма менее активно.
Цифры матча
БАТЭ превзошел «Шахтер» по ударам (15:8), ударам в створ (6:3) и ударам из штрафной площади (9:2 (3:1 в створ)).
По ожидаемым голам тоже перевес Борисова – 1.26 на 0.52 xG.
Только на одном 15-минутном отрезке у Солигорска преимущество по владению – с 61-й по 75-ю минуту. В остальном мяч контролировал БАТЭ – 58 на 42%.
Выше мы отмечали, что команда Михайлова преуспела в прессинге, а «Шахтер» от него отказался. Это подтверждает и статистика: если «желто-черные» позволяли сопернику сделать 12.2 передач перед попыткой отбора или перехвата, то БАТЭ – всего 5.8. Большая разница.
Победа борисовчан абсолютно справедлива.
Индивидуальные итоги
Виллумссон – по сути, как новое подписание для БАТЭ. Исландец, пропустивший большую половину прошлого сезона, был очень активен: шесть ударов (два в створ), 0.31 xG и 0.19 xA, три касания в чужой штрафной.
Дмитрий Бессмертный, которого новый тренерский штаб, судя по всему, видит вингером, восемь раз коснулся мяча в штрафной и выбил четыре удачные обводки с семи попыток.
Сразу семь футболистов БАТЭ отметились передачами под удар.
Кажется, Милич будет основным вариантом на позицию девятого номера по сезону. Серб забил победный мяч. У него два удара (один в створ), четыре касания в штрафной и 0.37 xG.
БАТЭ выключил из игры Дембо Дарбо, лучшего бомбардира прошлого сезона. У гамбийца ни одного удара и ноль касаний мяч в штрафной. На троих у Соловья, Дарбо и Максима Скавыша (сыграл 16 минут) ноль касаний в штрафной и два удара. Красноречиво.
А что будет дальше?
До первого тура у Борисова два кубковых матчей против жодинского «Торпедо», которое здорово укрепилось в межсезонье.
«Шахтер» до конца марта без официальных игр – у Ивана Биончика есть время подумать о базовом тактическом варианте на сезон. Схема с тремя центральными защитниками совершенно не сработала.
БАТЭ понравился, учитывая потерю и приличное обновление состава. Вероятно, Михайлов будет строить команду вокруг схемы 4-3-3, которую будет адаптировать под каждого соперника. Против «Шахтер» получилось круто: борисовчане играли смело, агрессивно – есть первый трофей в карьере молодого тренера.
Возможно, команде не хватает качества в завершении, но это идет от исполнителей. В этом смысле большим подспорьем для Борисова будет сохранение Шохбоза Умарова.
Так или иначе, в матче за Суперкубок соперники оставили разное впечатление. Пока куда более понятно, в каком направлении будет двигаться БАТЭ.
Фото: fcshakhterby, fcbate.by.
Автор текста: Владислав Татур.