31 октября в российский прокат вышел фильм «Федя. Народный футболист» о знаменитом полузащитнике московского «Спартака» и сборной СССР Федоре Черенкове.
Помнится, требовательная аудитория нещадно критиковала «Легенду номер 17» и «Движение вверх» за слишком вольное изложение байопиков о судьбах знаменитых атлетов.
Но на сей раз футболисты, специалисты и журналисты после предпросмотра дают «Феде» довольно лестные оценки. Надеемся, что и мы (прокат фильма ожидается и в Беларуси) не останемся разочарованными.
К слову, в Армении уже полным ходом идут съемки картины о ереванском «Арарате», выигравшем в 1973 году чемпионат и Кубок СССР. Главный герой «Золотого дубля» Никита Симонян (его играет актер Егор Бероев) — прославленный советский футболист, тренировавший клуб в то время. И которому в этом году исполнилось 98 лет.
Кажется, мода на советскую футбольную классику не минует и белорусских болельщиков. Как нам стало известно, в Москве уже началась работа над сценарием художественного фильма об Александре Прокопенко.
Снимать картину будет известный российский режиссер Александр Баршак, за плечами которого немало кассовых картин, самая известная из которых — «День выборов-2» (да-да, там снимался Василий Уткин). В фильме о Прокопенко старший брат не менее известного актера Павла Баршака выступает еще и автором сценария.
— Картина будет создаваться при участии Министерства культуры России, насколько я знаю, Администрации президента Беларуси и при поддержке Союзного государства. Правда, не знаю, в каком объеме.
У нас есть синопсис — сценарная разработка с основными линиями фильма. А пока вместе с другим автором сценария Сергей Кочергиным собираем материал. Занимаемся так называемым предпродакшном.
Дорожная карта понятна — прежде всего это общение с игроками минского «Динамо» образца 1982 года. Мы много читали, много смотрели, уже встречались с Сергеем Боровским и Игорем Гуриновичем. Планируем еще раз съездить в Минск, чтобы обстоятельно поговорить с тренерами Эдуардом Малофеевым и Вениамином Арзамасцевым. И, конечно, другими партнерами Александра по золотому составу.
Сергей Боровский: Прокопенко звал с собой в «Спартак»
Хотя у нас уже и сейчас много фактуры, и очевидна трагичность судьбы Саши — очень талантливого игрока. Как и судеб многих других спортсменов советской эпохи. Сделать из этого фильм, который будут смотреть даже те, кто никогда не интересовался футболом, задача сложная, но это проблема творческой группы.
Поэтому пока сложно сказать, каким у нас получится фильм. Могу лишь отослать к словам Александра Сергеевича Пушкина из «Евгения Онегина»: «Я сквозь магический кристалл еще неясно ощущал».
Этот магический кристалл у нас есть. Как и чувство и понимание того, куда мы идем. Продюсером фильма выступает сын Александра Дмитрий Прокопенко. Он свел меня с большим количеством людей и сведет еще.
— Сколько времени займет работа над сценарием?
— Думаю, на это нам понадобится не менее полугода. Хотя, возможно, управимся немного быстрее.
— Хотелось бы узнать о вашем футбольном бэкграунде. Если он, конечно, есть.
— Я спартаковец. Люблю футбол и знаю его довольно неплохо. Не так здорово, как мой друг Слава Хаит, но, поверьте, состав того же «Спартака» начала 80-х, который сражался с минчанами в чемпионате страны, могу назвать практически наизусть.
Мое юношество пришлось на «Спартак» 90-х, но и 80-е тоже немного зацепил. Видел в игре Федора Черенкова, и, конечно, он стал моим любимым игроком.
— Фильм о нем еще не смотрели?
— Нет, но обязательно схожу. И как зритель, и как режиссер картины о Прокопенко. Мне уже сказали, что фильм не очень получился, именно как кино. Вы же понимаете, что хайп и качество кино — это абсолютно разные вещи.
Но я пока оперирую лишь чужими мнениями, и мне самому дико интересно посмотреть «Народного футболиста». Ведь очевидно, что от прокатной судьбы этого фильма будет зависеть судьба и нашего.
Все-таки хочется, чтобы его увидели на постсоветском пространстве, потому как (опять-таки я об этом знаю) минское «Динамо» тех времен имело огромное количество болельщиков по всему СССР. Минчан любили за атакующий и бескомпромиссный футбол, который называли искренним.
Постараемся, чтобы таким получился и наш фильм.
Фото: ТАСС, «Прессбол», из личного архива Дмитрия Прокопенко.