Недавние переходные матчи между «Энергетиком»-БГУ и «Витебском» за право играть в следующем году в высшей лиге подвели черту под сезоном-2023. Достоянием истории стали уже 33 национальных чемпионата, берущих начало далекой весной 1992 года.
За это время в классе сильнейших сыграли 42 клуба. И только четыре из них — минское и брестское «Динамо», солигорский «Шахтер» и гродненский «Неман» — поучаствовали во всех розыгрышах.
Впрочем, «Шахтер» как-то раз все же был одной ногой в первой лиге (тогда она называлась второй). В 1997 году «горняки» финишировали на 16-м месте и уже готовились к освоению просторов второго дивизиона. Но солигорцам, равно как и занявшим предпоследнюю строку могилевским торпедовцам, несказанно повезло. После завершения сезона заявили о прекращении выступлений на национальном уровне столичная «Атака» и могилевский «Трансмаш» (последний вскоре формально слился с «Днепром»). Поскольку две путевки в Д1 уже были разыграны (их завоевали «Гомель» и БАТЭ), а переходить от классического формата с 16 командами к турниру с 14 участниками БФФ не желала, то было принято довольно спорное, хотя и не лишенное логики, решение — «Шахтер» и «Торпедо» были оставлены в «вышке».
Что касается трех остальных клубов, то ни один из них не оказывался в положении, аналогичном солигорскому. Хотя брестское «Динамо» и «Неман» несколько раз прошлись по лезвию бритвы. Так, команда из города над Бугом как минимум в шести чемпионатах (2003, 2007, 2011, 2012, 2014 и 2022) располагалась в зоне вылета. Но все же на финише удача всякий раз сопутствовала, и брестчане спасались от понижения в статусе.
В схожих переделках оказывался и «Неман». По крайней мере пять раз (1996, 2005, 2008, 2010 и 2016) он занимал позиции у опасной черты. Особенно тревожным для гродненцев получился чемпионат семилетней давности. Летом того года их положение выглядело катастрофическим — «Неман» был безнадежным аутсайдером. К счастью, вовремя подоспело «пожарное» подкрепление в лице будущего лучшего тренера года в Беларуси Игоря Ковалевича, которому удалось стабилизировать ситуацию и уберечь команду от расставания с высшей лигой.
И лишь над минскими динамовцами ни разу не нависал дамоклов меч понижения в ранге. Их худший результат в элите — 9-е место в чемпионате-2007, когда клуб проходил болезненную смену поколений.
Ну и имеется еще одна группа из трех команд, которые после первого появления в высшей лиге ни разу не расставались с ней. Это борисовский БАТЭ (дебютировал в Д1 в 1998 году), «Слуцк» (в 2014-м) и пристоличная «Ислочь» (в 2016-м).
Отдав должное командам, которые ни разу не покидали топ-класс, основное внимание уделим «вылетантам». Клубы, терявшие прописку в Д1, можно разбить на несколько условных групп, которые, правда, порой пересекаются по представительству.
1.Клубы, которые после расставания с высшей лигой возвращались в элиту.
Таких насчитывается 19. Между прочим, 7 команд покидали высшую лигу 3 раза и более. Чаще других понижалась в ранге «Белшина» — кстати, один из неудачников минувшего сезона — 5 раз (в 2004, 2006, 2016, 2020 и 2023 годах). Между прочим, бобруйчане были близки к вылету еще и осенью 1995-го, когда заняли предпоследнее место в чемпионате, из-за чего вынуждены были проводить стыковые поединки с пинским «Коммунальником» — второй командой Д2. Но по сумме двух матчей «шинники» одолели полешуков и продлили свое пребывание в классе сильнейших. Бобруйчане не зря до последнего цеплялись за свой шанс — в следующем сезоне клуб осуществил ребрендинг (вместо «Шинника» стал называться «Белшиной»), получил дополнительное финансирование и заметно усилил состав, благодаря чему выиграл бронзу. А лидер его атак Андрей Хлебосолов попутно установил рекорд турнира по числу голов за сезон — 34 (это достижение никем не превзойдено до сих пор).
По четыре раза с элитой прощались три представителя областных центров «Витебск», «Гомель» и могилевский «Днепр», по три — мозырская «Славия», «Лида» и столичный «Локомотив».
Среди всех клубов-«вылетантов» особняком стоит «Гомель». Дело в том, что, в отличие от большинства конкурентов, расставание с высшей лигой, как правило, шло на пользу клубу из города над Сожем. В 1998 году гомельчане после трехлетнего отсутствия вернулись в Д1 и сразу заняли пятое место, а спустя год — и вовсе третье. В 2011-м после годичной отлучки «рыси» вновь сыграли в высшей лиге, и опять успешно — стали бронзовыми призерами. Через год они заняли четвертую позицию, хотя в разгар сезона именно в них специалисты видели едва ли не главных конкурентов БАТЭ, к тому же клуб привез в Гомель именитый «Ливерпуль», на фоне которого смотрелся достойно. После четвертого прихода, в 2021 году, команда с ходу финишировала на четвертой позиции. И лишь третье возвращение (2017) не принесло гомельчанам ожидаемых успехов. Таким образом, здесь мы вправе говорить о вылетах как о своеобразной процедуре оздоровления. Команда, оказавшись в Д2, не закисала, а в трех случаях из четырех находила возможности для эффективной перезагрузки. Всем бы так!
2.Клубы, которые снялись по ходу сезона.
Таких насчитывается три: минские «Динамо-93» (1998) и «Торпедо» (2019), а также речицкий «Спутник» (2021). У всех общая причина досрочного схода — финансовый крах.
И если «Торпедо» и «Спутник» элементарно оказались не готовы к высшей лиге, то самобытное «Динамо-93», которое раз за разом доказывало конкурентоспособность (одно серебро, три бронзы, по одному четвертому и пятому месту), стало заложником сложных процессов, возникших после распада футбольной империи Евгения Хвастовича. Увы, летом 1998-го в динамовском хозяйстве ситуация настолько обострилась, что команда не дотянула даже до конца первого круга. В отличие от «93-х», два других клуба стартовую половину турнира завершили, но перед второй — под гнетом неразрешимых обстоятельств — все же были вынуждены объявить о снятии с турнира.
3.Клубы, которые прекратили существование после понижения, не дожидаясь следующего чемпионата.
Таких набралось четыре: «Бобруйск» (последний сезон — 1995-о), столичная «Дарида» (2008), а также могилевские «Савит» (2008) и «Дняпро» (экс-минский «Луч», 2019).
Больше других разочаровал скороспелый «Савит». Ведь путь от его создания до выхода в высшую лигу был сверхкоротким (два года) и многобещающим. Все помнили, что столь же стремительно в белорусскую элиту ворвался БАТЭ и вскоре превратился в одного из лидеров, а позже — и в гегемона. Но эта спешка ни к чему хорошему не привела — команда элементарно оказалась не готова к решению проблем, с которыми регулярно сталкиваются представители элитного дивизиона. Могилевчане насколько стремительно заскочили на белорусский футбольный небосклон, настолько быстро и угасли.
А вот кого было действительно жаль, так это самобытную «Дариду» Владимира Делендика, который вкладывал душу в свой детище, но в определенный момент почувствовал, что проект зашел в тупик, а выхода из него не просматривалось.
4.Клубы, которые после расставания с высшей лигой некоторое время обитали в миноре, но в конце концов тоже исчезли с футбольной карты страны.
Понижение в статусе не привело к «выздоровлению» семи клубов, которые через какое-то время объявили о прекращении деятельности. В эту группу входят витебский «Локомотив» (сезон вылета из высшей лиги — 1994/95, последний чемпионат в турнирах под эгидой БФФ — 2000), минские «Партизан» (2010 — 2014) и «Локомотив» (2008 — 2014), речицкий «Ведрич-97» (2001 — 2015), могилевское «Торпедо» (2000 — 2016), слонимский «Коммунальник» (2000 — 2012) и «Смолевичи» (2020 — 2021). У каждого из этих клубов своя грустная история.
При этом требует пояснений ситуация, связанная с витебским «Локомотивом». Ведь может возникнуть путаница из-за того, что в культурной столице страны существовали два «Локомотива», причем они имели разные «родословные». Тот клуб, о котором идет речь в этом разделе, в первом чемпионате выступал под названием СКБ-«Локомотив» (самым известным его футболистом был Сергей Ясинский). Но летом 1992 года, перед стартом второго национального чемпионата, он был переименован в «Локомотив» и играл в элитном дивизионе по сезон-1994/95 включительно, а затем — в первой и второй лигах до конца 2000-го. Что касается главной команды северного областного центра страны, то она прошла эволюцию по другой цепочке: КИМ (1992-94) — «Двина» (1995) — «Локомотив-96» (1996-2002) — «Локомотив» (2003-06) — «Витебск» (с 2007 года). А расформированный на исходе прошлого века «Локомотив» в течение пяти лет (1996-2000) был всего лишь ее фарм-клубом.
5.Клубы, которые после предыдущего расставания с высшей лигой до сих пор обитают в миноре.
Таковых шесть: стародорожский «Строитель» (выбыл из элиты по итогам сезона-1993/94; нынче под названием «Старые Дороги» выступает в Д3), осиповичская «Свислочь-Кровля» (1999; «Осиповичи»; по итогам уходящего сезона команда попрощалась с первой лигой), «Лида» (2000; «Лида»; Д2), «Молодечно-2000» (2003; «Молодечно-2018»; Д2), микашевичский «Гранит» (2016; «Гранит»; Д3), столичные «Крумкачы» (2017; «Крумкачы»; Д3, по итогам прошлого сезона команда получила право на повышение).
6.Клубы, которые покинули высшую лигу по собственной воле.
По разным причинам отказ от выступления в элите инициировали пять команд: столичная «Атака» (последний сезон в высшей лиге — 1997; занятое место в том году — 12-е; причина расформирования — финансовые проблемы), могилевский «Трансмаш» (1997; 14-е; решение учредителей об объединении финансовых потоков с «Днепром»), минский «Торпедо»-СКА (2004; 6-е; финансовые проблемы), «Городея» (2020; 13-е; выход из числа учредителей клуба одноименного спонсора) и брестский «Рух» (2021; 5-е; финансовые проблемы). Все эти клубы в своих последних сезонах в высшей лиге занимали места, позволявшие и на следующий год играть в элите. Некоторые из них и вовсе входили в группу фаворитов турнира. Однако проблемы, с которыми сталкивались команды, оказывались для них неразрешимыми, независимо от положения в таблице.
7.Клуб, который выбыл из высшей лиги вопреки желанию.
Подобная незавидная участь перед стартом чемпионата-2018 постигла «Крумкачоў».
По итогам сезона-2017 столичная команда стала 13-й и сохранила место в элите. Однако для продолжения выступлений в сильнейшем дивизионе этого оказалось недостаточно. «Крумкачы» не прошли процедуру лицензирования (из-за нескольких нарушений сроков подачи документов). Многочисленные попытки «воронов» оспорить решение лицензионного комитета БФФ не пускать их в класс сильнейших оказались тщетными — клубу было отказано в праве участвовать в высшей лиге. В результате место «Крумкачоў» в Д1 было передано столичному «Торпедо», расположившемуся на третьем месте в первой лиге. Впрочем, торпедовцы, получившие прописку в элите не по спортивному принципу, прилично подвели организаторов турнира. Так, если в первом сезоне после возвращения они еще кое-как барахтались и на финише все-таки убереглись от расставания, то во втором сдулись уже к середине и объявили о снятии с чемпионата.
8.Клубы, которые покинули высшую лигу после переходных матчей.
Шесть команд выбыли по итогам поединков, когда напрямую решался вопрос «быть или не быть». В их число входят витебский «Локомотив» (год вылета — 2004, клуб-обидчик — МТЗ-РИПО), «Витебск» (2011, «Партизан»), «Днепр» (2014, «Витебск»), «Дняпро» (2019, «Рух»), «Арсенал» (2022, «Макслайн») и «Энергетик»-БГУ (2023, «Витебск»).
В сезоне-2004 МТЗ-РИПО и «Локомотив» (нынешний «Витебск») набрали одинаковое количество баллов и по итогам «круглого» чемпионата поделили 14-15-е места. Элиту покинула финишировавшая последней «Белшина». Для определения второго «лишнего» потребовался дополнительный матч. То был пока единственный поединок, в котором спор за право выступить в высшей лиге вели оба клуба Д1. Кстати, та суммарная победа над витеблянами стала переломной в судьбе МТЗ-РИПО. Во всяком случае, минчане получили мощнейший импульс для дальнейшего развития. Так, благодаря тому, что команда осталась в элите, она заполучила серьезного иностранного инвестора (Владимира Романова), не жалевшего средств на ее нужды, провела громкую трансферную кампанию и на четырехлетний срок превратилась в одного из лидеров белорусского клубного футбола (за это время, 2005-08, она по два раза добывала бронзу чемпионата и Кубок страны).
В 2011 году эти же команды (но уже под другими вывесками) вновь сошлись в переходных матчах. Минчане опять оказались сильнее. Но на этот раз все получилось по принципу «и сам не гам, и другому не дам». Дело в том, что «Партизан», лишивший «Витебск» возможности вернуться в элиту, сам не дожил до старта сезона-2012 и в его преддверии объявил о расформировании. В итоге численный состав высшей лиги оказался урезанным до 11 клубов.
В 2019 году роковыми стали переходные матчи для «Дняпро», который перед стартом сезона сменил название (доселе был известен как «Луч») и место постоянной дислокации (перебрался из Минска в Могилев). Уступив «Руху», новоиспеченный могилевский клуб не нашел поддержки местных властей и прекратил существование.
Нестандартная ситуация была зафиксирована год назад. Помним, как дзержинский «Арсенал» по сумме двух игр уступил «Макслайну», тогда еще имевшему привязку к Рогачеву. Но, на беду победителя, впоследствии ему было отказано в прохождении лицензирования для участия в высшей лиге…
Другие крутые статистические исследования:
Какая фамилия в белорусском футболе самая популярная? А имя?
Задолго до Проведеля. Белорусские вратари-бомбардиры
Как менялся средний возраст тренеров высшей лиги за 32 года ее существования?
Легион.by: от Испании до Брунея и от Германии до Мальдив
Все о белорусах в Лиге чемпионов: матчи, голы, рекорды...
«Динамо» в шаге от золота. А за сколько туров оформляли титулы ранее?
Когда два сапога — пара. Самые результативные связки в истории высшей лиги
Фото: Александр Шичко, sports.ru, БФФ, «Вечерний Бобруйск», ФК «Гранит», ФК «Рух», ФК «Крумкачы», ФК «Витебск».