А вы знали, что Сергей Ташуев мог возглавить сборную Беларуси? Об этом, а также о том, кто сегодня лучший белорусский футболист, выиграет ли «МЛ Витебск» золото Betera-высшей лиги, что ждет команду Карлоса Алоса в отборе к чемпионату мира-2026 и многом другом — в большом разговоре с экс-тренером «Шахтера».

— Вы недавно посетили белорусский санаторий и очень его хвалили. Как часто отдыхаете в нашей стране?
— Первый раз приехал в санаторий «Плисса» — ребята-москвичи посоветовали. Очень понравилось. Но отчего-то в нем почти не было белорусов — в основном только из Питера и Москвы.
— Следите за белорусским футболом?
— Да, у меня много знакомых, друзей, с которыми поддерживаю контакты. Начиная от Анатолия Байдачного с Эдуардом Малофеевым и заканчивая Петром Качуро и Владимиром Ковалевым из Белорусской федерации футбола. Когда я уже принял «Ахмат», Ковалев привез на стажировку несколько ребят, которые получали лицензию PRO, а также золотую медаль и грамоту от федерации «За вклад в белорусский футбол», диплом и майку сборной Беларуси. Было приятно. Получилось, что меня наградили за то чемпионство, а других наказали:)
— Какова перспектива того, что вы в третий раз возглавите белорусскую команду?
— В четвертый — я уже трижды приезжал в Беларусь в качестве тренера. Первый раз — еще в 1994 году, когда незабвенный Михаил Басс пригласил тренировать могилевское «Торпедо». Я пришел зимой, провел сборы и поднял команду с 16-го на 11-е место во второй половине чемпионата, тогда проводившегося по системе «осень-весна», вытащив ее из зоны вылета.
Предлагали остаться, но я отказал. Хотя был молодым тренером, и предложение возглавить команду высшей лиги было лестным, престижным. Но в Беларуси очень мало платили, поэтому вернулся в Россию. Тем не менее то время вспоминаю с теплотой.
Да и уровень был приличным. Еще играли ветераны: те же чемпионы СССР 1982 года Сергей Гоцманов и Виктор Сокол, уже громко заявили о себе молодые Валентин Белькевич, Александр Хацкевич, Владимир Журавель. Петр Качуро много забивал, в «Днепре» выделялись Мирослав Ромащенко и Андрей Скоробогатько, в гродненском «Химике» — Сергей Гуренко, в «Ведриче» — Василий Баранов, у меня в «Торпедо» — Александр Седнев. Почти все они в дальнейшем сделали хорошие карьеры и стали тренерами.
— А чем запомнился ваш второй визит в Беларусь? В 2018-м вы возглавили «Шахтер».
— Считаю, тогда чемпионат Беларуси был самым сильным в истории. БАТЭ последний раз сыграл на групповом этапе, вышел в весеннюю стадию Лиги Европы, где победил лондонский «Арсенал». Борисовчане собрали мощный состав, в том числе из поигравших в России ребят. Минское «Динамо» едва не вышибло «Зенит», победив дома 4:0, «Шахтер» дошел до третьего круга Лиги Европы, где сыграл вничью с «Торино».

И борьба за медали высшей лиги-2018 была острой, до последнего тура. А в 2019 году брестское «Динамо» смогло отобрать чемпионство у БАТЭ, да и хороших игроков было много в составах, и не только у лидеров чемпионата.
Его силу подтверждали и переходы — ребята уезжали и в Европу, и в Россию. Не только белорусы, но и иностранцы — Мирко Иванич, Джоэль Фамейе…
Кстати, мой «Шахтер» приехал в Брест, когда туда привезли легендарного Диего Марадону. Но мы огорчили «Динамо», выиграв 3:1, хотя были уставшими после перелета из Уэльса. Как сейчас помню — 16 июля 2018 года. И фото с легендой остались…
— За свою карьеру вы возглавляли полтора десятка клубов. «Шахтер» — единственный, который вы привели к трофеям. Как вы с ним расставались в 2022-м, уже после второго пришествия?
— Полюбовно, так скажем. Мне поступило предложение возглавить родной клуб из родного города. Я попросил [гендиректора «Беларуськалия»] Ивана Головатого отпустить — все же звали в команду РПЛ. Даже предложил выплатить компенсацию — две зарплаты. Он не хотел расторгать контракт, ведь мы тогда боролись за чемпионство. После 22 туров отставали на одно очко от «Энергетика»-БГУ. Но в конце концов Головатый согласился отпустить меня в «Ахмат».

— Вы уехали, «Шахтер» выиграл золото, но потом его лишили чемпионства, и клуб исчез…
— Когда я уходил, а это было в конце сентября 2022-го, никаких проблем не было. Очень жаль, что клуб обанкротился… Солигорск — город футбольный, прекрасная база, которая была реконструирована при мне, страстные болельщики. «Шахтер» многие годы был в числе лидеров белорусского футбола. И вдруг такое…
Надеюсь, команда скоро возродится и в оперативном режиме выйдет в высшую лигу. Солигорск обязан быть представлен в ней.
— Вы отметили, что следите за чемпионатом Беларуси. Сравните уровень турниров 2018-19-го, 2022-го и 2025-го годов.
— Чемпионат стал хуже, и причина этого — лимиты. Зарплатный — прежде всего. Он слишком жесткий, не позволяет удерживать сильных ребят и приглашать хороших легионеров. Трудно прогрессировать без жесткой конкуренции. Весь спортивный мир так живет, да и не только спортивный. Если в бизнесе мы соперничаем с компаниями со всего света, то почему в футболе должно быть по-другому?..
Считаю, надо потихоньку возвращаться к тому, что было, ведь в 2018-19 годах чемпионат Беларуси был достаточно высокого уровня, играло много сборников-легионеров.
А сегодня нет «Шахтера», сильно сдал БАТЭ, брестское «Динамо» также уже не того уровня команда, в минском «Динамо» идет смена поколений, насколько я могу судить. Уровень конкуренции упал даже по сравнению с 2022 годом, не говоря уже о 2019-м. Тогда каждая из упомянутых мною команд имела свой стиль, были яркие игроки, «Витебск» Сергея Ясинского здорово выглядел. В составах было много легионеров приличного уровня, тех же бразильцев.
А сегодня белорусские клубы даже на сборы за рубеж не могут выехать. Куда это годится? Какой прогресс без возможности сравнить себя с командами других стран? Играть на сборах надо с сильными клубами, чтобы понять свой уровень и увидеть недоработки, которые обнажаются в противостояниях с соперниками выше уровнем.
Надо конкурировать со всем миром. Почему этого не должно быть в футболе, если это есть в бизнесе? А спорт — это тоже бизнес, пусть и с допущениями.
— Сегодня в Betera-высшей лиге с отрывом лидирует «МЛ Витебск». Что знаете о команде, сможет ли она добраться до титула?
— Смотрел недавно их матч (правда, не запомнил с кем) — выиграли 2:0. Насколько знаю, это частная команда и на нее лимиты не распространяются, что и позволило собрать крепкий состав. С тренером [Александром Шагойко] не знаком, но ему удалось сколотить хорошую команду, сенсационно лидирующую в чемпионате и не проигравшую при этом ни одного матча. До конца чемпионата 12 туров, отрыв большой, но все может быть — случаются и резкие спады на финише сезона, и соперники могут резко прибавить. Но так как у «МЛ» нет еврокубков, сборников только трое, то шансы стать чемпионом велики.

— Перед сезоном большинство склонялось к тому, что минское «Динамо» с его административным ресурсом снова отстоит титул. Но после вылета из Лиги чемпионов в клубе произошла смена тренера. Как считаете, она поможет?
— Не вдавался в подробности, но меня удивило то, что из клуба посреди сезона убрали Вадима Скрипченко, после многих лет вернувшего минчанам чемпионское звание и удержавшего его, выведшего «Динамо» в групповой этап Лиги конференций.
Да, с «Лудогорцем» могли сыграть удачнее, но отправлять его «в отпуск» в разгар сезона — не лучшее решение, как по мне. Да, часто при смене тренера команды добавляют в результатах, но обычно это кратковременный эффект. Тем не менее желаю удачи Александру Павлову.
— Согласитесь, что национальная сборная — лицо футбола страны?
— Скорее здесь две составляющие — сборная и еврокубки. Причем сейчас институт национальных команд чуть отошел на второй план — гигантские деньги вкладываются в Лигу чемпионов. Футбол стал бизнесом, а национальные команды существуют больше для болельщиков.
У меня был шанс возглавить сборную Беларуси: в 2020 году поступило такое предложение. Мне было интересно, и я согласился. Но вмешался COVID — буквально за месяц до решения вопроса все приостановилось. Хотя я очень хотел, тем более что предстояли решающие поединки в Лиге наций — был реальнейший шанс пробиться на Евро-2020. Но стыковой матч с Грузией перенесли на осень, ситуация изменилась, потом у меня планы поменялись, так что не срослось…
Повторюсь, я очень хотел поработать с национальной сборной Беларуси. Планировал серьезно омолодить команду. Тем более что я проработал в стране почти два сезона, знал потенциал многих ребят. Было желание построить интересную, задорную команду с агрессивной атакующей игрой.

— А сейчас за сборной Беларуси следите?
— Смотрел матч с Россией, обзоры других игр — прошлогодних в Лиге наций, товарищеских в этом году.
Удивился, что 6 футболистов, которые еще у меня играли, сейчас в сборной. Это Политевич, Забелин, Мартынович, Корзун, Громыко, Эбонг. Оказывается, полкоманды — мои ученики:) Но если Макс и Валера еще молоды, то Забелину, Политевичу и Мартыновичу на троих больше ста лет:) А они до сих пор в сборной. Молодцы! Значит, профессионалы, держат уровень.
В матче с Россией сборная Беларуси понравилась в плане атакующих действий. Запомнился Мельниченко, которого «Порту» купил. Громыко делал острые передачи, Эбонг, другие ребята, Пигас справа хорошо включался в атаку. А в центре обороны — дыра… Потому что Саша Мартынович и Серега Политевич уже тяжеленькие — при всем уважении к ним. Был дисбаланс. Мне кажется, что пора уже найти молодых белорусов на замену ветеранам. Один — еще нормально, но три — слишком много.

— На что может рассчитывать сборная Беларуси в отборочной группе чемпионата мира-2026 с Грецией, Данией, Шотландией?
— Главное — не бояться и быть раскрепощенными и организованными. Пусть соперники боятся ошибиться и потерять очки в матчах с белорусами! Играть можно со всеми, нельзя зажиматься — надо действовать на поле смело. И испанский тренер [Карлос Алос] проповедует именно такой футбол, насколько могу судить.
Надо не бояться, ставить большие задачи и стремиться достичь их. Цель — первое место, на это надо ментально настраивать игроков. Ведь в команде много квалифицированных футболистов: многие играют в хороших клубах России, есть сплав молодости и опыта. Нужно верить в себя и пытаться завоевать путевку на ЧМ-2026.
— Вы отметили, что лицо футбола страны определяется прежде всего результатами в еврокубках. Следили за ними этим летом?
— Да. Отмечу прорыв «Немана» — единственного клуба, прошедшего три этапа отбора в Лиге конференций. Причем играя с командами выше рейтингом! Там опытная команда, тренер не первый год ее строит. Эта стабильность — главные слагаемые успеха.

Жаль, что оба «Динамо» и «Торпедо»-БЕЛАЗ потеряли свои еврокубковые позиции. Считаю, как минимум минчане и брестчане могли выступить лучше. Здесь дело, скорее всего, в уровне чемпионата, который надо поднимать. Ведь раньше и футболисты иностранные были, и тренеры, которые привносили что-то новое. А что сегодня?..
Мир многогранен. Необходимо общаться, делиться информацией друг с другом, узнавать что-то новое, обогащаться знаниями. А если вариться в своем кругу, то прогресса не будет. Я могу ошибаться, но таково мое мнение.
— Чем сильнее клубы, за которые играют сборники, тем сильнее команда. Лимит, который планируют ужесточить со следующего сезона в РПЛ, поможет белорусам заключить контракты с командами сильнейшего российского дивизиона?
— Во-первых, скажу, что я не сторонник подобных лимитов. Вот сейчас в России выросло много молодых интересных ребят. Это же не заслуга лимита, верно? Они же в жесткой конкуренции с хорошими иностранцами прогрессировали, так?
Во-вторых, не вижу прямой связи между сокращением числа легионеров и ростом мастерства россиян. Мы это уже проходили: как только появляются тепличные условия, растет не мастерство, а суммы контрактов, а вот желание работать и доказывать свое право на место в составе, наоборот, падает. Мало-мальски играющие молодые ребята сразу начнут требовать повышения зарплаты, перестанут прогрессировать в прежнем режиме. Ведь такому игроку искусственно дадут место в составе и на поле. Делать этого нельзя, уверен в этом.
Что касается белорусов, то, если под лимит они не попадут, так как являются гражданами одной из стран ЕАЭС, вероятно, у некоторых появится больше шансов на заключение контрактов с клубами РПЛ. Но прогресс в их игре может наступить только в условиях жесткой конкуренции, этой волчьей борьбы за место в составе.
Подводя итог: возня с новым лимитом в РПЛ затеяна зря, это скорее приведет к ослаблению клубов, падению уровня. Но нескольким белорусам, вполне возможно, благодаря этому удастся попасть в РПЛ. Если они не попадут под ограничения. Но может так случиться, что для сборной это будет хуже: находясь на первых ролях в командах ФНЛ, они прогрессировали, а на лавке клуба РПЛ этого, конечно, не будет.
Вот Артем Шуманский пробился в основной состав ЦСКА — и сделал это в жесткой конкуренции с сильными нападающими. Жаль, что травмировался, но начал же сезон в основе. А с ужесточением ограничений на легионеров будет искусственно попадать — как лимитчик. И что это даст? От этого мастерство не вырастет — бумага не играет в футбол.

— На контрактах с клубами РПЛ сегодня 8 белорусов: кроме Шуманского, это Кирилл Печенин и Егор Карпицкий (оба — «Крылья Советов»), Андрей Кудравец («Динамо» Москва), Кирилл Зинович («Динамо» Махачкала), Юрий Ковалев («Балтика»), Руслан Мялковский («Локомотив») и Вадим Пигас («Пари НН»). Кого выделите?
— Печенин постоянно выходит на поле. Я его еще по «Витебску» помню — парень опытный. Зинович тоже стабильно в обойме. Довольно мощный, универсал, может и центрального защитника сыграть, и опорника, и даже атакующего хавбека.
Карпицкий начинал у меня в «Шахтере». Я его подтянул в состав из дубля, мне он нравился. Я думал, что в РПЛ он будет звездочкой, но, видимо, мешают внутренние проблемы. Такое впечатление, что у Карпицкого немного завышена самооценка, и это мешает реализовать потенциал. К сожалению, он не заиграл в России.
А вот Юра Ковалев держит марку: видел в нем перспективу еще в свой первый приход в «Шахтер». Он важный элемент в «Балтике», сильно начавшей сезон.
Упомяну здесь еще и молодого Антона Ковалева, который на хорошем счету у Игоря Шалимова в «Факеле», лидирующем в ФНЛ. Я в свое время пригласил его в Турцию на сборы «Факела». Антон тогда подошел, но из-за каких-то лимитов его не взяли. Благо потом «Факел» вернулся к его кандидатуре. И не прогадал.
Считаю, Антона надо подтягивать в сборную Беларуси. Хорошая скорость, парень — боец, неглупый, оббился в ФНЛ.
— Во втором российском дивизионе белорусов вдвое больше — 16…
— С одной стороны, это хорошо, что легионерский опыт получает столько белорусов. С другой — свой чемпионат ослабевает, и это проблема.
— Уйдя из «Шахтера» в «Ахмат», вы вскоре позвали к себе форварда Илью Черняка. Почему у него не пошло в Грозном?
— По моему мнению, он ментально сломался: привык играть дома, в более раскрепощенной обстановке. Скорее, здесь дело в психологии, а не в недостатке мастерства.
«Понял, как глупо себя вел». Предельно откровенный Илья Черняк

— Причем позвали вы его после конфликта, когда отправили футболиста домой с летнего турецкого сбора — прямо во время квалификации Лиги чемпионов.
— Илью в Минск не я отправил, а один из клубных руководителей, назовем его так. Я, наоборот, просил этого не делать. Говорил, чтобы оставили парня и что все будет нормально. Но не смог отбить его.
— Трансфер белорусского футболиста в европейский клуб — редкое событие. Хотя в этом году такое случалось не раз: 18-летнего Трофима Мельниченко купил «Порту», Федор Лапоухов подписал контракт с ЦСКА из Софии, Герман Барковский уехал в Польшу, где успел сменить клуб, Илья Черняк — в боснийский «Широки Бриег», а Роман Пасевич — в словенскую «Муру». Как считаете — чего можно ждать от них в новых клубах?
«В клубном музее по телу пошли мурашки». Мельниченко — о «Порту»
Роман Пасевич: дай бог, Словения станет для меня трамплином
— Все истории разные, нельзя их сравнивать. Мельниченко играет во второй команде, он талантлив, но юн — его перспективы пока туманны. Лапоухов уехал в Болгарию в статусе лучшего игрока чемпионата Беларуси, но травмы мешают ему проявить себя в полной мере в составе одного из самых титулованных клубов Болгарии. Барковский, насколько знаю, в аренде, а это всегда добавляет неопределенности. Черняк и Пасевич только-только подписались с балканскими клубами, и невозможно толком оценить их перспективы. Остается всем пожелать удачи и проявить себя, перебраться в более сильные чемпионаты.
— Один из них — РПЛ. Кто станет чемпионом во второй 100-й сезон «Зенита»?
— Чемпионат у нас очень интересный — третий год ситуация непредсказуемая до последних туров, много хороших легионеров, поддерживающих уровень. Жаль только, что в еврокубках не играем.
— Кто из белорусов, играющих сейчас, самый талантливый/сильный футболист?
— Глеба нет, одного назвать сложно:) Макс Эбонг на стабильном уровне играет, Валера Громыко выделяется в «Кайрате», Вадим Пигас в сборной старается… В целом много ребят примерно одного уровня. Хотелось бы, чтобы появилось больше звездочек. Их нехватка — проблема для национальной команды.
— Была информация, что вы могли возглавить БАТЭ.
— Никто из клуба ко мне не обращался. Так, звонили посредники, спрашивали, мол, как вы смотрите, если вдруг что-то как-то… На что я ответил: «Делайте предложение — будем разговаривать». Но никто не позвонил.

— Насколько велика вероятность вашего возвращения в белорусский футбол?
— Мяч круглый, и никогда не говори никогда: может быть, окажешься в Беларуси, Катаре или где-то еще. В тренерской жизни случаются неожиданные повороты. Сидишь дома — звонок, и завтра ты летишь на другой конец земного шара. В свое время я только в самолете узнал, что лечу из Донецка, где возглавлял «Металлург», в Москву принимать «Анжи».
В 2014 году, когда все началось на Донбассе, мы взяли путевку в Лигу Европы. В чемпионате Украины оставалось два тура, и вдруг мне мой шеф, хозяин клуба Олег Мкртчан, звонит: «Езжай в аэропорт, ты летишь в Москву». Я спросил, зачем. А он: «Узнаешь». Так на высоте 8 тысяч метров я и выяснил, что стану главным тренером «Анжи».
Возвращаясь к чемпионату Беларуси: надо вернуть все хорошее, что было. Дать возможность приглашать хороших иностранцев, проводить сборы за рубежом, и тогда уровень быстро поднимется, уверен. Хотя хорошая молодежь растет, и это здорово. Хочется надеяться, чтобы парни прогрессировали и интерес в стране к футболу подогревался.
— Думаю, он увеличился бы, проводи сборная и клубы домашние матчи в Беларуси…
— Согласен. Но это проблема не белорусского и не российского футбола, а двойных стандартов европейских чиновников. Это моветон, мягко говоря. Да просто ужас, как они с людьми поступают! Это за гранью и сильно мешает. Надеюсь, разум возобладает и все вернут на место. И все будут жить, как жили раньше. Ведь я работал в Беларуси, когда все было открыто, мы везде летали, еврокубки дома играли и болельщиков на трибунах собиралось много.
Это одна из основных проблем. Почему болельщики лишены возможности поддержать свои клубы и сборные на международном уровне? Это не поддается логике. Кто кому мешает играть в Беларуси? Только недавно приезжали лондонский «Арсенал», «Торино», и всем все нравилось: шикарная страна, хороший аэропорт…
Помню, общался после игры с тренером «Торино» Вальтером Мадзарри. Так он постоянно говорил «The best» в отношении стадиона, команды, страны. А теперь мы вынуждены играть черт-те где, да еще при пустых трибунах. Я как вспомню ту игру с «Марибором» в Турции… В Словении сыграли вничью при 15 тысячах, а «дома» — пустые трибуны, никакого драйва. Как в лесу играешь, только под гимн Лиги чемпионов…

Автор: Олег Шепелюк.
Фото: ФК «Шахтер», «Неман», БФФ, «Прессбол», РИА «Новости».








