Брессан, Хардинг, Цупер… Кто нашел себя в белорусской сборной, родившись в других странах?

Брессан, Хардинг, Цупер… Кто нашел себя в белорусской сборной, родившись в других странах?

Изучаем весь период независимости.

И сразу подчеркиваем: хватает примеров, когда спортсмены территориально появились за пределами Беларуси. Может, для кого-то даже откроем Америку, но самый успешный из белорусских хоккеистов, игравших в НХЛ, Михаил Грабовский имеет в паспорте отметку ГДР. Или олимпийская чемпионка Динара Алимбекова, которая вправе считать своей родиной Карагандинскую область Казахстана. Или олимпийский чемпион в дзюдо Игорь Макаров. Их в расчет не берем.

Равно как и тех, кто первые дни жизни провел в Беларуси, однако затем по каким-то причинам проходил становление в качестве спортсмена вне ее пределов. Здесь, разумеется, имеем ввиду Дарью Домрачеву, которую часть российских болельщиков и специалистов ошибочно считает своей. Словом, ниже — только список тех, кто в нашу страну попал в достаточно зрелом для профессионала возрасте.

Ренан Брессан

Подумать только, но уроженцу Бразилии, имеющему белорусский паспорт, всего-то 33 года. В этом возрасте еще очень многие наши исполнили активно привлекались в сборную и были там на видных ролях. О Брессане главных тренеров »националки« до поры до времени спрашивали. В тот период, когда он покинул чемпионат Португалии и вернулся на родину в клуб »Куяба«. Там, правда, меньше, чем за три года, сменил пятую прописку. Как бы то ни было, а никто не отнимет у Ренана успешный трехлетний период выступлений за БАТЭ, когда он выходил на поле против грандов старосветского футбола и приложил ногу к легендарной победе над »Баварией«. И признание лучшим игроком высшей лиги на протяжении трех лет — с 2010-го по 2012-й. Ну а выход на Игры и встреча с олимпийской сборной Бразилии чего стоят?..

Линдсей Хардинг

Пример того, как в принципе можно попасть в яблочко, хватая кота в мешке. Нет, конечно, Белорусская федерация баскетбола (БФБ), когда выбирала кандидатуру разыгрывающей для натурализации, указывала не пальцем в небо. Воспитанница университета Дьюк, Хардинг, собрала массу признаний в позапрошлом десятилетии. И входила в сборную новичков, и в сборную всех звезд защиты. В общем, была признанным мастером по заокеанским даже меркам на своей позиции. В то же время ближе к середине 2010-х ее звезда начала потихоньку гаснуть, и поверить в темнокожую девчонку, что он способна оказаться крайне полезной в другой сборной, было сложно. Однако она не то что влилась — стала своей. Подруги-партнерши отмечали компанейскость североамериканки. Плюс во многом благодаря ей наша »дрим-тим« вообще попала на Олимпиаду в Рио-2016.

Ник Бэйлен

Натурализованных хоккеистов за всю суверенную историю у сборной Беларуси было предостаточно. Некоторые даже влюбляли в себя так, что оставляли после себя добрую память и заслуживали хорошую прессу. На определенном этапе казался находкой Кевин Лаланд, проявлял себя с лучшей стороны Шарль Лингле. Было, впрочем, много и ошибочных примеров — когда присвоение гражданства никак не сродняло хоккеиста с нашей страной. Впрочем, давайте об обратных примерах. И самый яркий — это Ник Бэйлен. В 2014 году он оказался в минском »Динамо«. Почти сразу ему поступило предложение заиметь белорусский паспорт. И это был тот случай, когда впоследствии руководство »Динамо« и федерации не пожалело. Бэйлен всегда охотно приезжал в национальную команду. Более того, хотел надевать ее свитер даже тогда, когда не ждали — памятен конфликт защитника с экс-рулевым »националки" Дэйвом Льюисом.

Алла Цупер

Одна из самых заслуженных спортсменок в истории суверенного белорусского спорта. Хотя ни для кого не секрет, что азам Цупер обучалась на родине, в Украине. Уроженка Ровно, она вначале и выступала за сборную Украины. В частности, на своей дебютной Олимпиаде в Нагано в 1998-м. И тогда была аленьким цветочком в своей команде среди, в общем, весьма заурядных атлетов. Это потом наши южные соседи всерьез стали конкурентоспособны на мировом уровне, а Александр Абраменко взял золото Пхенчхана-2018. В начале 2000-х же надлежащих условий для роста в Украине не наблюдалось, и Цупер перемахнула через границу под крыло тренерского гения Николая Козеко. Союз получился весьма успешным, а наиболее громкие успехи пришли уже под занавес карьеры. В 2014 году Алла стала олимпийской чемпионкой в Сочи.

Антон Кушнир

Случай в принципе схожий с Цупер. Причем если Цупер родилась в самом Ровно, то Кушнир в том, что в Беларуси называют поселком городского типа, имеющем Ровненское подчинение. Антон за страну, которая его взрастила выступал до 17 лет. Ясное дело, в эти годы еще не шла речь о самых престижных соревнованиях вроде ОИ и даже чемпионатах мира. Тем менее его талант был виден невооруженным глазом, и совсем неудивительно, что фристайлист в итоге очутился в Беларуси. Там до поры до времени находился за спинами более опытных Дмитрия Дащинского и Алексея Гришина, однако в сезоне-2009/10 продемонстрировал уникальное достижение, попадая на пьедестал в каждом из шести этапов Кубка мира. Главная победа пришла чуть позже — все в том же Сочи спустя четыре года.

Надежда Скардино

Ключевой представитель эстафетного квартета, завоевавшего золото в Пхенчхане-2018, родилась не в Беларуси, а в Санкт-Петербурге. Точнее говоря, в Ленинграде. Является воспитанницей тамошней лыжной школы. Да, поначалу будущая обладательница награды высшей пробы Игр занималась именно чистыми лыжами. Однако с тем, чтобы пробиться в основу сборной своей страны, имелись проблемы. Вот и решилась Скардино на крутой поворот в жизни. В 2004 году в возрасте 19 лет — то есть девушка была хоть и юной, но база, которая во многом и предопределяет дальнейшие результаты, уже оказалась заложена — в одночасье поменяла лыжи на биатлон, а российское гражданство на спортивное белорусское. Связи с родиной никогда не теряла, туда приезжала при первой возможности, там оставила братьев и сестер. Тем не менее медали принесла именно Беларуси. Помимо эстафетных, вспоминается бронза Сочи-2014 в индивидуальной гонке.

Магомед Арипгаджиев

Борьба, бокс, дзюдо и прочие единоборства, не обязательно имеющие олимпийский статус — это, в общем, та площадка, где очень легко найти натурализованного атлета. Укажи пальцем на национальную команду любого созыва — и не ошибешься, узнав в ней хотя бы одного паспортизированного спортсмена. Впрочем, даже в этом ряду Арипгаджиев выделяется, так что пройти мимо него не можем. Нынешний старший тренер сборной Беларуси (то, что он остался в Беларуси и после окончания карьеры, безусловно, располагает) родился в Каспийске, на первых Играх в Сиднее-2000 выступал еще за Азербайджан, однако в ходе последующего четырехлетнего цикла сменил флаг этой страны на белорусский. Затея оправдалась: в своей весовой категории боксер дошел до финала, где проиграл лишь американцу Андре Уорду.

Мурат Гайдаров

Снова-таки, схожая история. Бывали в сборной Беларуси и прочие видны борцы с кавказскими корнями, принявшими наше гражданство в зрелом возрасте, но если выделять среди них одного самого-самого, то это неоспоримо будет Гайдаров. Все потому, что под белорусским флагом он имеет такой перечень достижений, что впору кусать локти даже родной стране, хотя там, то есть в России, предостаточно сильных борцов вольного стиля. Судите сами. В 2001 году в возрасте 21 года Мурат перешел в Беларусь, чтобы стать шестикратным призером чемпионатов Европы (четыре серебра и две бронзы); серебряным призером чемпионата мира-2003 и, наконец, главное — серебряным медалистом ОИ-2008.

Фото: gettyimages.

Автор: Григорий Трофименков.

0

0

0