Наши люди на футбольных чемпионатах мира: Малофеев, Алейников, Зыгмантович, Дупанов, Милевский…

Наши люди на футбольных чемпионатах мира: Малофеев, Алейников, Зыгмантович, Дупанов, Милевский…

Разогрев в преддверии мундиаля в Катаре, который стартует уже 20 ноября.

Вспомнили, как участвовали в чемпионатах мира все, кого мы можем считать своими — и непосредственно белорусы, и уроженцы страны, и просто те, кто много сделал для нашего футбола.

Эдуард Малофеев (1966)

Первооткрывателем был уроженец России, который впоследствии станет одной из важнейших фигур в истории белорусского футбола. Впрочем, на чемпионат мира-1966 Малофеев съездил уже как игрок минского «Динамо». Причем не просто съездил — проявил себя как один из лучших бомбардиров турнира. Больше него в Англии забили лишь шесть игроков, столько же — три мяча — еще пять. Нападающий сверкнул в первом и последнем матчах сборной СССР. На старте оформил дубль в ворота команды Северной Кореи (3:0), на финише — отличился в матче с португальцами (1:2). В автобиографии «Футбол! Вправо, влево и в ворота!» Малофеев затруднился определить, кто коснулся мяча последним, однако в официальных источниках гол пиренейцам записан на Эдуарда Васильевича. Бонусом проходит результативный пас на Численко во встрече с итальянцами (1:0).

Несмотря на поражение от Эйсебио и компании в матче за третье место, сборная СССР, как выяснится потом, оформила свой лучший результат на чемпионатах мира. Более того, за четвертую позицию ее даже наградили памятными медалями.

С Игорем Численко и Муртазом Хурцилавой

Интересно, что вместе с Малофеевым на чемпионат мира мог отправиться партнер по атаке минского «Динамо» и земляк из Коломны Михаил Мустыгин, но помешали проблемы с сердцем. Да и сам ЭВМ должен был еще раз прочувствовать атмосферу мундиаля, уже как тренер сборной СССР, однако перед стартом ЧМ-1986 случилась та самая громкая замена на Валерия Лобановского.

Сергей Боровский (1982)

Первый белорус по национальности на чемпионате мира. И один из четырех игроков той союзной сборной (наряду с Дасаевым, Балтачой и Демьяненко), который, по мнению главного тренера Константина Бескова, «не посрамил честь советского футбола» в Испании. А еще один из трех футболистов в СССР (вместе с Яшиным и Нетто), который когда-либо был изображен на почтовой марке. В основу одной из марок Центральноафриканской Республики почему-то был положен эпизод единоборства Боровского с поляком Бонеком на мировом форуме.

В первых двух матчах с бразильцами (1:2) и новозеландцами (3:0) помощь Боровского не понадобилась. Он был введен в состав перед игрой третьего тура с шотландцами (2:2), чтобы укрепить оборонительный блок. Да так и остался в «старте» до конца турнира — сыграл от свистка до свистка во встречах второго группового раунда с бельгийцами (1:0) и поляками (0:0) на «Камп Ноу». Интересно, что между этими матчами белорусский защитник впервые употребил пиво — чтобы быстрее пройти допинг-контроль. И это, по его признанию, помогло восстановиться к последнему матчу лучше большинства партнеров. Правда, сборная СССР попала в число невезучих команд, которые, ни разу не уступив на одном из этапов, вынуждены покидать турнир из-за разницы забитого и пропущенного.

Достичь большего, по мнению Сергея Владимировича, не позволили недостаточная физическая готовность игроков, усугубленная испанской жарой, и травмы. Очевидцы и специалисты же называют еще одну причину. Речь, конечно, о разнобое знаменитого тренерского треугольника Бесков — Лобановский — Ахалкаци.

Сергей Алейников (1986, 1990)

На чемпионат мира 1986 года белорусы могли отправиться небывало широкой компанией. Но Боровскому воспрепятствовал перелом ноги, Гоцманову — болезнь. А Зыгмантович и Кондратьев были отцеплены после той самой отставки Малофеева. Вот и получается, что в Мексике Беларусь представлял только один игрок. Алейников, недавно отпраздновавший 61-й день рождения, вообще стал автором удивительного достижения, которое исчерпывающе говорит о масштабе личности. На обоих своих чемпионатах мира он отработал все матчи сборной без замен. И это в команде с ярко выраженным базовым клубом, которым было «Динамо», но совсем не минское!

Причем в биографии «И жизнь, и слезы, и футбол...», написанной вместе с Дмитрием Беленьким, Сергей Евгеньевич вспоминает, что перед турниром Лобановский вызвал его на разговор, напомнил о критике специалистов и журналистов («мол, Алейников уже не тот, и зачем его только в сборную взяли?») и попросил доказать их неправоту. Полузащитник сделал это уже в первом матче против венгров, забив шикарным дальним ударом. А позже поучаствовал и в шестом голе советской сборной (6:0).

Во втором поединке с французами Алейников получил сверхтрудное задание — присматривать за Платини, однако справился (1:1). Победа над канадцами (2:0) только усилила восторги от игры сборной СССР, но встреча с бельгийцами в 1/8 финала все обнулила (3:4). Недооценка соперника и скандальное судейство шведа Фредрикссона вынудили понуро возвращаться домой вместо поездки в Пуэблу на четвертьфинал.

Чемпионат мира-1990 в Италии стал для хавбека вдвойне особенным, ведь на него Сергей приехал уже в качестве игрока «Ювентуса». Однако советская сборная выступила слабо. Стартовое поражение от румын (0:2) задало турниру негативную тональность. Такой же по счету проигрыш аргентинцам ситуацию усугубил. Победа над камерунцами (4:0) подарила шанс, однако сборные Румынии и Аргентины уничтожили его, сгоняв устраивавшую обеих ничью и высадив СССР из турнира. И это — спустя всего два года после серебряного чемпионата Европы...

Андрей Зыгмантович (1990)

В итоге самым белорусским чемпионатом мира стал как раз турнир в 1990 году: четыре наших соотечественника! Вторым оказался Зыгмантович. Стартовый матч с румынами, забившими гол с пенальти, который на самом деле должен был быть штрафным, он пропустил. Белоруса неожиданно добавили в состав к матчу с аргентинцами — специально для опеки самого Марадоны. В почти родном для Диего Неаполе Зыгмантович заработал на нем карточку, но в целом свое дело сделал — аргентинец не забил и не отдал. Больше он запомнился тем, что при недосмотре того же Фредрикссона снова задействовал «руку бога», только уже правую и в своей штрафной. Кто бы мог подумать, что спустя 28 лет Зыгмантович и Марадона снова пересекутся, причем в Бресте...

Заключительный матч с камерунцами ценен для нас белорусским голом. Зыгмантович с Алейниковым разобрались вдвоем.

От того чемпионата у Андрея Викентьевича осталось еще также одно воспоминание: «На игры добирались по воздуху: на спецплощадку подавали два вертолета». Одно признание: «Мы отказывались покидать Италию, пока нам не заплатят премиальные». И одна оценка: «Поставил бы себе за тот турнир »четверку«.

Сергей Горлукович (1990, 1994)

В матчах с аргентинцами и камерунцами в 1990-м состав советской сборной вообще на четверть состоял из белорусов. Третьим был уроженец деревни Боруны в Гродненской области и экс-игрок могилевского »Торпедо«, »Гомсельмаша« и минского »Динамо". Во второй из этих встреч он тоже поактивничал в атаке — отдал пас Добровольскому на четвертый гол. При этом с румынами на старте Горлукович тоже играл — в той команде он был безоговорочно основным.

Четыре года спустя, без малого в 33, Сергей Вадимович оказался востребован и в готовившейся к мундиалю сборной России, которую выбрал после распада СССР. Хотя, уже даже отправившись в США, олимпийский чемпион вполне мог и пролететь мимо чемпионата мира. Его партнер Кузнецов потом вспоминал, что в самолете по пути в Америку Горлукович основательно нарушил режим, что в какой-то момент взял на руки стюардессу со словами «Она будет жить со мной на сборах», что вскоре попался на глаза Павлу Садырину, что тот решил отправить его домой, что команда вступилась и предложила ограничиться штрафом, что Садырин согласился (к слову, знаменитое «письмо 14» с требованием отставки тренера защитник не подписывал) и что игроку пришлось выложить четыре тысячи долларов.

В итоге Горлукович вписал в свою биографию второй мировой форум. В матче с будущими чемпионами бразильцами (0:2) активно обстреливал ворота Таффарела. В игре со шведами привез пенальти и уже к 49-й минуте «поймал» две желтые карточки. И потому к победе над камерунцами (6:1) с покером Саленко оказался непричастен.

Савелий Мышалов (1970, 1982, 1986, 1990, 1994)

Четвертым нашим представителем на ЧМ-1990 был знаменитый доктор сборной СССР. Савелий Евсеевич родился в Беларуси, прожил здесь семь лет (после чего семья переехала в Москву), но даже в преклонном возрасте подчеркивал, что остался минчанином. Уникальный человек, настоящий рекордсмен, Мышалов поучаствовал сразу в пяти чемпионатах мира!

Это он в 1970-м ездил в Мексику с дерматиновым чемоданчиком, с которым медсестры обходили дома. Это он советовал Боровскому восстанавливаться пивом в 1982-м в Испании. Это он приводил в чувство упавшего в обморок Лобановского по ходу матча с бельгийцами и лечил актера Миронова в 1986-м в той же Мексике. Это благодаря ему мы узнали, что в состав на матч с аргентинцами в Италии в 1990-м планировался защитник Фокин, но тот пожаловался тренеру на повреждение, хотя при этом даже не обращался к врачу — испугался выходить. Это на его глазах разворачивалась та самая история с «письмом 14» перед поездкой в США в 1994-м.

Савелий Мышалов (справа) с Валерием Лобановским и Нодаром Ахалкаци

В СССР о чемпионатах мира Мышалов знал, пожалуй, больше всех. И до недавнего времени мог в красках об этом рассказать: 30 сентября легендарный доктор умер на 91-м году жизни.

Николай Левников (1998, 2006)

В 1998-м компанию наших соотечественников на «мире» разнообразили судьи. Левников известен прежде всего как российский арбитр и функционер, но в действительности он еще и белорус. Родился в Пинске, здесь играл в футбол, претендуя на попадание в юношескую сборную БССР, здесь окончил школу — и только в 18 лет подался в Москву продолжать учебу. А еще в 2010-м он отработал сезон главой отдела судейства и инспектирования БФФ, всколыхнув сферу. «Внутренне чувствовал себя белорусом. Им и остаюсь. Здесь моя родина», — говорил тогда Николай Владиславович.

Во Франции же он ограничился одним матчем Бразилия — Марокко. Могло быть и больше, да все перечеркнул один эпизод. В первом тайме марокканец Шибу въехал шипами в бедро Роналдо. Левников не дал нарушителю даже желтой, хотя просилась красная. С той точки, где располагался арбитр, разглядеть момент было нереально. Ошибка наложилась на предтурнирные рекомендации Йозефа Блаттера не жалеть карточек. Вскоре президент ФИФА даже публично раскритиковал судей, упомянув Левникова.

Понятно, что после такого чемпионат для российско-белорусского арбитра фактически закончился. Он еще только подстраховал коллег в качестве резервного судьи на матче Испания — Болгария, да и отправился домой. Правда, в 2006-м вернулся на мундиаль в роли инспектора, поработав на шести поединках, в том числе на полуфинале Германия — Италия. Сейчас — член Экспертно-судейской комиссии РФС.

Юрий Дупанов (1998, 2002)

Одним из помощников Левникова в матче Бразилия — Марокко оказался другой белорус. Правда, вины Дупанова в просчете бригады не было. В интервью после турнира он отметил, что доволен собой на 100 процентов и инспекторы ФИФА поставили ему «десятку» по итогам каждого из четырех матчей. Три другие встречи: Испания — Нигерия, Нидерланды — Южная Корея, а также Румыния — Тунис (та самая игра, перед которой европейцы дружно покрасили волосы). Однако во всех поединках были сложные для трактовок моменты. И во всех Дупанов работал в связке с разными главными судьями!

Такой же интересный механизм ротации применялся и в Японии и Южной Корее. Там белорус отметил 40-летний юбилей по ходу турнира и получил три назначения: на матчи Англия — Швеция, Япония — Бельгия, а также Бразилия — Бельгия в 1/8 финала. В последней встрече случился спорный эпизод: главный судья Прендергаст не засчитал гол Вильмотса — как многие полагают, ошибочно. Дупанов в той ситуации, по собственному признанию, сигнализировал о забитом мяче и побежал к центру. И вообще после турнира он снова отметил, что доволен собой и ошибок не допустил. Хотя тот чемпионат запомнился обилием судейских скандалов.

Артем Милевский (2006)

На седьмом подряд мировом форуме, где наши люди оставляли след, юный уроженец Минска менял Шевченко в концовках матчей с аравийцами (4:0) и тунисцами (1:0), выходил в «старте» на четвертьфинал с итальянцами (0:3), но всем, конечно, запомнилось одно — дерзкая «паненка» в 1/8 финала со швейцарцами.

Важная предыстория: за месяц до часа X Милевский ровно таким же способом реализовал пенальти в матче с голландцами на молодежном EURO, где украинцы взяли серебро. По признанию Гусева, помня об этом, игроки национальной сборной взмолились: «Только не »паненкой«!» Против такого варианта удара был и ход серии: перед этим свои попытки запороли оба стартера, в том числе Шевченко. По словам самого Артема, путь от центра поля до «точки» показался ему равным 10 километрам. Но решение он не поменял. «Предположил, что вратарь вряд ли подумает, что молодой пацан будет так бить. Вот и вся моя смекалка на тот момент», — объяснял Милевский.

Не забей тогда белорусский украинец, и вполне понятно, что его ждало бы — то же, что и Смолова на ЧМ-2016. Но он забил, Украина победила — и Милевский стал героем и любимцем. Так по-хорошему нагло и ярко начиналась карьера, которая обещала куда больше, чем в итоге вышло, хотя — все относительно — и без того получилась неплохой.

Кстати, в составе той украинской сборной ездил в Германию, но на поле не выходил защитник Яценко, который спустя шесть лет засветится в «Белшине».

Мирослав Ромащенко (2018)

От Милевского через Смолова перейдем к Ромащенко и домашнему для россиян чемпионату мира-2018. Большой вклад уроженца Украины, который некогда играл за «Ведрич» и «Днепр» и провел 15 матчей за сборную Беларуси, в выход в четвертьфинал общепризнан. «У меня за время подготовки и проведения чемпионата мира сын закончил институт — и я забыл его поздравить! У него 24 июня был день рождения — опять же забыл поздравить!» — такой была концентрация на турнире. Мирослав Юрьевич нередко засиживался с видеооператором до трех-четырех часов ночи, нарезая ролики для игроков.

В штабе Черчесова Ромащенко, который сейчас помогает тому уже в «Ференцвароше», отвечал за изучение соперников и тактику. Необычным элементом его образа на матчах ЧМ-2018 был наушник, с помощью которого ассистент переговаривался с сидевшим на трибунах аналитиком Андреем Лексаковым. По сведениям «СЭ», именно Ромащенко настаивал на возвращении к схеме с пятью защитниками перед матчем с испанцами в 1/8 финала, в котором россияне победили в серии пенальти.

Кстати, частью той команды (а также сборной образца ЧМ-2014) были еще два игрока с белорусскими корнями. Первый — Юрий Жирков, чья мама Галина Адамовна родом из деревни Замосторечье Червенского района. Второй — Сергей Игнашевич, который первые два года жизни провел в другой белорусской деревушке (Хоростово Солигорского района), а потом постоянно приезжал туда к родственникам на каникулы.

Фото: Getty Images, worldartstamps.com, Игорь Уткин, alamy.com, Getty Images, Imago Images, ISOSPORT, пресс-служба РФС.

1

0

0

0

0