Общение с разносторонними и интересными людьми — всегда яркое событие, с послевкусием которого живешь еще долгое время. Защитница футбольной сборной Беларуси Виктория Казакевич — из таких. Мы поговорили с ней о психологии, музыке, фильмах, жизненных трудностях… И, конечно, о спорте. Тем более что летом Виктория стала единственным представителем нашего футбола в топ-5 европейских лиг, подписав престижный контракт с «Сент-Этьеном». Правда, в итоге Казакевич не провела ни одного матча в чемпионате Франции и, как выяснилось во время интервью, команду уже покинула. Но факт попадания в такой именитый клуб, безусловно, все равно впечатляет и вызывает уважение.
— В одном из интервью вы говорили, что довольно поздно пришли в футбол. В каком возрасте это произошло? И почему вы выбрали именно эту игру?
— Футболом я начала заниматься в 13-14 лет. Изначально мы с подругой играли во дворе и выступали на школьных соревнованиях. Но тогда я занималась легкой атлетикой и футбол для меня был на втором плане.
Затем произошло событие, которое, как оказалось позже, стало для меня судьбоносным. По разным видам спорта проходили республиканские соревнования среди структур БФСО «Динамо». Во время этих соревнований я сдружилась с парнями-футболистами. И один из них помог мне попасть в «Зорку»-БДУ.
— Занятия легкой атлетикой помогли вам в футболе?
— Помогли именно на молодежном уровне. Но я не стала бы делать акцент на увлечении легкой атлетикой. Так как этот вид спорта в моей жизни был недолго — всего лишь полгода. За это время я освоила лишь технику бега, а скорость мне была присуща всегда. Повторюсь, мое преимущество по-настоящему выручало меня только в молодежном футболе. А когда я перешла во взрослую команду, то этот компонент уже нивелировался.
— Какие вы видите плюсы и минусы позднего прихода в футбол?
— Главный минус — то, что я отставала по технике, поскольку не успела в детстве наработать базу технического мастерства, которая помогала бы сейчас.
Но и плюс здесь также есть. Еще до легкой атлетики я занималась танцами, что помогло в футбольном развитии. Во-первых, у меня была хорошая координация. Во-вторых, благодаря урокам хореографии я стала обладать хорошей памятью, так как необходимо было запоминать последовательность движений. В футболе эти качества, как показала жизнь, весьма необходимы.
— Тем не менее во взрослом футболе вы дебютировали в 16 лет. За счет чего удалось быстро догнать своих ровесников?
— Как мне кажется, к 16 годам мне не удалось полностью нивелировать разницу в мастерстве. В то время я выезжала лишь на своей скорости. Но постепенно отставание удалось преодолеть за счет трудолюбия и мотивации. В голове у меня сидела мысль, что нет пути назад и я не отступлю. Если в осознанном возрасте выбрала футбол, то уже не могу менять его на что-то другое. И я в этом виде спорта определенно должна чего-то достичь.
— В 2022 году вы открыли зарубежный этап карьеры в «Фриоле». Что дал вам испанский этап карьеры?
— В первую очередь — возможность попробовать свои силы в другом чемпионате. Пусть это была и третья испанская лига. Интересно проверить свои силы на таком уровне. Также опыт ценен не только футбольной составляющей. Были и другие важные аспекты — это нахождение в другой стране, с другими языком и стилем жизни.
— А что было самым сложным, когда вы прочувствовали испанскую жизнь на себе?
— Что в Испании, что во Франции самым сложным был языковой барьер. Неловко чувствую себя, когда происходит диалог и я понимаю, что ничего не понимаю. Вот как у нас в Беларуси на тренировках? Говорится одна фраза — и ты понимаешь, что это за упражнение, и включаешься. Когда заходит речь о тактических нюансах, тоже все ясно. Когда же это происходило в период моего легионерства, то было сложно связать все эти слова воедино. Приходилось рассчитывать лишь на свою визуализацию.
— Пробовали учить испанский?
— Если честно, то совсем чуть-чуть. В первую очередь пыталась уделить внимание футбольным терминам, чтобы было легче на играх и тренировках. Но я не пыталась усиленно учить испанский язык, так как понимала, что в этой стране я ненадолго. Бешеной мотивации у меня не было.
— Далее в карьере вы делаете заметный шаг вперед: из испанского Д3 перебираетесь в элитный дивизион чемпионата Франции — в «Сент-Этьен». Насколько сложно вам дался переход на новый уровень?
— Да, уровень определенно другой, и в моей карьере произошел значительный скачок. В Испании у игроков не было такого профессионального отношения, как во Франции. В «Сент-Этьене» все по-другому: профессионализм, цели, тренерский штаб, подготовка, игроки... Если брать тренерский штаб, то он отличается количеством представителей и степенью обученности — они точно знают, чего хотят, и под это выбирают стартовый состав. В команде есть тренеры по общефизической подготовке. Ну и, самое главное, уровень футболисток совершенно несравнимый.
Если в испанской команде я чувствовала себя комфортно в плане игрового уровня, то во Франции было за кем тянуться. Я узнала много нового как футболистка, и мне было что мотать на ус и в чем совершенствоваться.
— Думаю, что ради этого вы и пошли по легионерскому пути.
— Да, конечно. Мне было интересно узнать заграничный футбол. Сложно о чем-то говорить, когда ты находишься на одном месте. А когда побывала в разных местах, то это совершенно другое дело. Совокупность знаний обязательно к чему-то приведет.
— Сложно ли было привыкнуть к французскому менталитету?
— Здесь точно такая же проблема, какая была у меня в Испании. И касается она языкового барьера. А когда ты не знаешь языка, то это дополнительная нагрузка на мозг. И, к сожалению, рядом не было русскоговорящего человека, как в Испании, что добавляло некоторых сложностей. Именно в таких ситуациях приходит понимание, что себе способна помочь только ты сама. И ты должна максимально включиться и все понять.
Очень хороших слов заслуживают партнеры по команде, которые помогали мне в игровом и бытовом плане. Они очень открытые девчонки, что явилось большим плюсом.
— Переход в «Сент-Этьен» — это в большей степени сложность или адреналин?
— Скорее, адреналин и новый вызов. Признаюсь, мне сложно находиться на одном месте. Если я что-то узнала, то мне нужен новый этап, пусть он и будет сложен. Как говорится, мне тяжело, но нужно туда.
— Что помогает вам преодолевать сложности?
— Ответ, возможно, банален, но правдив — интерес и желание узнавать что-то новое. И дело здесь не в чертах характера вроде трудолюбия или работоспособности. На первый план выходит любопытство, которое подключает все остальное.
— Есть ли что-то, что удивило вас на новом месте?
— Мне казалось, что меня уже сложно чем-то удивить. Однако было в новинку, когда во время предсезонной подготовки и тяжелой работы у нас произошла смена деятельности. И мы всей командой занимались скалолазанием, бадминтоном, играли в петанк. Также в нашей программе был представлен рафтинг. Это надолго заряжает и сплачивает команду.
— Насколько сильно болельщики поддерживают женский «Сент-Этьен» и одноименный мужской коллектив?
— Безусловно, поддержка мужской команды выше. Хотя бы потому, что у нас разные стадионы, и у мужчин арена побольше. Но и женскую команду болельщики очень хорошо поддерживают. Во время игр стадион практически всегда заполнен под завязку.
— Есть ли у французских болельщиков, как у нас, мода заполнять стадион в первую очередь потому, что приезжает сильный именитый соперник?
— Я думаю, что посещаемость стадиона все-таки зависит от статуса оппонента. Уверена, что когда в Сент-Этьен приедет «Лион», то ажиотаж будет большим. И нет ничего плохого, если болельщики ходят на стадион не только поддержать свою команду, но и насладиться мастерством гранда французского футбола.
— «Лион» всегда сильно выступает в Лиге чемпионов.
— Да, но я не всегда слежу за женским футболом. Только за теми командами, которые вызывают у меня интерес. Хотя все равно стоит смотреть на этот уровень и на него равняться.
— Думаю, что у вас есть шансы попасть на этот уровень, так как вам всего 25 лет.
— Согласна. Но мало попасть в эти команды, главное — в них играть. Даже в своей команде я не получала той практики, которую хотела бы получать. Соответственно, этот сезон я не оцениваю как скачок, а воспринимаю, скорее, как шаг назад. Да, для послужного списка это действительно шаг вперед, чего нельзя сказать про мою игру.
— Однако мастерство нарабатывается не только на играх, но и в тренировочном процессе. И нельзя забывать, что вы находитесь в одном из сильнейших чемпионатов в Европе.
— Знаете, время покажет, был ли это шаг вперед. Я меняю клубную прописку. И куда меня дальше потянет — неизвестно.
— То есть официально «Сент-Этьен» вы уже покинули?
— Да.
— Какой вектор продолжения карьеры рассматриваете?
— В первую очередь хотела бы продолжить карьеру в европейских чемпионатах.
— Насколько сильна поддержка женской команды «Сент-Этьена» со стороны мужской, и наоборот?
— Если честно, то я не вижу явной поддержки. Возможно, что кто-то кого-то и поддерживает, но я такого не увидела.
— Какой антураж во французском чемпионате?
— Как говорила ранее — поддержка болельщиков очень хорошая. И пустых трибун не бывает. Сайт клуба хорошо освещает события. Начиная с наших тренировок и заканчивая командными мероприятиями. Значит, пресс-служба работает на качественном уровне.
Ну и сама команда дружная — мы могли собраться в неформальной обстановке, устроить тимбилдинг. Такие мероприятия делают коллектив более сплоченным.
— Когда вы были в Сент-Этьене, оставалось ли в Беларуси то, чего вам не хватало? И наоборот: в Беларуси не хватает чего-то французского?
— Когда я во Франции, то начинаю скучать по белорусскому режиму дня. Например, магазины там очень рано закрываются. В такие моменты вспоминаешь, что в Минске можно сходить за товаром и в 11 вечера, и в 12. А во Франции если вечером приезжаешь с игры и заранее не позаботился о покупках, то что-то нужное найти будет очень сложно. Плюс там нет некоторых моих любимых продуктов.
У нас в выходные жизнь кипит. А там можно только посидеть дома и погулять в парке. Закрыты ТЦ, кафе, продуктовые магазины... Сложно найти заведение, которое будет открыто.
А когда я возвращаюсь в Беларусь, то не чувствую, что мне не хватает чего-то из Франции.
— Вы являетесь одним из сильнейших игроков Беларуси последних лет, но больших интервью с вами нет. С чем это связано?
— Мне это не совсем интересно. Да и зачастую очень много банальных вопросов, которые тяготят. Мне и самой не хочется говорить банальности — потому что в этом не будет души. Но и предложений о большом интервью не поступало. Однако стоит заметить, что сейчас мне стало психологически легче давать интервью. Для меня важно, чтобы в разговоре была необходимость.
— Знаю, что вы сейчас учитесь на психолога. Почему решили заняться именно этой наукой?
— Мне она всегда нравилась. Помнится, еще в детстве с подружками мы вели задушевные беседы и искали пути решения проблем. Естественно, такое занятие психологией было на любительском уровне.
Мне всегда нравилось не пустое общение. Но заняться психологией решилась не сразу. Всегда считала, что у меня недостаточно выстроены личные границы, и это может привести к такому сценарию: я отучусь по выбранной специальности, начну проводить консультации, однажды приду домой — и утону в собственной депрессии. Однако мое мнение на этот счет поменялось. К тому времени я уже успела закончить университет по совершенно другой специальности.
— Увлечение психологией помогает Вам в футбольной карьере?
— Скорее, нет. То направление, в котором сейчас развиваюсь, пока не помогает. Я еще не углубилась в спортивную психологию.
За 12 лет в футболе я научилась эффективно бороться с разными эмоциональными состояниями, поэтому не могу сказать, что это заслуга психологии, которой я занимаюсь всего полтора года.
— А сейчас предлагаю вспомнить, на первый взгляд, незначительный эпизод из 2019 года. Вы вместе с Анастасией Харлановой, Валерией Карачун и Юлией Слесарчик давали мастер-класс для маленьких футболисток. И когда у одной девочки спросили, какая спортсменка ей больше всего понравилась, то она уверенно ответила: «Вика». Мне кажется, это твердое доказательство ваших хороших человеческих качеств.
— Возможно, тут дело в мягкости и доброте, благодаря которым дети на подсознательном уровне могут чувствовать себя в безопасности. Наверняка они нашли во мне эти качества. А я чувствовала, что могу дать этим маленьким футболисткам поддержку.
Но, во-первых, с этой девчонкой я общалась больше всего. На мастер-классе детишек собралось много, и не было возможности поговорить со всеми. Во-вторых, спросили же только одну девочку.
— Перейдем к блицу. Продолжите предложение. Если бы не футбол, то я стала бы...
— Психологом.
— Какое ваше главное хобби?
— А если нет одного? Я люблю разные виды спорта, мне нравится читать и рисовать.
— И какие виды спорта вы предпочитаете?
— Коньки, сноуборд и баскетбол. Мне это легко дается.
— Ваша любимая музыкальная группа/исполнитель.
— С этим труднее, так как у меня нет конкретных предпочтений. Нравятся иностранная музыка и ретро-хиты. Кстати, очень редко меня впечатляет современная музыка.
— А что вы выберете: русскоязычную или иностранную музыку?
— Русскоязычную — чтобы можно было попеть) В основном мне нравится слушать рок-группы. Особенно — «Би-2». Еще нравятся некоторые хиты «Короля и Шута». Также классные тексты у «Наутилуса Помпилиуса» — из творчества группы выделяется песня «Черные птицы». Здорово, когда в текстах есть смысл и на них накладывается энергетика музыкальных инструментов.
— Ваш любимый фильм/сериал.
— В детстве мне нравились «Приключения Электроника». Цепляла взаимовыручка Электроника и Сыроежкина.
— Продолжите предложение. Быть Викторией Казакевич — значит...
— Всегда пробовать что-то новое.
— И вновь продолжите предложение. Я уверена...
— Что добру не нужны кулаки. А если есть кулаки, то это уже не добро.
— Как известно, вы родились в 1998-м. Знаете ли какое-нибудь спортивное событие, которое произошло в том году?
— Это событие произошло не в 1998-м, но розыгрыш как раз начался в год моего рождения. В сезоне-1998/99 состоялся драматичный финал Лиги чемпионов, в котором «Манчестер Юнайтед» обыграл «Баварию» со счетом 2:1. Знаю это событие, так как мой папа является болельщиком «МЮ».
Мне же нравятся разные команды. Но в подкорке сидит, что я поддерживаю «манкунианцев».
— Ваше главное жизненное правило…
— Как и говорила: где интересно, но страшно — мне туда. Азарт нивелирует страх.
— Зафинальте предложение. Я отличаюсь от других...
— И другие отличаются от меня)
Автор: Антон Карасевич.
Фото: ФК «Сент-Этьен», личный архив Виктории Казакевич.