Белорусская легенда «Краснодара» Александр Мартынович решил бросить себе новый вызов в карьере. Отыграв 14 лет на бескрайних просторах российского чемпионата, экс-капитан сборной Беларуси покинул «Рубин» и отправился покорять степи казахские в «Кайрат» из Алматы, где выступает под руководством небезызвестного Александра Кержакова.
Bet News поговорил с Мартыновичем о свежем переходе, Евро-2024, жене из шоубиза, перспективе возвращения в чемпионат Беларуси и много о чем еще интересном.
— Как проходит ваша адаптация в «Кайрате»?
— Пока осваиваюсь, привыкаю к новому чемпионату, к новым ребятам, к требованиям тренера. Присоединился к команде после отпуска, полноценной предсезонной подготовки не было. Потому пока набираю форму, втягиваюсь.
— 14 лет вы играли в российском чемпионате. Как после него вам в чемпионате Казахстана?
— Пока я провел лишь один матч. Мы играли с «Астаной» и победили со счетом 3:1. «Астана» — это команда с именем, с хорошим составом, участвовавшая в групповом этапе еврокубков. Потому на фоне этого клуба все смотрится очень даже неплохо.
— Вы с Александром Кержаковым не один год играли друг против друга в РПЛ. С кем еще, кроме главного тренера, были знакомы до перехода в «Кайрат»?
— C Виктором Васиным. С Русланом Алексеевичем Анджинджалом. Сейчас вот Валерий Громыко присоединился к команде. Больше особо и ни с кем. В «Кайрате» молодая команда, где последние пару лет делают ставку на воспитанников своей академии. Сейчас эти ребята окрепли и составляют костяк. Знакомлюсь с ними.
— В Алматы климат, наверное, схож с краснодарским, в котором вы прожили десяток лет?
— Да, сейчас в Алматы довольно тепло. Но, думаю, в Краснодаре климат все же потеплее. Вообще, как мне ребята рассказали, Алматы прекрасен тем, что здесь ярко выражена каждая пора года.
— Были ли у вас варианты возвращения в чемпионат Беларуси? Минское «Динамо» после долгого перерыва вскоре стартует в Лиге чемпионов. Вас не просили помочь родному клубу?
— На самом деле в этом году в сторону чемпионата Беларуси я даже не смотрел. Да, две недели был в отпуске в Минске, но даже разговоров таких не было.
— Значит, в ближайшем будущем не видите себя в чемпионате Беларуси?
— Ближайшие полтора года точно не вижу. А там посмотрим.
— Сейчас ваш дом — это Краснодар?
— Пока да. Буду стартовать оттуда.
— Из-за того, что там прожили много лет, или из-за близости моря?
— Одно из главных заблуждений в том, что в Краснодаре море рядом:) Чтобы доехать до него из города, нужно, наверное, часов пять. Когда я приехал в Краснодар в 2010 году, людей было поменьше, поэтому можно было добраться за два — два с половиной часа. А сейчас очень много людей и машин, траффик сумасшедший. А так, конечно, то, что столько лет выступал, сыграло свою роль, что пока мой дом там. Да и жилье свое в Краснодаре.
— В 2010 году вы переходили из минского «Динамо» в тогда еще молодой клуб из ФНЛ. Могли подумать, что эта команда станет грандом российского футбола, а вы — легендой «Краснодара»?
— Наверное, нет. Я приехал молодым футболистом и подписал контракт на три года. Очень доволен и счастлив, как у меня все сложилось в «Краснодаре». Слава богу, что так все получилось.
Все о белорусах в Лиге чемпионов: матчи, голы, рекорды…
— Но в 2010-м вы были одним из самых перспективных футболистов чемпионата Беларуси, а перешли всего-то в клуб-новичок российского второго дивизиона…
— На самом деле мне кажется, что российский второй дивизион был покрепче, чем сейчас. Да, в чемпионате Беларуси тогда выступала команда, которая регулярно играла в группе еврокубков, но в российском Д2 было достаточно клубов с серьезными финансами и задачей выхода в премьер-лигу. Когда я впервые заехал на клубную базу, понял, насколько серьезны планы по развитию у «Краснодара».
— Поддерживаете ли вы связь с Сергеем Галицким?
— Его контакты у меня есть, мы поздравляем друг друга с днем рождения. Но чтобы поддерживать какие-то более дружеские контакты — это все же не тот уровень. Хотя, когда я играл в «Краснодаре», Сергей Николаевич всегда интересовался делами футболистов и жил внутри. Думаю, сейчас так же.
— Кратко охарактеризуйте Галицкого как футбольного управленца.
— Это человек, который очень любит футбол, который много делает для футбола. И готов многим пожертвовать ради него. Как мне кажется, футбол — это его жизнь.
— После долгих лет в Краснодаре вы перешли в казанский «Рубин». Как оцените период в этом клубе?
— Я очень доволен, мне там понравилось. «Рубин» — это клуб с историей, с серьезными амбициями. И город очень классный. На протяжении двух лет очень комфортно себя там чувствовал.
— Ощутили в Казани татарский колорит?
— Сам по себе я компанейский человек, и у меня не было никаких проблем. Знакомился и общался там с людьми, в том числе и с местными ребятами. Люди везде люди — есть хорошие, есть плохие.
— Когда готовился к разговору, прочитал ваши интервью после перехода в «Кайрат». Главный вопрос там: когда вы завершите карьеру? Как вы относитесь к таким вопросам, в которых определенно есть элементы эйджизма?
— Стереотипы. У нас же сразу после 30 футболистам задают подобные вопросы. А возраст — это не главное. Сейчас многие смотрят чемпионат мира, и там есть и 17-летние, и 41-летние. В футболе все зависит от того, как ты себя чувствуешь, от твоего физического состояния, а не от даты в паспорте. Раньше ведь мало кто доигрывал даже до 32, а сейчас, наверное, в среднем заканчивают лет в 36.
Люди стали более профессионально относиться к карьере и здоровью. Плюс с развитием науки и технологий появилось больше процедур. Так что футбольный век однозначно увеличился. Вы посмотрите, как на Евро-2024 играют многие футболисты под 40, какой уровень держат. Да и плохая физическая форма не имеет привязки к возрасту, она может быть и в 25, и в 35 лет.
Как могла бы выглядеть заявка сборной Беларуси на Евро-2024?
— За Евро следите?
— По мере возможности стараюсь смотреть матчи. Но пока живу на базе, есть один нюанс. Так как в команде много молодых футболистов, то здесь после 23:00 отключают интернет. И не все поздние матчи получается посмотреть из-за этого. А когда покупаешь казахстанскую симку, то к качеству интернета есть вопросы.
— Какая команда больше всего удивила вас на Евро?
— Грузия. Не секрет, что грузины многих удивили своей игрой и организацией. Думаю, что сборная Грузии влюбила в себя многих болельщиков.
Сказке конец. Как в Грузии провожали свою сборную с дебютного Евро
— Вы следили за многими чемпионатами Европы. По вашему мнению, уровень турнира меняется?
— Уровень всегда высокий. Единственное, за последние 10-15 лет уровень сборных очень подравнялся. Те команды, которые были чуть-чуть ниже рейтингом, очень приблизились к лидерам. Раньше было тяжело представить, что сборная Италии может без шансов уступить Швейцарии, а словаки до последнего будут навязывать борьбу англичанам.
— В современном мире многие футболисты стали медийными звездами и блогерами. У вас в инстаграме сейчас почти 15 тысяч подписчиков. Не думали дальше раскручивать свой медийный потенциал?
— Инстаграм завел относительно недавно, лет 5-6 назад. Я не активный пользователь социальных сетей и не особо уделяю им внимание. Это, наверное, неправильно с моей стороны, но пока не хватает на это времени.
— На рост числа подписчиков повиляло то, что ваша жена из шоу-бизнеса (Карина Притченко — певица, участница поп-группы INIMA, бывшая бэк-вокалистка Джигана. — прим. Bet News)?
— На самом деле она уже не в шоу-бизнесе, а в делах семейных: воспитание ребенка, быт... Очень жду, когда найду здесь подходящее жилье, немного обустроюсь и они приедут ко мне. Одним из ключевых факторов в выборе команды был город. Нужен был комфортный город, чтобы я мог приехать туда вместе с семьей.
— А как вы познакомились со своей нынешней супругой?
— У нас была общая знакомая. И я попросил ее нас познакомить. Все просто.
— Вы слушаете ее песни?
— Да, мне нравится группа INIMA. Они молодцы. Думаю, у них все получилось бы, но они образовались в не самый благоприятный период — во время пандемии, когда все было закрыто. Попали немного не в то время.
— Когда ребенок подрастет, вы будете не против возвращения супруги на эстраду?
— Если ей это будет интересно, то почему бы и нет? Я никогда ее ни в чем не ограничивал. Пока она сделала выбор, что семья и ребенок на первом месте. Да и когда мы сошлись, я был игроком «Краснодара», и перед ней стоял выбор: оставаться в Москве и в шоу-бизнесе либо переезжать ко мне в Краснодар.
— Ваши дочери от первого брака не пошли по вашим стопам, не занимаются футболом?
— Футболом — нет. Старшая дочь на любительском уровне для поддержания формы занимается легкой атлетикой. А младшая ходит на художественную гимнастику.
— Со своими друзьями юности по минскому «Динамо» поддерживаете общение?
— Да. С Антоном Путило, Олегом Веретило, Сергеем Кисляком мы очень близкие друзья.
Как выглядели белорусские футболисты, когда им был 21 год
— Что для вас теперь Минск?
— Минск — это моя любовь и мой родной город. Вполне возможно, вернусь туда на постоянное место жительства. Повторюсь, Краснодар для меня будет как старт после завершения карьеры футболиста. Очень хочется и дальше оставаться в футболе, и пока это будет проще всего сделать, начав трудовую деятельность в ФК «Краснодар».
Блиц!
— Море или горы?
— Море.
— Книга, которую вы сейчас читаете?
— В основном читаю сейчас книги по менеджменту.
— Любимый фильм?
— «Операция »Ы«.
— Место, где еще не были, но очень хотите побывать?
— Австралия.
Автор: Никита Пастухов.
Фото: пресс-службы ФК »Кайрат«, ФК »Рубин«, ФК »Краснодар", Александр Шичко, ftbl.ru, страница Александра Мартыновича в Instagram.