Как стал возможен финал?
Соболенко оказалась первой в суверенной истории белоруской, сыгравшей в финале грунтового турнира «Большого шлема». И второй — если учесть Наталью Звереву, которая в 1988 году разгромно проиграла Штеффи Граф со счетом 0:6, 0:6. Таким образом, Арина пока не была участницей титульного матча только на одном «мейджоре» — «Уимблдоне».
Хотя в последние годы сложилось ложное убеждение, что грунт — нелюбимое покрытие Арины, и здесь не могут раскрыться ее лучшие качества: подача и мощь на задней линии. Совершенно напрасно: выяснилось, что даже на грунте первая ракетка планеты способна побеждать сильнейших в мире.
И вот такой факт: с 2018 года, когда Арина дебютировала на «Ролан Гаррос», она ни разу не встречалась на парижских кортах с соперницами, которые в тот конкретный момент входили в топ-20 рейтинга ВТА. Но тем не менее уступала, и часто — в первых раундах. Сейчас же на пути к финалу Соболенко последовательно столкнулась с тремя крепкими конкурентками — Амандой Анисимовой (16), Циньвэнь Чжэн (7) и Игой Свентек (5). Особенно яркой получилась победа над полькой. Соболенко не просто прервала ее 26-матчевую серию из викторий на «Ролан Гаррос», но и оформила в последнем сете «баранку» — 7:6 (7:1), 4:6, 6:0.
Очевидно, что Арине гораздо реже стала отказывать выдержка. Она, конечно, в паузах запросто может выругаться на команду, но речь о другом. На грунте куда сложнее пробить навылет, чем на других покрытиях. Поэтому здесь после нескольких ответов, каждый из которых на харде мог бы быть завершающим, раньше Соболенко часто шла на неоправданный риск от какого-то бессилия, что упирается в стену, которая возвращает на твою сторону корта все. На этом же «Ролан Гаррос» она могла стерпеть и иронично отнестись к тому, что конкурентка тащит «мертвые» мячи — не вкладывалась в один удар, будто в последний, а делала и 2, и 3, и больше.
А еще никогда не доводилось видеть от Соболенко столько укороченных. Сильную подачу Арины очень многие принимают далеко за задней линией, чем и пользовалась белоруска. Причем она наловчилась делать их очень успешно — в сетку не летело практически ничего, в худшем случае укороченным недоставало чуточку мягкости — и соперницам удавалось достать мяч, пусть и не обработать остро.
Почему Гауфф оказалась сильнее?
Сценарий финальной встречи поначалу повторял то, что было в противостоянии со Свентек. Арина вела со счетом 4:1, но затем позволила сопернице сравнять счет. А потом случился тай-брейк — и он снова остался за белоруской, как и в полуфинале. Кстати, на тай-брейках в нынешнем сезоне первая ракетка мира демонстрирует почти образцовую игру. Она провела 12 — и в 11 случаях была сильнее. Единственная, кому удалось проявить лучшее хладнокровие, — Екатерина Александрова, которая выбила Арину уже на старте турнира в Дохе.
После этого, впрочем, Арина инициативу упустила. Нельзя сказать, что идеальный матч провела Гауфф. Она, в частности, отдала один из геймов, ведя 40:0. Еще в одном допустила с аналогичного счета «меньше». Совершила 8 двойных ошибок. Порой концентрировалась исключительно на мяче и плохо видела корт, направляя удар именно туда, где находится соперница.
Однако Соболенко шатало куда сильнее. Достаточно сказать, что количество невынужденных зашкаливало просто непозволительно — 70. При том, что за весь турнир в 6 предыдущих матчах у Арины их было суммарно 116.
Белоруска уже привычно срывалась на свою команду, призывая Антона Дуброва и Андрея Василевского чем-то ей помочь, заводила себя, но это не работало. В битве характеров лед победил пламень: Арина, как и в матче со Свентек неоднократно просила судью на вышке спуститься и проверить отметину на корте. Арбитр делала это шесть раз — и всякий раз фиксировала правоту линейного судьи, то есть не вставала на сторону Соболенко. Американка на все это глядела стоически, без дрожащих мускул, тогда как сама к таким уловкам не прибегала ни разу.
Свентек заявила о предвзятости судьи после поражения от Соболенко
«В таких тяжелых условиях ты была лучшим игроком, чем я», — признала Арина. Тяжелые условия — это, естественно, ветер. В Париже в эти две недели он досаждал не впервые, но на финале и правда часто корректировал траекторию полета мяча до непредсказуемости. Есть ответ, кто точно имел бы лучшие шансы при такой игре с Гауфф — завершившая пару лет назад карьеру Эшли Барти. Ее подвижность, умение укрощать низкие отскоки и доскальзывать по земле, а не добегать до мяча, Соболенко очень бы пригодились.
«Очень больно». Арина Соболенко расплакалась во время речи на церемонии «Ролан Гаррос»
Что с рейтингом и заработком?
Финал в Париже пополнит счет Соболенко суммой в размере $1,45 миллиона. Таким образом, уже к началу июня ее заработок в 2025 году составит почти $6 миллионов. Если быть до конца точным, $5 986 827. Цифры завораживают, если учесть, что минувший год Арина завершила, будучи первой в WTA-туре с суммой $8 684 260. Таким образом, сейчас она имеет более чем две трети от прошлогодних гонораров, хотя миновала только половина сезона!
И еще: заработок за всю карьеру у Соболенко теперь равняется $36 093 750. Арина очень близка к тому, чтобы по этому показателю опередить другую белоруску — Викторию Азаренко. У нее с учетом выхода во второй раунд «Ролан Гаррос» — $38 529 813. В топ-10 за всю историю у Арины — 9-е место, у Виктории — 5-е. В топ-10 из действующих теннисисток, помимо них, еще Петра Квитова (6-я) и Свентек (8-я).
Лидерству белоруски в рейтинге по-прежнему ничего не угрожает. Перед стартом Открытого чемпионата Франции Арина опережала ближайшую преследовательницу на 3 820 баллов. Этот отрыв несколько сократился. И Соболенко, и Кори Гауфф улучшили в Париже свои прошлогодние результаты, но титул принес американке большую прибавку — и теперь она в 3 470 очках от Арины. Третья ракетка мира Джессика Пегула уступает и вовсе пропасть — 5 050 баллов.
Да и скорый травяной отрезок сезона беспокойство не провоцирует. Вспомним, что в прошлом году Арина не выступала здесь вовсе, а значит, накопления только приумножит. А если сыграет в финале «Уимблдона», повторит достижение Сирены Уильямс — она была последней, кому удавалось выстроить серию из четырех участий в титульных матчах на турнирах «Большого шлема». Причем случиться это может ровно через десять лет: Серена начала отсчет своего последнего выдающегося отрезка на US Open-2014, а завершила на «Уимблдоне-2015».
Фото: Getty Images.