Не секрет, что в последние годы наблюдается устойчивое снижение среднего возраста игроков футбольного чемпионата страны. Прежде всего это можно объяснить введением БФФ и Минспорта ряда ограничений. Речь о принуждении клубов к использованию молодых ребят (лимитчиков) и появлении потолка зарплат, приведшего к спешному отъезду из страны наиболее квалифицированных игроков, причем как белорусских, так и иностранных.
А какова ситуация в тренерском сообществе? Влияют ли каким-либо образом негативные процессы на положение дел наставников команд? Как менялся средний возраст главных тренеров за время существования высшей лиги, и что оказывало воздействие на эти трансформации? Какие тенденции превалируют в чемпионате Беларуси?
Чтобы получить ответы на эти вопросы, Bet News провел очередное исследование. Для облегчения понимания процессов 32-летний период суверенного футбола мы разделили на три примерно равных по продолжительности, но разных по закономерностям временных промежутка.
Так, начиная с первого национального чемпионата (1992) и до конца XX века (2000) наблюдалось заметное «взросление» представителей тренерского цеха высшей лиги. Разумеется, линейной зависимости не было и в помине, но тенденция, как нам кажется, очевидна (диаграмма 1).
Напомним, первый чемпионат Беларуси прошел в укороченном формате (в один круг) — с апреля по июнь 1992 года. Его уникальность в том, что это единственный в истории высшей лиги турнир, по ходу которого не было зафиксировано НИ ОДНОЙ (!) тренерской отставки. К тому же в чемпионате-1992 средний возраст главных тренеров оказался САМЫМ НИЗКИМ за все годы — 39,9 лет! Впрочем, здесь ничего удивительного. В декабре 1991-го Беларусь стала суверенным государством, и впервые был проведен самостоятельный футбольный турнир. В подавляющем большинстве случаев отправиться в путь к неизведанным прежде целям поручалось молодым специалистам, которые, в отличие от более опытных коллег, не испытывали пиетета перед новыми историческим реалиями.
Чтобы не быть голословными, обратимся к фамилиям. Так, в 32 года в лидском «Обувщике» командовал Иван Прохоров, в 35 лет на тренерском мостике речицкого «Ведрича» находился Анатолий Юревич (тот самый, что не первый год заправляет в «Энергетике»-БГУ), в 36 возглавляли гродненский «Химик» (нынешний «Неман») и молодечненский «Металлург» (современное «Молодечно-2018») Станислав Уласевич и Сергей Боровский соответственно. Что говорить, если самым возрастным наставником лиги считался 48-летний Александр Позняк, тренировавший жодинский БелАЗ (сейчас — «Торпедо»-БелАЗ). На год моложе его был Виктор Трубицын из витебского КИМа (ныне «Витебска»), на три — Михаил Басс из могилевского «Торпедо».
А вот дальше, вплоть до конца XX века, наблюдалась тенденция неуклонного «старения». Иногда возрастной показатель падал (1995-о), иногда замирал (1996), но всякий раз после этого он тянулся вверх, причем с еще большей силой. Энтузиазм руководителей клубов, первоначально ставивших на молодых специалистов, постепенно угасал, и все чаще выбор делался в пользу более опытных тренеров.
Так, во втором чемпионате (1992/93) произошла значимая прибавка среднего возраста — он вырос на 2 года и стал равен 41,9. Частично это стало возможно по той причине, что во втором круге под знамена речицкого «Ведрича» был рекрутирован бронзовый призер чемпионата СССР-1954 в составе минского «Спартака» (нынешнего «Динамо») Геннадий Абрамович, которому весной 1993 года стукнуло 65 лет.
Кстати, а знаете ли вы, когда в высшей лиге была зафиксирована первая тренерская перестановка? Формально она случилась в перерыве между первым и вторым чемпионатами (летом 1992-го), когда на тренерской позиции бобруйского «Трактора» (будущего «Фандока») Александра Пряжникова сменил Евгений Шабуня, ранее выполнявший функции начальника команды. Впрочем, Пряжников остался в штабе бобруйчан в роли старшего тренера. А фактическая (полноценная) смена главтренера произошла чуточку позже — в сентябре 1992 года. Тогда после серии неудачных матчей подал в отставку рулевой «Ведрича» Анатолий Юревич, а его сменил украинский специалист Анатолий Чанцев.
Возвращаясь к основной теме, отметим, что в последующие годы в высшей лиге становилось все больше специалистов, возраст которых превосходил психологическую 50-летнюю отметку, что не могло не отразиться на среднем показателе. В итоге он дорос до 46,4 в 1999 году. Впрочем, то, что пик первого десятилетия пришелся на 1999-й, легко объяснимо. Именно тогда зафиксировано большое количество тренеров категории 50+ — сразу 8!
Самым опытным из них стал хорошо известный по плодотворной работе в минском «Динамо» Вениамин Арзамасцев, отпраздновавший летом того года 62-летие. Правда, в активе Вениамина Владимировича в 1999-м было лишь 2 матча на старте сезона, пока новым рулевым «бело-голубых» не назначили Юрия Курненина. Впрочем, в дальнейшем Арзамасцев еще не раз возвращался к динамовскому пульту управления и переписывал личный возрастной рекорд.
Плавно переходим ко второму десятилетию суверенного футбола (диаграмма 2).
В отличие от предыдущего периода, когда имел место тренд в сторону неуклонного роста среднего возраста тренеров, на интервале 2001-10 этот показатель отличался относительной стабильностью и колебался незначительно — лишь по разу он был выше (в 2004 году) и ниже (в 2009-м) 44-46 лет.
Особняком на диаграмме 2 смотрится показатель чемпионата-2004 — средний возраст достиг самой высокой на то время величины (47,6 лет). А произошло это из-за резкого увеличения числа тренеров в категории 50+. Таковых специалистов в том сезоне было сразу 10. Но никому из них не удалось добиться каких-либо значимых достижений (балом правила молодежь — 33-летний Юрий Шуканов, 44-летний Юрий Пунтус и 36-летний Юрий Вергейчик), и, как следствие, многие впоследствии были выставлены работодателями за дверь.
Отметим несколько знаковых событий, произошедших на втором отрезке. Так, в 2007 году первый опыт главного тренера получил лучший белорусский специалист последних полутора десятков лет Виктор Гончаренко. Весной, когда из-за проблем со здоровьем в больницу угодил Игорь Криушенко, Виктор Михайлович, которому еще не было и 30, уверенно подменил опытного коллегу, проведя во главе БАТЭ 8 официальных матчей, 7 из которых завершил победами. Поэтому в ноябре, когда Криушенко ушел в минское «Динамо», в борисовском клубе без тени сомнений сделали ставку на Гончаренко. И, как показало время, не прогадали.
Заметим: с 2007 года средний возраст начал трехлетний откат до рубежа, на котором он не находился 15 лет, — 42,5. Безусловно, на эти процессы существенное влияние оказал приход на тренерский мостик БАТЭ Гончаренко и, что важнее, громкие успехи, достигнутые им с борисовским клубом. Глядя на это, все чаще руководители других клубов выбирали аналогичный вектор развития и привлекали к работе молодых специалистов.
Например, именно в этот период (2007-08) дебютировали на тренерской стезе недавно завершившие игровые карьеры Александр Хацкевич и Александр Седнев. А в 2009 году и вовсе был установлен рекорд «молодости», который держится до сих пор. Чувствуя стремительный прогресс БАТЭ с Виктором Гончаренко, а также видя растущее внимание других клубов к молодым и амбициозным тренерам, глава минского «Динамо» Юрий Чиж решил не отставать и летом после еврокубковой кампании вместо подавшего в отставку серба Славолюба Муслина назначил рулевым 27-летнего Кирилла Альшевского, который до этого возглавлял дубль. Но вскоре Чиж дал задний ход тому решению, не простив молодому специалисту ничьих в матчах с уступавшими «Динамо» в классе «Минском» и «Сморгонью», и определил на должность рулевого Сергея Гуренко.
Возможно, тенденция омоложения тренерского цеха была бы продолжена, если бы в 2010 году свой последний заход в наш футбол не совершил мэтр белорусской тренерской школы 67-летний Эдуард Малофеев, завладевший рекордом опытности. В начале сезона он принял солигорский «Шахтер», успел открыть для широкой публики 19-летнего Дениса Полякова, однако спустя 9 матчей чемпионата и Кубка страны расстался с «горняками», передав пост своему талантливому ученику Владимиру Журавлю.
Напоследок обратимся к заключительному отрезку (2011-2023), который оказался чуть длиннее двух предыдущих (диаграмма 3).
Для начала обратим внимание на значительное омоложение тренерского цеха в 2011 году — с 45,8 до 43,4. Этот чемпионат вошел в историю как один из самых насыщенных. Дюжина команд провела трехкруговой турнир — на каждую пришлось по 33 матча. В этой ситуации лишь пятеро наставников (из 22 задействованных) прошли со своими командами весь путь.
Заметное снижение среднего возраста обусловлено в первую очередь тем, что из пятерки тренеров, отработавших в чемпионате «от и до», лишь Олег Кубарев, который не без успеха возглавлял вернувшийся в элиту «Гомель» и привел его к бронзе, был старше 40 лет. Остальные — Виктор Гончаренко, Александр Седнев, Сергей Гуренко и Владимир Журавель — оказались заметно моложе его. Что касается специалистов, чей возраст превысил 50 лет, то никому из них не удалось провести более 20 матчей: 59-летний Александр Корешков и 55-летний Сергей Боровский — по 20 игр, 51-летний Юрий Пунтус — 17, 53-летний Сергей Солодовников — 12, 56-летний Игорь Гасюто — всего 3.
В течение десяти лет (2011-20) с небольшими исключениями повторялась любопытная закономерность «вверх — вниз». Причем, как правило, размер отскока существенно уступал величине будущего подъема, что приводило к неизбежному росту среднего возраста тренеров.
Еще одно рекордное для высшей лиги достижение было зафиксировано в 2020 году — средний возраст достиг 48,5 лет. 9 тренеров отработали чемпионат от начала до конца. Но лишь Виталий Жуковский, для которого тот сезон оказался последним в его многолетней эпопее в «Ислочи», был моложе сорока. Юрию Пунтусу, приведшему «Торпедо»-БелАЗ к первой бронзе, исполнилось 60 лет. Лишь на 2 года моложе его был Владимир Белявский из «Энергетика»-БГУ, на 5 — Сергей Ясинский из «Витебска». Добавим сюда же 61-летнего Леонида Кучука, работавшего с минским «Динамо» и проведшего 25 поединков чемпионата.
В 2021 и 2022 годах средний возраст тренерского цеха в унисон среднему возрасту футболистов пошел на убыль, пока в чемпионате-2023 не случился очередной всплеск, причем почти вплотную к рекорду трехлетней давности — 48,4. Сыграло свою роль то, что семеро специалистов на старте чемпионата были старше 50 лет, а еще двое достигли полтинника уже по ходу сезона.
Обобщая написанное выше, сообщим, что за три с небольшим десятка лет средний возраст тренерского сообщества национального чемпионата существенно изменился и вырос на 8,5 лет.
ТОП-11 САМЫХ МОЛОДЫХ ТРЕНЕРОВ-ДЕБЮТАНТОВ ВЫСШЕЙ ЛИГИ
27 лет 187 дней | Кирилл АЛЬШЕВСКИЙ | 02.08.09 | Динамо Мн |
29 лет 309 дней | Виктор ГОНЧАРЕНКО | 15.04.07 | БАТЭ |
30 лет 132 дня | Алексей ШПИЛЕВСКИЙ | 29.06.18 | Динамо Бр |
30 лет 259 дней | Алексей КУЧУК | 26.05.17 | Крумкачы |
31 год 109 дней | Андрей ПЕТРОВ | 16.05.93 | Обувщик |
31 год 228 дней* | Константин АФАНАСЬЕВ (RUS) | 17.08.93 | Строитель |
31 год 264 дня | Руслан ЛУКИН | 03.08.03 | Молодечно-2000 |
31 год 281 день | Олег ЗАХАРЕВИЧ | 05.09.93 | Локомотив Вт |
31 год 320 дней | Виталий ЖУКОВСКИЙ | 01.04.16 | Ислочь |
32 года 91 день | Иван ПРОХОРОВ | 18.04.92 | Обувщик |
32 года 174 дня | Иван БИОНЧИК | 30.03.18 | Луч |
* Точная дата рождения российского тренера Константина Афанасьева не установлена. Поэтому его возраст дебюта в высшей лиге может колебаться от 30 лет 229 дней до 31 года 228 дней.
ТОП-11 САМЫХ ВОЗРАСТНЫХ ТРЕНЕРОВ ВЫСШЕЙ ЛИГИ
67 лет 326 дней | Эдуард МАЛОФЕЕВ | 24.04.10 | Шахтер |
65 лет 94 дня | Вениамин АРЗАМАСЦЕВ | 03.11.02 | Динамо Мн |
65 лет 23 дня | Геннадий АБРАМОВИЧ | 17.06.93 | Ведрич |
64 года 27 дней | Олег ВОЛОХ | 05.05.06 | Белшина |
63 года 258 дней | Сергей ТАШУЕВ (RUS) | 16.09.22 | Шахтер |
63 года 3 дня | Владимир КУРНЕВ | 15.09.13 | Динамо Бр |
62 года 224 дня | Юрий ПУНТУС | 20.05.23 | Нафтан |
61 год 274 дня | Леонид КУЧУК | 28.05.21 | Динамо Мн |
61 год 233 дня | Анатолий БОГОВИК | 27.05.09 | Шахтер |
61 год 106 дней | Владимир СТАЦЮК | 09.06.01 | Динамо Бр |
61 год 91 день | Сергей БОРОВСКИЙ | 30.04.17 | Динамо Мн |
Фото: Александр Добриян, Александр Стадуб («Прессбол»)