Задолго до Проведеля. Белорусские вратари-бомбардиры

Задолго до Проведеля. Белорусские вратари-бомбардиры

Вспомнили наших голкиперов, которые также отличались забитыми мячами.

Старт Лиги чемпионов на прошлой неделе разродился фантастическим сюжетом. В концовке матча с «Атлетико» вратарь «Лацио» Иван Проведель пошел в чужую штрафную спасать команду, и это ему удалось: точный удар головой на 95-й минуте обеспечил римлянам ничью (1:1).

Можно вспомнить и других голкиперов-бомбардиров в истории мирового футбола. Бразильца Рожерио Сени, парагвайца Хосе Луиса Чилаверта, мексиканца Хорхе Кампоса, колумбийца Рене Игиту…

В Беларуси тоже есть (вернее, были) такие умельцы. Мы провели небольшое исследование — покопались в 32-летней истории высшей лиги. И обнаружили 8 случаев, когда авторами голов становились вратари.

16.04.93 Владимир РЫЖЧЕНКО Фандок Торпедо Жд 73-я с пенальти
20.04.93 Владимир РЫЖЧЕНКО Фандок Ведрич 34-я с пенальти
28.04.93 Владимир РЫЖЧЕНКО Фандок Динамо Бр 59-я с пенальти
20.05.93 Андрей          СВИРКОВ Фандок Шахтер 73-я с игры
20.05.03 Владимир    ЮРКЕВИЧ Дарида Нафтан 25-я с пенальти
15.04.04 Владимир    ЮРКЕВИЧ Дарида Славия 70-я с пенальти
02.05.04 Владимир    ЮРКЕВИЧ Дарида Нафтан 29-я с пенальти
29.07.17 Евгений КОСТЮКЕВИЧ Крумкачы Витебск 55-я с игры

Первооткрывателем стал нынешний тренер вратарей «Гомеля» Владимир Рыжченко. Во втором национальном чемпионате (1992/93) он выступал за бобруйский «Фандок» (команда исчезла с футбольной карты страны в 1995 году). Весной 1993-го именно Владимир считался главным пенальтистом команды. И это при том, что в составе бобруйчан значилось немало ярких футболистов, внесших значимый вклад в историю белорусского футбола: Александр Кульчий, братья-близнецы Игорь и Эдуард Градобоевы, Андрей Хрипач, Кирилл Савостиков, Олег Черепнев, Виктор Кукар, Александр Орешников...

Все началось с выездного матча с жодинским «Торпедо». Та игра протекала в упорной и нервной борьбе. Но вот во втором тайме при счете 0:0 хозяева уронили на газон Александра Кульчия. Пенальти. Бить его вызвался Рыжченко — и удар исполнил безупречно. Бобруйчане победили (1:0), и руливший в те времена «Фандоком» известный в прошлом форвард минского «Динамо» Владимир Курнев, видимо, сделал соответствующую пометку на полях своего блокнота.

Во всяком случае, в двух следующих матчах, к слову, домашних — с речицким «Ведричем» и брестским «Динамо, после назначения 11-метровых вопросов, кого отправить к »точке«, не возникало. Конечно, Рыжченко! И всякий раз Владимир был точен. Так получилось, что все три гола, забитые серийно, оказывались победными для бобруйского клуба. А сам Рыжченко, помимо этого, еще и сохранял свои ворота »сухими".

Позже Владимир вспоминал в интервью, как он стал пенальтистом:

— Курневу помогал Иван Иванович Савостиков. Во время тренировок я часто баловался тем, что пробивал пенальти. Они обратили внимание на то, что у меня неплохо получалось. Во время «предсезонки», когда играли товарищеские игры, отправляли бить пенальти меня. И вот, когда начался чемпионат, на первой же установке Владимир Борисович включил мою фамилию в список тех, кто может пробивать пенальти. Так и осталось.

Но всякой сказке наступает конец. Причем ее развязка получилась удивительной. 20 мая того же года «Фандок» играл в Солигорске против местного «Шахтера». Бобруйчане вели 1:0. За четверть часа до конца матча в составе хозяев произошла вынужденная замена — вместо Александра Мартешкина вышел никому доселе (и потом тоже!) неизвестный 20-летний голкипер Валерий Высоцкий. И, надо же такому случиться, перед ним Рыжченко спасовал — не попал в ворота. После этого Высоцкий больше не был замечен в высшей лиге (равно как и в низших)!

А когда и в следующий раз (в июне в Гродно против «Немана») Владимир допустил осечку (Юрий Свирков отразил удар), право бить пенальти вернулось к Виктору Кукару.

Самобытной командой был этот «Фандок»! За широкими плечами Рыжченко в ней находился брат Юрия Свиркова Андрей, которому место в воротах доставалось нечасто. А потому он был не прочь приносить пользу команде другим способом. Вот так и родилась идея при необходимости использовать его в качестве полевого игрока. Тем более в 1993 году бобруйчане испытывали явные кадровые проблемы: временами некого было даже выпускать на замены. Благо под тренерской рукой оказался Свирков-младший, всегда готовый прийти на выручку.

Из семи поединков, проведенных Андреем за «Фандок» не по профилю, пожалуй, самым памятным был первый. Мы уже упоминали гостевую майскую игру 1993 года «Фандок» — «Шахтер». При счете 0:0 на 60-й минуте Свирков заменил защитника-капитана Игоря Шустикова и сразу же выдвинулся в нападение. На 73-й минуте именно Андрей открыл счет. Матч завершился победой бобруйчан — 2:0.

Спустя 10 лет по стопам Рыжченко пошел Владимир Юркевич, который защищал последний рубеж только что пробившейся в высшую лигу «Дариды». 20 мая 2003 года в Новополоцке в игре с «Нафтаном» при счете 0:1 голкипер взялся пробить 11-метровый — успешно. Любопытно, что, как и «Фандоком» в 1993 году, «Даридой» тогда руководил все тот же Курнев. Весной следующего года Юркевич еще дважды подходил к «точке» и всякий раз переигрывал коллег по амплуа.

Кроме Рыжченко и Юркевича, в этом ремесле пробовал свои силы и голкипер лидского «Обувщика» Валентин Бурнос. Однако первая попытка опытнейшего вратаря, случившаяся после возвращения в команду (из слонимского «Коммунальника», Д2) перед вторым кругом чемпионата-1996, оказалась для него и последней. В гостевом матче с рвавшимся к золоту МПКЦ при счете 0:1 он пробил выше ворот, защищаемых Владимиром Гаевым. А матч так и закончился минимальной победой будущего чемпиона.

Ну а последний гол вратаря в высшей лиге получился феерическим. Его авторство принадлежит голкиперу «Крумкачоў» Евгению Костюкевичу. В конце июля 2017 года на старте второго круга его команда на выезде встречалась с «Витебском». Помнится, из-за задолженностей по зарплате ту игру бойкотировала целая группа лидеров минской команды.

В середине второго тайма «вороны» уступали 1:2. Одна из многочисленных фланговых атак хозяев завершилась навесом в центр штрафной. Костюкевич, здорово сыграв на выходе, перехватил мяч и, мгновенно оценив положение голкипера и капитана «Витебска» Дмитрия Гущенко, далеко вышедшего из ворот, что есть мочи выбил с рук. Удар получился такой силы, что, долетев до линии штрафной, мяч ударился о газон и перескочил незадачливого вратаря.

— Играл на выходе, увидел в отрыве нападающего. Решил „ляпнуть“ вперед, тем более что играли по ветру, и поляна мокрая. Надежда была на ошибку — какой-то кикс или еще что-то. А получилось то, что получилось. Какое-никакое очко и полное разочарование для Гущенко. Но это несчастный случай, ничего не сделаешь. Пускай не расстраивается, от этого никто не застрахован. Считаю, что реакция болельщиков „Витебска“ по отношению к нему была неправильной и неуместной: вместо поддержки сыпались какие-то оскорбления в сторону человека, который, так сказать, ранен был в бою, — вспоминал Евгений.

А для Костюкевича, к слову, приключения в той встрече не завершились. Из героя матча он едва не превратился в антигероя, когда, ликвидируя выход один на один, свалил нападающего «Витебска» и получил красную карточку за фол последней надежды. Но партнеры отстояли ничью — 2:2.

Кстати, в истории суверенного футбола есть еще один случай результативной игры вратаря. В середине лета 2004 года голкипер БАТЭ Юрий Жевнов в дебюте домашнего матча первого раунда Кубка УЕФА с тбилисским «Динамо» сильным ударом с рук послал мяч за спину своему грузинскому коллеге. Правда, белорусам этот гол не помог — они уступили 2:3.


Фото: bobr.by, ФК «Гомель», Анатолий Редин/ФК «Ислочь», ФК «Крумкачы».

1

0

0

0

0