Азартные игры в русской литературе

Азартные игры в русской литературе

Классика вне времени.

Вы знали, что император Николай I погасил азартные долги Александра Пушкина? А из-за страсти к карточным играм Лев Толстой продал родовое имение? Федор Достоевский и вовсе в молодости не прочь был поиграть в карты, а в зрелые годы увлекался рулеткой. Чтобы выпутаться из долгов, писатель за 26 дней написал роман «Игрок». Подробнее об этом можно почитать тут. Свою страсть к азарту некоторые поэты перенесли на страницы произведений. Мы подготовили подборку любимых игр героев русской классики.

#1 Фараон

Интересно, что герои повести Александра Пушкина «Пиковая дама» проводили время за карточной игрой фараон, которая была популярна среди аристократов еще в 18 веке. К слову, во Франции о ней стали говорить с 1688 года. У игры фараон также есть и другие названия: «штосс», «фаро», «любишь — не любишь» и «подрезать».

Спустя время в некоторых уголках Европы стали запрещать карточную игру. Причиной этому послужил тот факт, что представители высших слоев общества проигрывали в развлечении колоссальные суммы. Эрнст Гофман в новелле «Счастье игрока» писал об этом следующее: «Так, незаметно для себя, пристрастился он к фараону, этой самой простой и, следственно, самой фатальной игре».

В 19 веке о популярной игре узнали в России, в том числе в кругах писателей и поэтов. Знакомые многим герои таких произведений, как «Маскарад» и «Штосс» М. Ю. Лермонтова, «Война и мира» Л. Н. Толстого и «Пиковая дама» А. С. Пушкина любили играть в фараон или, как ее еще часто называли, штосс.

Вы знали, что сюжет «Пиковой дамы» — не плод фантазии Пушкина? Похожую историю автору рассказал один князь, который отыгрался, благодаря выигрышной комбинации. Интересно, что прототипом главной героини повести стала княгиня Наталья Петровна Голицына.

#2 Вист

Вист — командная карточная игра, которая появилась в Англии примерно в начале 18 века. В нее любили играть джентльмены, которые посещали лондонскую кофейню Crown. Вист происходит от английского слова, которое означает «тихий», «молчаливый», «внимательный». Подробнее о развлечении можно почитать тут.

Со временем правила виста изменились и усовершенствовались. Были даже установлены свои законы, этикет и техника игры. Например, Эдмонд Хойл в 1742 году опубликовал «Краткий трактат об игре в вист». Он также обучал аристократов и сам был не прочь скоротать время за развлечением вместе с друзьями.

В России карточные игры были известны уже при дворе царя Алексея Михайловича. А фавориты Екатерины II проигрывали огромные суммы в различные коммерческие игры. Интересно, что вист был одной из самых любимых игр Императрицы. Поэтому при ее дворе «вистовали» даже во время праздников.

Александр Сергеевич Пушкин не мог обойти стороной и эту карточную игру. Как уже упоминалось вначале, русский поэт сам был «картежником», поэтому в произведениях его герои часто играют. Например, в романе в стихах «Евгений Онегин»: «Так точно равнодушный гость на вист вечерний приезжает». О развлечении также писал Гоголь в повести «Шинель», Булгарин в романе «Иван Выжигин». Также вист не раз упоминал Лермонтов в таких работах, как «Княгиня Лиговская» и «Мертвые души»: «Он пробовал об этом не думать, старался рассеяться, развлечься, присел в вист, но все пошло как кривое колесо».

#3 Винт

Винт — популярная карточная игра. Ее прародителем некоторые историки считают вист, преферанс и бридж. Свое название игра получила благодаря выражению «подвинтить контрпартнеров на штраф». В России винт был известен еще с семидесятых годов прошлого столетия. Говорят, что от преферанса игра заимствовала переговоры, а от виста — розыгрыши и некоторые особенности. Помимо этого, карты имеют одинаковый ранг, как в бридже.

Играют в винт, как правило, вчетвером (два на два). Существуют также варианты для меньшего и большего количества участников. При этом используется колода в 52 карты. Отличительная особенность винта в том, что козырь не вскрывается, как в висте.

Карточную игру упоминал Александр Куприн в повести «Гранатовый браслет» и Михаил Булгаков в пьесе «Бег»: «Я как поехал в штаб к Крапчикову, а он меня в винт посадил играть». Леонид Андреев в рассказе «Большой шлем» писал: «Они играли в винт три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам». В нее даже играют герои комедии Александра Островского «Невольницы»: «Сидит он с приятелями, играет в карты, в винт».

#4 Преферанс

Преферанс — карточная игра, на которую в свое время повлиял вист. Эксперты в мире азарта разделились во мнениях по поводу истории появления игры. Как и «шекспировский вопрос», до сих пор не ясно: преферанс придумали французы или же русские аристократы? Однако, некоторые историки все же придерживаются первой теории, так как название игры имеет французские корни.

Согласно некоторым источникам, преферанс стал распространяться по территории России в 19 веке: в эпоху Пушкина играли в Петербурге и Москве, а с 40-х годов о развлечении узнали в губерниях России. Есть даже информация о том, что игра проходила без записи. После каждой раздачи игроки рассчитывались деньгами или фишками. Чтобы систематизировать выплаты, был составлен прейскурант, с которым могли ознакомиться все участники.

Проводили игру, как правило, втроем или вчетвером. Однако в последнем случае, есть игрок, который отвечает за прикуп. Отсюда и пошло выражение: «сидит на прикупе». Если игроков всего двое, тогда игра проходила по правилам одной из разновидностей преферанса — гусарки.

Иван Тургенев в «Записках охотника» писал: «Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс». А Михаил Салтыков-Щедрин в произведении «Культурные люди» упоминал развлечение в следующем контексте: «Играйте друг с другом в преферанс, ездите друг к другу в гости, угощайтесь, упивайтесь, прелюбодействуйте!»

#5 Бостон

Бостон — карточная игра 18 века. Некоторые историки считают, что ее придумали французы в 1770-х годах. В бостон любили играть еще со времен Войны за независимость США. Своему названию развлечение обязано одному из ключевых мест и этапов в этой войне.
В бостон играли вчетвером. Как правило, использовали колоду из 52 карт и фишки, которые делили поровну между игроками. Во многом развлечение похоже на вист, однако есть отличительные особенности.

Сейчас существует множество вариантов игры. Одним из самых популярных является французский бостон. Благодаря симбиозу и влиянию других карточных игр, на свет появились похожие развлечения: знакомый преферанс, скат и двадцать пять.

В бостон любил играть Александр Пушкин, поэтому об этом развлечение говорили и герои романа в стихах «Евгений Онегин»: «Ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд, ни вздох нескромный, ничто не трогало его, не замечал он ничего». Бостон упоминал в романе «Герой нашего времени», в главе «Фаталист», Михаил Лермонтов: «Однажды, наскучив бостоном и бросив карты под стол, мы засиделись у майора С*** очень долго». Также в «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина: «Не успели глуповцы опомниться от вчерашних событий, как Палеологова, воспользовавшись тем, что помощник градоначальника с своими приспешниками засел в клубе в бостон».

Подобно дуэлям, карты выбирали отважные, смелые и романтические личности. Поэтому главные герои русской классики так мужественно бросают вызов самой Фортуне или пытаются подобрать ключ к «формуле удачи».

Автор: Юлия Новикова.

Фото: blogrider.ruartuk.org

0

0

0