Интервью с Дмитрием Никуленковым можно смело начинать с вопроса о брестских мешковцах. Поджигая этот бикфордов шнур, мы легко осветим все проблемы армейского клуба в сезоне минувшем и перспективы в будущем. Его, признаться, жизнеутверждающим назвать не повернется язык: СКА встретит новый чемпионат практически без первой семерки игроков.
Впрочем, в этом и состоит уникальность армейской модели — получив удар, который для любой другой команды может стать смертельным, минчане, уж будьте уверены, полезут в драку с БГК «Мешков Брест» с новыми силами и энтузиазмом.
Да и в СЕХА-лиге снова будут представлять опасность для всех клубов, в том числе и тех, куда уйдут их сегодняшние лидеры.
— Так что, начнем с подведения итогов сезона? Или с вашей знаменитой серии с Брестом?
— По сути, это одно и то же. Потому что наше дерби с мешковцами, считаю, самое зрелищное и интересное среди всех игровых видах спорта в Беларуси.
От ножа и без компромиссов. Принципиальные дуэли в нашем спорте
Больших антагонистов трудно себе представить. Мы действительно не даем друг другу возможности свободно дышать уже много лет. И мы, и Брест благодарны судьбе за то, что эта суперсерия позволяет расти и развиваться.
Если кого-то из нас вдруг не станет, то и другому клубу пользы это точно не принесет. Другое дело, счет поединков нам хотелось бы изменить, но ни одна победа, за исключением кубковой, мешковцам в этом сезоне не далась легко.
БГК — 15-кратный чемпион. Но давайте хвалить и мешковцев, и армейцев
— Давайте о потерях вашей команды. Игорь Белявский уходит в «Загреб», Дмитрий Хмельков — в «Зенит». Причем компанию последнему в городе на Неве, по нашим сведениям, составит Евгений Никанович. А в ЦСКА белорусскую диаспору расширит Станислав Шабельников.
— Корректнее было бы дождаться, когда российские клубы сами объявят новичков. Но, признаюсь, большая доля вероятности есть. Действительно нашими игроками интересуются ведущие клубы России.
— И это далеко не все потери минского СКА.
— Да. Владислав Кривенко еще в середине сезона сказал, что будет уходить. Куда — не знаю. Артем Сельвесюк, по моим сведениям, имеет несколько предложений — и из России, и из Европы. И Дима Камышик, вернее всего, тоже уйдет.
— В Россию.
— Наиболее вероятный вариант. Давайте откровенно — клубы из этой страны могут предложить очень хорошие условия нашим игрокам. Раньше конкуренцию им составляли европейские клубы, но мы не играем в Старом Свете, а видеонарезки двух-трехлетней давности селекционеров не интересуют.
— Белявский стал исключением.
— Игорь очень хотел играть в Лиге чемпионов — как тренер и игрок я его отлично понимаю. Поверьте, он стоически преодолел соблазн куда более денежных предложений и выбрал мечту. Молодец парень.
Для нас, конечно, это потеря, но чем больше белорусских игроков будет в топ-лигах, тем сильнее будет наша сборная.
— Однако такими темпами «Зенит» скоро сможет выставлять на матчи целиком белорусскую семерку, работая почти по тольяттинской схеме Дмитрия Тихона.
— Я, кстати, не удивлюсь, если Дмитрий Торгованов однажды так и сделает — специально для вашего портала) По моим сведениям, и без того немалая белорусская диаспора (Черников, Зайцев, Луня, Кулак. — прим. Bet News) может прирасти не только Хмельковым и Никановичем.
Не скрою, приятно, что практически любой белорус, который приходит в топовый российский клуб, способен его усилить. Это говорит о качестве работы отечественной школы гандбола.
Ее глубину я, кстати, продолжаю постигать, регулярно общаясь со Спартаком Мироновичем. И хочу, чтобы его имя прозвучало в нашем интервью. Очень мудрый наставник с современным мышлением. Учусь у него каждый день.
Со Спартаком Мироновичем
Надо понимать, что российский гандбол способен переварить любой белорусский десант, и тренерам там искренне кажется, что наша школа производит столько игроков, что хватит на всех. Но нет, даже у нас они заканчиваются.
Скажу больше: и за ребятами 2004 года рождения, которыми будет играть СКА в следующем сезоне, уже стоит очередь. А это по большей части воспитанники нашей школы Мироновича.
В нынешнем составе их уже десять. Это Немков, Ермаков, Баранчик, Ладутько, Шабельников, Царев, Никанович, Пушкин, Белый, Пигалев. Подрастают и следующие поколения, которые выигрывают все детские соревнования.
Но, главное, каждый ребенок видит, что здесь он может вырасти, стать частью основной команды и играть с именитыми соперниками. В этом наша сила.
— «Так продавайте 2004 год уже сейчас!» — вот вам совет брестских болельщиков.
— Я прекрасно понимаю, что завтрашний СКА не будет таким серьезным соперником для мешковцев, каким он был в этом сезоне. Но уверен, что наши ребята постараются доставить им неприятности.
Это уже моя задача как тренера — помочь им выйти на новый уровень. И они выйдут — это я обещаю не только брестским болельщикам, но и нашим.
Хотя будет непросто: надо заново полностью строить не только нападение, но и защиту — а это задача куда сложнее. Желающих забрасывать у нас всегда было пруд пруди, а вот в защитники точно никто не рвался.
— Среди ребят 2004 года есть таланты уровня Белявского?
— Ну, положим, он в команду пришел тоже не корифеем, а молодым игроком, которому еще надо было многому научиться. Хотя талант, конечно, был виден за версту. Но Игорь прекрасно понимал, что качество гандболиста зависит от многих умений.
Он научился вести игру как разыгрывающий, хорошо обыгрывает, отлично бросает. И, что немаловажно, очень неплохо обороняется.
Игорь много работал над собой, молодые ребята это видели, и, кстати, в плане самоотдачи на тренировках к этому поколению у меня вопросов нет.
Никого из них выделять не буду, хотя прогресс Алексея Ермакова, думаю, заметен даже невооруженным взглядом. На финише на левом полусреднем он выглядел не хуже Хмелькова, а моментами даже и лучше.
В поколении Ермакова нет суперталантов, но каждый из этих ребят может стать классным игроком. Они все довольно умные, и под них можно нарисовать любую схему. Ну и я внимательно наблюдаю за нашими лучшими игроками всех генераций — вплоть до 2010 года. Так вот, команда 2004-го по работоспособности стоит особняком, опережая в этом плане даже сборную 2002 года — с Белявским и Самойло.
Кирилл Самойло: от Суворовского училища до Лиги чемпионов
— Не могу не спросить о любимой армейской позиции — вратарской. Кажется, там не помешал бы дядька — голкипер типа Ивана Мацкевича.
— Мы думали о Ване, когда он уходил из Греции, но в Бресте ему предложили условия, которые мы, конечно же, повторить не могли. Это была не наша война.
А найти вратаря такого же уровня крайне непросто, поэтому будем обходиться теми ребятами, которые есть. Голкиперы как хорошее вино, им надо время, чтобы набрать силу.
Хотя — это уже информация для них — я вижу, как в стране растут просто удивительные ребята. Они еще школьники, но уже весьма впечатляют. И таких у нас уже пять-шесть человек!
Так что каждый делает свою судьбу сам. У нас есть тренер вратарей, я туда не лезу, но надеюсь, что в этом компоненте мы прибавим. Я уже устал читать и слушать о подвигах Заболотина, хочу увидеть классную и надежную игру своих ребят.
С Денисом Заболотиным
— И все же, надо признать, армейская система работает как четко отлаженный механизм, выдавая на-гора хороших молодых игроков. Но недостатки-то в ней есть?
— Наши достоинства и есть наши недостатки. Если бы мы могли удержать лучших ребят и, мало того, пригласить еще пару-тройку мастеров, некогда уехавших из нашего же клуба в Европу, то мы могли бы создать команду мечты. О которой я как амбициозный тренер, конечно же, мечтаю.
— Зато вы помогаете делать сборную мечты, в чем и состоит основное предназначение армейского клуба.
— Ну, я не думаю, что СКА существует только ради сборной. Все-таки это некогда флагман мирового гандбола, и каждый из нас мечтает вернуть те времена, давайте уж говорить начистоту.
Но для этого нужны определенные предпосылки. А что касается сборной, то думаю, что у Юрия Анатольевича Шевцова нет претензий к нашей работе…
Фото: пресс-службы ГК СКА, БГК «Мешков Брест», СЕХА-лиги, ФГР.