Продолжаем ностальгическое путешествие в суверенное гандбольное прошлое. Мы уже исследовали успех юниорской сборной страны на чемпионате мира 2015 года, где плеяда Королька, Вайлупова, Кулака, Кулеша и К° добралась до четвертьфинала.
Гандболисты, ставшие 6-ми на ЧМ-2015 (U-21). Как это было и где они сейчас
Мама дома
Тогда мы несколько опрометчиво заявили, что ни до, ни после наши гандбольные «молодежки» не добивались подобного успеха.
Но нет, и, кажется, этой обидной неточности первой должна была улыбнуться мама Влада Кулеша — Наталья Лавренюк. Воспитанница республиканского училища олимпийского резерва вполне могла попасть в состав сборной, отправлявшейся на юниорский чемпионат мира 1993 года.
В этом меня заверила одна из лидеров той команды — вратарь Марина Братенкова. Тетя нынешнего капитана женской сборной Карины Перегуд и Лариса Межинская были самыми старшими в выездном составе сборной (1973 год рождения и моложе). Команде пригодилась бы и Маринина одноклассница, но Наташа, увы, получила тяжелую травму колена и закончила спортивную карьеру, так толком ее и не начав.
Марина Братенкова и Наталья Лавренюк
Моложе всех
Под руководством Леонида Гуско в Болгарию поехала совсем уж юная сборная, составленная на базе игроков 1974 года рождения. Плюс Алла Васькова (1975) и Татьяна Дудкина с Маргаритой Витько (обе — 1976).
Тем не менее Братенкова и К° уже имели опыт игры и в высшей лиге союзного гандбола — в составе «Политехника». Кроме того, Марина Братенкова, Татьяна Зуева, Снежана Рыженкова, Елена Корзун и Антонина Чибангу регулярно вызывались в юниорскую сборную СССР.
Антонина — полусредняя-левша с великолепными физическими данными — даже стала чемпионкой мира на предыдущем первенстве, состоявшемся в 1991 году во Франции.
В Болгарию белорусская делегация выдвинулась в таком составе (см. заглавное фото): Ирина Черневская, Наталья Агапова, Алла Васькова, Елена Свитина, Маргарита Витько, Наталья Тюрлик, Татьяна Дудкина, Ольга Рыжкова, Марина Братенкова, Антонина Чибангу, Елена Корзун, Лариса Межинская.
Минус две
На лидеров и делалась ставка, но, увы, талантливая линейная и столь же хорошая защитница Зуева на чемпионат в Болгарию не поехала, получив травму и закончив спортивную карьеру в восемнадцать лет.
Татьяна Зуева
Выбыла из команды и Снежана Рыженкова — левша, которая могла успешно подменить Чибангу на месте полусредней и не менее продуктивно сыграть и на углу.
Причина была уважительной: в том же, 1993-м, году Снежана стала мамой, а отцом оказался один из представителей ливанской диаспоры, учившейся в БПИ и проживавшей вместе с «Политехником» на одном этаже.
Арабский вектор скорректирует судьбы сразу нескольких одноклубниц Снежаны, но это не должно удивить читателя.
Степень симпатии к ливанцам наших девчонок была прямо пропорциональна их предупредительности. А уровень полученного на родине воспитания вполне располагал и к заключению брачных союзов, большинство из которых оказались успешными. Но об этом позже.
Минус три
Тренерский штаб «Политехника» был верен советской школе и неизменно держал руку на пульсе, тщательно следя за жизнью команды вне площадки.
Так, прибыв однажды после отбоя в общежитие БПИ, второй тренер команды Валерий Певницкий зафиксировал за одной из дверей слишком громкие разговоры.
Предположив, что девочкам не хватило тренировочных нагрузок, он отправил нарушителей распорядка на преодоление лестничных пролетов девятиэтажного общежития вверх-вниз — в течение полутора часов…
Как видим, нынешний тренер сборной Беларуси и тридцать лет назад был столь же суров.
«У нее везде проблемы». Валерий Певницкий жестко высказался об Алине Кишко
И, возможно, заводного Певницкого и не хватило на том чемпионате в решающий момент. Но состав автобусного экипажа на Болгарию был сформирован в полном соответствии с тогдашними возможностями: два водителя, руководитель делегации Михаил Маевский, тренер Леонид Гуско и 12 (всего лишь!) девочек. Ни второго тренера, ни массажиста, ни врача. Увы, такими были реалии тех отнюдь не богатых лет, экономить приходилось буквально на всем и на всех.
Леонид Гуско
Бандиты понимают
Любое автобусное путешествие в девяностые было наполнено экстримом, и вояж нашей сборной исключением не стал. Тогдашними хозяевами дорог были бандитские бригады, экипированные не хуже истребительных отрядов времен Второй мировой.
На территории Румынии «Икарус» сборной подрезала иномарка, из которой вышли крепко сбитые ребята — с автоматами Калашникова в руках.
Маевский успел объявить девочкам, чтобы те сняли ювелирные украшения, а спустя несколько секунд один из гостей поднялся в салон — для переговоров.
Они не стали затяжными — увидев длинноногих девчонок в спортивных костюмах и сетку с гандбольными мячами, мужчина понимающе закивал головой и сказал на русском языке: «Ну, все понятно, мы ж сами спортсмены. Удачно вам сыграть на чемпионате. А если дальше пацаны вас тормознут, то скажите, что мы вас уже тормозили».
Правда, с пустыми руками визитер не ушел, получив пару бутылок водки и кое-какой съестной припас, захваченный в дорогу именно с такими представительскими целями.
Через пару часов картина повторилась — по похожей схеме автобус стреножила еще одна плечистая команда. Но, услышав пароль, спортсмены (опять же русскоязычные) снова пожелали счастливого пути и удачной игры…
Команда мечты
Вся эта предельно суженная и ограниченная практически во всем (за неимением формы национальной команды играть приходилось в экипировке «Политехника») сборная ехала на чемпионат мира за призовым местом.
К этому имелись веские основания. Ведомая знаменитым тренером Маратом Коганом (уехавшим в Израиль в начале девяностых) сборная-1974 два года подряд (1989 и 1990) побеждала на всесоюзных чемпионатах школьников, а в 1991-м заняла второе место, уступив лишь украинкам.
Украинки, а также россиянки рассматривались в качестве главных соперниц. Далее по ранжиру следовали сборные Кореи, Дании и Швеции (именно в таком порядке — после сборной СССР) те финишировали на молодежном чемпионате мира 1991 года.
Противницам белорусок прежде всего приходилось опасаться Чибангу — главной дальнобойной артиллерии. Поддержку ей слева оказывали Свитина и Тюрлик — возможно, не столь грозные полусредние, но вполне добротные и способные забросить в каждом матче по 2-3 мяча.
На левом углу хозяйничала Корзун, составлявшая идеальный тандем со своей бобруйской землячкой Братенковой, которая констатировала: «Корзина улетала в отрыв мгновенно, и мне надо было только отдать ей точный пас. Хотя можно было и неточный — она вылавливала все…»
Спустя годы отмечал уникальность Лены и Певницкий: «Корзун в гандболе умела все — это был лучший крайний игрок за всю историю. Кстати, то же самое могу сказать обо всей генерации 74 года — таких потом мне не встречалось».
Елена Корзун, Татьяна Зуева и Антонина Чибангу
С правого края атаку могла разогнать Межинская, которую страховала 17-летняя Витько (дублером Корзун поехала столь же юная Дудкина). Команда обладала тонкими и умными разыгрывающими — Черневской и Васьковой.
В линии действовала Рыжкова — у нее сменщицы не было (ау, Зуева), но с повышенной нагрузкой она справлялась. Пожалуй, проще других было Агаповой. Тренеры редко меняли Братенкову, но Наташа давала передышку старшей подруге и даже сделала несколько сэйвов на семиметровых.
Румынский прихват
Чемпионат мира-1993 среди юниорок. Групповой этап
3.09. Габрово. Беларусь — Алжир — 27:14 (9:6) (голы белорусок: Чибангу — 9, Васькова — 5, Корзун, Межинская — по 3, Свитина, Черневская — по 2, Дудкина, Тюрлик, Витько — по 1).
4.09. Велико-Тырново. Беларусь — Болгария — 23:25 (14:14) (Корзун — 11/4, Чибангу — 6, Черневская — 3, Рыжкова — 2, Межинская — 1/1).
5.09. Габрово. Беларусь — Швеция — 29:18 (12:7) (Корзун — 9/4, Свитина — 7, Рыжкова — 5, Межинская — 4, Тюрлик — 2, Чибангу, Черневская — по 1).
Как и предполагалось, первая игра стала разминкой для белорусок, хотя первый тайм принес им только «плюс три». Сказалось волнение, но затем все встало на свои места. Чибангу и Васькова буквально расстреляли кипера из Алжира, которая могла только любоваться работой в воротах своей визави — Братенкова провела отличный матч.
Второй поединок пролился на плечи девчонок холодным душем — наши соотечественницы в полной мере испытали пресловутый судейский прихват. Румынские рефери добыли нужный счет, нещадно удаляя белорусок и щедро назначая пенальти (10!) в их ворота, особенно в последние минуты встречи.
Судейская игра в одну сторону была столь вопиюща, что один из арбитров (неслыханный случай) после финального свистка даже подошел к Леониду Гуско со словами: «Извини, но так нужно было…»
Девчонки, прибитые беспределом, рыдали в раздевалке, еще не зная, как дорого будет стоить это поражение от хозяек.
Следующий матч нужно было выигрывать любой ценой, чтобы пройти в полуфинальный раунд хотя бы с двумя очками. И белоруски выполнили эту задачу с блеском.
Шведки, убедившиеся в супербомбардирских способностях Чибангу, взяли ее персонально, но судьба матча была решена уже в первом тайме. Корзун привычно стала лучшим бомбардиром, а на второе место по результативности вышла Свитина, чья нестандартная техника стала сюрпризом для скандинавок.
Болгарские горки
Полуфинальный групповой турнир
7.09. Габрово. Беларусь — Польша — 20:26 (10:11) (Корзун — 7/1, Чибангу, Черневская — по 3, Тюрлик — 2/1, Рыжкова — 2, Межинская, Свитина, Витько — по 1).
8.09. Велико-Тырново. Беларусь — Дания — 29:23 (17:10) (Корзун — 14/3, Чибангу — 9, Межинская — 3, Тюрлик — 2, Рыжкова — 1).
10.09. Габрово. Беларусь — Австрия — 19:22 (10:11) (Корзун — 9/4, Чибангу — 3, Васькова, Межинская — по 2, Тюрлик, Черневская, Рыжкова — по 1).
Стыковой матч за 5-6-е места
11.09. Велико-Тырново. Беларусь — Румыния — 29:33 (12:18) (Корзун — 12/3, Васькова — 4, Свитина — 3, Тюрлик, Дудкина, Черневская — по 2, Чибангу, Рыжкова, Витько, Братенкова — по 1).
Сборная Польши оказалась из тех команд, которые называют неудобными. В группе она была буквально деклассирована великолепными датчанками (13:27) и, казалось, представляла не слишком сложную добычу. Но…
И хотя белорусок нельзя было обвинить в недооценке соперника, полькам удалось найти управу на всех — кроме, разумеется, Корзун. Лена стала единственной, к кому тренеры не имели претензий после этого матча.
Но тем и прекрасен девичий гандбол, что в нем невозможно отыскать какую-либо логику. Ведь уже на следующий день белоруски, переехав из Габрово в Велико-Тырново, играючи расправлялись с датчанками, доселе не знавшими поражений. После первого тайма они вели со счетом 17:10!
У скандинавок так и не получилось остановить атакующий тандем Корзун — Чибангу. В итоге вдвоем они забросили столько же мячей, сколько и вся сборная Дании.
А в воротах очередной феерический матч выдала Братенкова. Впрочем, чего там — великолепно отыграла вся сборная. Белоруски, оказавшись на краю пропасти, сделали уверенный шаг назад. Для решающего финального броска. Но, увы…
Сорвались
Хотя задача казалась несложной — отобрать два очка у австриек, не имевших в группе ни одной победы, и дожидаться соперника в матче за бронзу — румынок или кореянок.
— Наша беда была в том, что мысленно мы уже готовились к игре за медали. Кажется, также рассуждали и тренеры. Во всяком случае, мы подходили к этому матчу как к вполне проходному. А зря… Соперницы вышли на игру как на матч жизни. Боролись в каждом эпизоде, а мы оказались к этому морально не готовы, — видит ту ситуацию Братенкова уже из сегодня.
Марина Братенкова
Игра с румынками стала седьмой за девять дней, и к ней команда подошла вымотанной до предела. И если соперники могли позволить себе ротацию состава, то у белорусок Рыжкова и Чибангу отыграли практически все матчи без замен.
Поединок за 5-6-е места уже не имел практического значения. И в самом деле, если нет медалей, то какая разница, каким окажется итоговый результат…
Финалы наши наблюдали в качестве зрителей. В игре за третье место кореянки обыграли датчанок — 28:27, а в матче за золото россиянки не оставили шансов хозяйкам, чей серебряный успех так и остался единственным в их истории — 24:17.
По итогам турнира лучший игрок белорусок Елена Корзун предсказуемо попала в символическую сборную на позиции левой крайней. Она же уступила в споре лучших бомбардиров чемпионата лишь правой полусредней румынской сборной Степуце Лазар — 65 мячей против 67.
Остальные мячи забросили: Чибангу — 32, Межинская — 14/1, Свитина — 13, Рыжкова, Черневская — по 12, Васькова — 11, Тюрлик — 10/1, Витько, Дудкина — по 3, Братенкова — 1.
Итоговая прессболовская публикация о болгарском чемпионате за авторством легендарного Сергея Новикова отдавала понимающе-снисходительной интонацией. Мол, что ж, от команды ждали большего, как минимум бронзы, но нельзя игнорировать и полученный опыт, который наверняка пригодится в будущем…
И будущее действительно казалось прекрасным и наполненным самыми радужными перспективами. Но, увы, повзрослевшая генерация, усилившаяся рядом опытных и классных игроков, ничего не смогла показать на взрослых чемпионатах мира. В 1997-м в Германии белоруски стали 16-ми, а спустя два года в Норвегии и Дании — 14-ми. Почему? Кажется, это тема для совсем другого текста.
От Ливана до Канады
Как же сложились судьбы девушек и чем они занимаются спустя три десятка лет? Признаться, эта часть материала была самой трудной, но при активной помощи наших героинь удалось отыскать практически всех. Некоторых в самых неожиданных местах).Итак…
Антонина Чибангу (Андриан)
20 матчей за национальную сборную
Поиграла за ряд клубов немецкой бундеслиги, с «Франкфуртом-на-Одере» стала ее бронзовым призером.
Закончила карьеру в 27. После этого училась на медицинского специалиста. Сейчас работает физиотерапевтом широкого профиля в одной из берлинских клиник.
Лариса Межинская (Хайль)
75 матчей за сборную
Поиграла в ряде европейских клубов, стала чемпионкой Франции в составе теперь уже культового «Меца».
Закончила карьеру в немецком чемпионате. Вышла замуж, заимев звучную фамилию, которую трудно спутать с какой-то другой. Живет в Кельне, работает в местном аэропорту.
Ирина Черневская (Колпакова)
58 матчей за сборную
Вся легионерская карьера прошла в Германии — в ряде клубов из бундеслиги и оберлиги. Бакалавр социологии, живет в предместье Штутгарта, работает с детьми в школах и детских садах.
Елена Корзун
33 матча за сборную
Вскоре после чемпионата вышла замуж и уехала в Ливан. Через год вернулась на родину и возобновила спортивную карьеру, которая из-за полученной вскоре тяжелой травмы, увы, оказалась недолгой.
Затем работала детским тренером в родном Бобруйске. Сейчас живет в Москве и занимается бизнесом.
Алла Васькова (Матушковиц)
85 матчей за сборную
У гомельчанки сложилась самая удачная игровая карьера. И самая длинная в составе сборной. В сезоне-1997/98 стала победительницей Лиги чемпионов в составе «Хипо», вышла замуж за главного тренера австрийского клуба.
Затем побеждала в чемпионате Германии вместе с «Лютцеллинденом», а легионерскую карьеру продолжила в датском «Колдинге» — такому профессиональному резюме может позавидовать любой.
Сейчас живет в предместье Вены. Помощник главного тренера «Хипо», также работает в клубе с командами младших возрастов.
Ольга Рыжкова
19 матчей за сборную
Уехав за рубеж, отыграла полгода в хорватском чемпионате вместе с Межинской. Затем вышла замуж и отправилась в Ливан. Живет в Триполи, работает педагогом в школе.
Наталья Тюрлик (Хамзех)
1 матч за сборную
Вышла замуж и уехала в Ливан. Затем вместе с мужем и семьей перебралась в Канаду. Проживает в Монреале. У Натальи совместный с супругом мебельный бизнес и четверо детей — больше, чем у кого бы то ни было из подруг по сборной.
Елена Свитина (Харитонова)
12 матчей за сборную
Играла в немецких региональных лигах. Закончила карьеру в 35 лет, выучилась на физиотерапевта. Работает по специальности. Живет под Вольфсбургом.
Маргарита Витько
27 матчей за сборную
Вышла замуж, уехала в Ливан. Сейчас вместе с семьей проживает в Триполи, работает фитнес-тренером.
Татьяна Дудкина
40 матчей за сборную
Провела карьеру в Беларуси, так и не уехав на легионерские хлеба. Работает старшим администратором в одном из минских медицинских центров.
Наталья Агапова
12 матчей за сборную
Ограничилась национальным чемпионатом. Работает тренером в Барановичах.
Марина Братенкова
31 матч за сборную
Продолжила карьеру в Польше, где выиграла Кубок страны. Затем были Хорватия и «Висмар» из бундеслиги. После окончания карьеры осталась в одноименном городке на севере Германии. Работает спортивным педагогом в детском саду, тренирует вратарей любительских команд городского клуба.
Интересно, что Рыженкова и Зуева (впоследствии Рыжевич), покинувшие гандбол в расцвете сил, впоследствии в него вернулись. Снежана развелась после четырех лет совместной жизни, а в возрасте 35 лет дебютировала в составе бобруйской «Березины», отыграла там три года.
Затем получила права, позволяющие управлять грузовым транспортом, и теперь водит многотонные фуры в Европе.
Татьяна так же быстро вышла замуж, затем тоже развелась. Вернулась в гандбол в 28, играла за национальную сборную (33 матча), столичный БНТУ, тольяттинскую «Ладу» и запорожский «Мотор», с которым стала чемпионкой Украины.
Закончила карьеру в 36, успешно работала детским тренером в родной Малорите, затем перебралась в Санкт-Петербург, где является старшим администратором одного из фитнес-клубов.
Эта фото было сделано уже после чемпионата-93, на одной из тренировок «Политехника» в старом спорткомплексе на улице Филимонова. С большой лестницей, которая спускается к потрескавшимся асфальтовым дорожкам стадиона, вытоптанным деревянным помостом и земляной площадкой, на месте которых потом появятся два современных зала.
У всех отличное настроение: в гости к белорускам приехала делегация из Голландии, где накануне гостил «Политехник» — по приглашению земляка, прославленного вратаря минского СКА Анатолия Галузы.
Жизнь, конечно, кажется прекрасной и удивительной — какой же еще она может быть в двадцать лет? И девчонки, понятно, еще не знают о том, что ждет их впереди, но в интервью не боятся мечтать о пьедесталах и медалях топовых турниров.
Но стоят ли самые крутые спортивные победы женского счастья — обычного, тихого и спокойного, с любимыми мужчиной и детьми?
Это, конечно, не дилемма, но, согласитесь, мы имеем немало примеров, подтверждающих этот закон равномерного распределения счастья — и самые удачливые в чем-то одном вечно не добирают в другом. А у этих, кажется, получилось самое главное.
Владислав Кулеш с мамой Натальей
А может, я просто хочу оправдать эту команду — не только самую сильную, но и самую красивую? Во всяком случае, для журналиста, которому и самому тогда тоже было двадцать с хвостиком лет…
Автор: Владислав Сергеев.
Фото: Геннадий Семенов, Александр Шичко.