Спортивное медиапространство Беларуси и Польши всколыхнула новость о переходе Ильи Шкурина из мелецкой «Стали» в варшавскую «Легию». Но 25-летний форвард — не первый белорус, который будет играть в клубе-гранде Экстракласы. В начале века за «Легию» успешно выступал Сергей Омельянчук — ныне ассистент главного тренера новороссийского «Черноморца». О тренерских делах, польском этапе карьеры и перспективах Шкурина в Варшаве мы и поговорили с экс-футболистом сборной Беларуси.
— Как проходят ваши предсезонные будни в «Черноморце»?
— Много работы. С января команда на сборах — два прошли в Турции, сейчас находимся в Сочи. Много спаррингов, двухразовых тренировок. Полная загруженность.
— Никого из чемпионата Беларуси не рекомендовали в команду?
— На первом сборе приезжал на просмотр Егор Корцов. Он хоть и не белорус, но несколько сезонов поиграл у нас. Много говорили с ним про чемпионат — у нас хватает общих знакомых, с которыми пересекались на футбольных просторах.
— Главный тренер «Черноморца» Олег Василенко в сезоне-2011 тренировал минское «Динамо». В личных разговорах он вспоминает свой белорусских этап карьеры?
— Каждый период в карьере остается в сердце. Так что мы общаемся и о белорусских футболистах, и о нашем чемпионате.
— С Василенко вы познакомились в России или Беларуси?
— Мы очень давно знакомы, еще с той поры, когда я играл в российском чемпионате.
— Ваш первый совместный опыт работы с Василенко был в прошлом году в грузинском «Телави». Охарактеризуйте этот этап карьеры.
— Хотелось бы, чтобы тот период был более продолжительным. Но ожидания и реальность оказались немного разные. Перед подписанием контракта нам говорили одни условия, по факту были другие. Особенно это касалось комплектования. Считаю, мы выжимали максимум из того, что имелось. В итоге «Телави» финишировал на 8-м месте, но через стыковые матчи сохранил прописку в элите.
— Оцените уровень грузинского чемпионата.
— Грузия всегда славилась техничными футболистами, так что в этом чемпионате и сейчас много индивидуально сильных игроков.
— Грузия также славится своей культурой беления. Много людей ходят на матчи?
— Да. Но, как ни парадоксально, ажиотаж есть только на матчах сборных. Когда играет национальная команда Грузия — это всегда праздник и соответствующий антураж. Крайне тяжело достать билет на матч с любым соперником. Плюс, когда мы работали в «Телави», сборная Грузии как раз вышла на Евро-2024. И после каждого матча на улицах был настоящий праздник. Грузины болеют очень искренне!
А вот матчи чемпионата страны посещает не так уж и много народа. На некоторые команды приходит примерно тысяча болельщиков.
— Вы жили в Телави или Тбилиси?
— Команда базировалась в Тбилиси, но на игры ездили в Телави. И этот город мне понравился. Здесь снимали фильм «Мимино». Город очень чистый, с красивыми старинными улочками. Плюс Кахетия славится своими винодельческими традициями.
— Вы были первым белорусом, поигравшим в топ-клубе соседней Польши. Как вообще случился ваш переход в «Легию» в 2001 году?
— В мае 2000-го был финал Кубка Беларуси, в котором мое «Торпедо»-МАЗ встречалось с мозырской «Славией». На матче присутствовал скаут «Легии». Не знаю, на кого он приезжал посмотреть, но так получилось, что меня пригласили на просмотр. Летом я съездил на смотрины, а в феврале подписал контракт.
— И как оцените свой период карьеры в Польше?
— Поначалу было непросто, ведь я приехал перед самым возобновлением чемпионата. До мая я провел всего 4 матча, конкуренция была серьезная. Но летом пришел новый тренер — югослав Драгомир Кука. Я прошел полноценную предсезонку с командой и уже закрепился в основном составе, а потом еще два года поиграл в Польше. В то время там и зарплаты были выше, чем в Беларуси, и уровень чемпионата, и культура боления.
— Сильно ли в те годы Варшава отличалась от Минска?
— Нет. В то время что Минск, что Варшава были одинаково серыми. Вот сейчас Варшаву не узнать: столько всего построено, много новых дорог, мостов и так далее. Лет пять назад был в Варшаве, и буквально не узнал район, где снимал квартиру. Все изменилось в лучшую сторону. Вдобавок у «Легии» появился новый современный стадион.
— Быстро ли вы выучили польский язык?
— Да, я и сейчас многое помню. Конечно, без языковой практики все забывается со временем, но, думаю, попади я сейчас в Польшу, без проблем смог бы все понять и объясниться. В то время не было никаких репетиторов, поэтому язык учил самостоятельно. Его схожесть с белорусским сыграла свою роль. И еще, пока жил на базе, много общался со сторожами старшего поколения, которые в школах учили русский. Так что я довольно быстро освоил польский.
— Многие рассматривают Польшу как трамплин для молодых футболистов в Западную Европу. Вы же после успешных сезонов в местном топ-клубе вернулись на Восток…
— Были разговоры о переходе на Запад, интересовались немецкие клубы. Но до конкретики дело не дошло, а из киевского «Арсенала», который тогда тренировал Вячеслав Грозный, поступило конкретное предложение. Вячеслав Викторович лично позвонил. И зарплату там предложили намного больше, чем в Польше. «Арсенал» развивался, им владел тогдашний мэр Киева Александр Омельченко. Клуб заинтересовал меня многими аспектами. Поэтому я и перешел туда.
— Спустя более чем 20 лет в «Легии» появился второй в истории белорус — Илья Шкурин. Как оцените его шансы заиграть там?
— Все зависит от него. От того, как он проявит себя в тренировочном процессе и игре. Но так просто в «Легию» не зовут. Уверен, что его брали не просто для ротации. За ним долго следили. Знаю это, поскольку общаюсь с ребятами, с которыми играл и которые сейчас работают в структуре «Легии». Знаю, насколько хорошо налажена работа скаутской службы.
Там очень серьезное отношение к подписанию контрактов: ведут футболиста по всем параметрам — тактическим, физическим кондициям, с учетом стилистических особенностей в игре команды и ее философии. Все это складывается воедино, после чего должно быть одобрение на уровне президента клуба. Уверен, что в «Легии» верят в Шкурина и рассчитывают, что эта финансовая инвестиция в будущем принесет больше выгоды за счет дальнейшей перепродажи футболиста.
— «Легия» известна мощным фанатским движением.
— Так было и раньше, и сейчас. Играть при такой атмосфере — очень круто, особенно в матчах еврокубков. Все организованно, даже есть клуб болельщиков, который тесно контактирует с самим футбольным клубом, и они как единое целое. Вместимость старого стадиона была примерно 13 тысяч, он полностью заполнялся. А лет 5 назад, когда я приезжал в Варшаву, попал на рядовой матч, который посетили 18 тысяч. Замечательная атмосфера: болельщики пели гимн «Легии», было файер-шоу. Подготовка болельщиков к играм впечатляет!
— Значит, «Легия» — подходящий вариант для Шкурина?
— Да, однозначно. Если у Ильи не получилось уехать в Германию или другой топ-чемпионат, то «Легия» — отличный вариант.
Автор: Никита Пастухов.
Фото: ФК «Легия», «Сталь», «Черноморец», «Прессбол».