Как могла бы выглядеть заявка сборной Беларуси, если бы команда каким-то чудом попала на чемпионат мира?

Как могла бы выглядеть заявка сборной Беларуси, если бы команда каким-то чудом попала на чемпионат мира?

Заполнили 26 слотов.

На сегодня сборная Беларуси далека от футбольных топ-турниров, насколько это возможно. Надеемся, когда-нибудь — еще при нашей жизни — она там все же побывает. А сейчас нам только и остается, что фантазировать. И в этом плане интереснее всего поиграть в «Football Manager» и набросать возможную заявку белорусов, как если бы они каким-то необъяснимым образом отобрались на чемпионат мира в Катаре.

Своей задачей мы видели собрать максимально сильный состав здесь и сейчас, без поднадоевшего «на перспективу». Такой, в котором каждый при необходимости был бы способен выйти и помочь. Мы не смотрели на возраст футболистов, их жизненные взгляды и другие привходящие факторы — только на уровень, опыт и игровую практику. Именно поэтому некоторые возрастные исполнители «возобновили» карьеры в сборной: кто же в здравом уме откажется от возможности сыграть на чемпионате мира?

Вратари

Впрочем, первым номером на вратарской позиции видится молодой игрок — 19-летний Андрей Кудравец из БАТЭ. 14 «сухих» матчей в минувшем сезоне высшей лиги (больше всех) и сэйвы в концовке товарищеского матча с сирийцами подтверждают: на сегодня это сильнейший белорусский голкипер.

Естественно, нужен в заявке и надежный опытный вратарь, и лучше всего под эту характеристику подходит 34-летний Сергей Черник. Он выиграл конкуренцию у Максима Плотникова в «Шахтере» и вышел на отличные показатели к финишу чемпионата: два пропущенных мяча в семи последних матчах.

Третий номер — 32-летний Филипп Войтехович. В составе своего «Вернаму» он насобирал больше всего сэйвов в минувшем сезоне шведской лиги (113). А еще его приглашение стало бы хорошим месседжом всем игрокам: совершаете скачок, перезагружаете карьеру, выходите на пик даже в солидном возрасте — и вы в сборной.

Прямо сейчас эта троица выглядит сильнее и надежнее конкурентов: Егора Хаткевича, того же Плотникова и Павла Павлюченко, которому также не хватает игровой практики.

Защита

В поле на каждую позицию мы подыскали по два (а то и по три) исполнителя. Универсала Дениса Полякова рассматриваем прежде всего как правого защитника. Дополнительная опция — один из трех центральных. Несмотря на результативную ошибку в матче с Оманом, уровень Денис держит. Немаловажна и стабильная практика в чемпионской «Астане» (18 игр, один гол).

На роль напарника Полякова возвращаем в сборную Николая Золотова. Не самый активный впереди, но цепкий, работоспособный, с характером, что и требуется на фланге. С игровым временем тоже порядок: Николай поучаствовал в 9 из 13 матчей середняка «Колоса» в нынешнем розыгрыше чемпионата Украины. В целом позиция закрыта хорошо. Других кандидатов (Данилу Нечаева, Глеба Шевченко, Романа Юзепчука) Поляков и Золотов превосходят прежде всего в надежности в оборонительных действиях.

За противоположный фланг не так спокойно, зато он предполагается более атакующим. И Кирилл Печенин, и Владислав Малькевич любят подключаться и неспроста часть карьеры провели в полузащите. Печенин востребован Марцелом Личкой в «Оренбурге», производящем хорошее впечатление в РПЛ (провел 13 матчей из 17). А кроме того, полезен как один из исполнителей «стандартов», в чем мы убедились в матче с сирийцами. Малькевич выдал лучший сезон в карьере (4+7 в высшей лиге), а ведь еще четыре года назад будущее было неясным из-за проблем со здоровьем.

Особых альтернатив слева в защите и нет. В «Шахтере» и минском «Динамо» на этой позиции укоренились легионеры, а Максим Володько предпочел борьбе за место в сборной андоррскую экзотику.

В центре обороны не обсуждается кандидатура Сергея Политевича. Отдельные ошибки, в том числе в матче с сирийцами, не меняют общую картину. Меньше травм, чем обычно, роль одного из лидеров «Шахтера», четыре забитых мяча, очередное золото — лучший сезон за последние четыре года.

Захар Волков и его «Химки имеют свойство вляпываться в скандальные истории, но мы договорились: здесь речь только о футбольных качествах. А в этом плане Волков нам вполне подходит. Пусть подмосковный клуб и один из аутсайдеров РПЛ, белорус в нем заметный персонаж: 10 матчей из 17 (при травме осенью). С учетом возрастного центра защиты важно и то, что Захар сравнительно молод — 25 лет.

А возрастной он во многом потому, что по такому случаю можно договориться о возобновлении карьеры в сборной с Егором Филипенко. Тем более за национальную команду он не доиграл: последний матч провел в 29 лет. Сейчас, в 34, защитник вполне тянет уровень РПЛ. Стал полезным игроком у Виктора Гончаренко в »Урале«, провел 7 матчей в чемпионате и Кубке, забивает (пусть иногда и в свои ворота). Опыт, игровые и лидерские качества Филипенко явно пригодились бы.

То же касается и его давнего друга Михаила Сивакова. Перед сезоном Личка называл белоруса лучшим защитником »Оренбурга". А по его ходу сделал Сивакова самым востребованным игроком команды: пропущен только один матч РПЛ. Как и в случае с Филипенко, плюсы в виде регулярной практики на неплохом уровне, опыта, способности дать качество перевесили минусы (возраст, падение скорости). И обусловили предпочтение перед более молодыми Максимом Швецовым и Александром Павловцом. Выиграл виртуальную конкуренцию Сиваков и у Александра Мартыновича.

Полузащита

Та-да-да-дам, барабанная дробь — еще одно возвращение. Станислав Драгун! Как и в случае с приятелями и партнерами по бронзовой «молодежке», вряд ли его роль — это три матча по 90 минут (или даже 100-110 с учетом тенденций ЧМ-2022). Скорее — отдельные игры или отрезки. Поздний Драгун, может, и не так ярок, но он едва ли не лучше всех в Беларуси чувствует момент для паса или удара, что доказывают 10+3 по системе «гол+пас» в высшей лиге.

Трудно представить, что при таком вечере встреч выпускников сохранит статус капитана Евгений Яблонский. Однако место в составе — вполне. Пусть даже игровой практики в «Арисе» ему недостает: лишь два «старта» в этом сезоне, правда, и два «ассиста» в чемпионате Кипра. Но у опорника есть нужные качества (дисциплинированность, цепкость, желание поддерживать атаки), которые ценны и для обновленной сборной.

Связка Яблонского с Кириллом Капленко не сказать чтобы поразила воображение в матчах со сборными Сирии и Омана, однако выглядит перспективно. Можно по-разному относиться к тому, как парень строит карьеру на уровне сборных, но потенциально команда способна получить усиление в его лице. В спаррингах в ОАЭ бросалась в глаза хорошая работа с мячом, в которой угадывалась школа «Краснодара» и «Зенита». Тот же Личка утверждал, что Капленко-младший как минимум на голову выше всех на своей позиции в Беларуси, и подтверждает слова доверием (10 матчей в РПЛ).

Не обойтись нам без Макса Эбонга. В стране не так много исполнителей, умеющих сыграть нестандартно. Если судить по сборной, прогресс парня немного застопорился. На клубном уровне же все как будто хорошо: чемпионство с «Астаной», место в основе, неплохая статистика (2+6 в 23 матчах). Но, кажется, ему не помешали бы перемены в карьере, и к этому дело и движется.

Глубины состава в центре поля добавит Денис Гречихо, способный сыграть на нескольких позициях. Пусть даже в недавних спаррингах от него ожидали большего. Между прочим, это третий ассистент высшей лиги — 8 результативных передач. Плюсуем к этому 4 гола — и получаем лучший сезон в карьере.

Где Гречихо — там и его приятель Артем Концевой. Если нынешней осенью он играл на уколах за «Динамо», то уж за сборную на таком уровне должен потерпеть и подавно. Если бы не травма и не пропуск части сезона, статистика (3+5) была бы симпатичнее. Скорость, техника, креатив на фланге — другого настолько ярко выраженного вингера в нашей заявке нет.

А вот Павел Савицкий уже сыграл за сборную с травмой — с переломом пальца. И даже забил в том матче против казахов — пусть и головой. Гродненец вернулся в национальную команду спустя полтора года и даже в том своем состоянии показал: пауза не должна была быть такой долгой. При всех вопросах к Савицкому в Беларуси немного равных ему в плане техники и исполнения. И опять же: если бы не травма, голов в этом сезоне было бы и больше девяти.

Не помешает нашей сборной и Валерий Громыко из БАТЭ. На своем пике в «Шахтере» креативный полузащитник действовал ярче, но по цифрам это лучший сезон в карьере: и в плане наигрыша (29 матчей), и в смысле результативных действий (5+5).

Последнюю вакансию отдадим плеймейкеру Илье Черняку. Конечно, концовкой сезона он существенно понизил свои котировки. В девяти последних матчах высшей лиги за «Шахтер» у него ни одного результативного действия. И, кажется, такой серии не было бы, если бы не совершенно необоснованные «психи» после замен, которые вылились в дисквалификацию на поединок с «Арсеналом» и проигрыш конкуренции Егору Карпицкому. Однако даже подобный спад не помешал Черняку попасть и в топ-10 самых полезных футболистов чемпионата (7+6), и в нашу команду. Из его креативности и техничности, прокачанных за годы игры в мини-футбол, можно извлечь профит для сборной.

Прямо сейчас все эти исполнители выглядят интереснее конкурентов: Владислава Климовича, Александра Селявы, Никиты Корзуна, Юрия Кендыша, Юрия Ковалева, Александра Карницкого... Ближе остальных к списку-26 были Антон Шрамченко и Валерий Бочеров, но сказался недостаток опыта на уровне сборных. У Ивана Маевского и Сергея Кисляка с этим все хорошо, но одному не хватает практики, а другому уже трудно выдерживать длительные интенсивные отрезки.

Нападающие

Несмотря на поспешные селфи, трудности коммуникации, неоплаченные штрафы и другие сторонние факторы, Виталий Лисакович остается лучшим белорусским нападающим. А пожалуй — и самым талантливым футболистом поколения вообще. Если уж и сваливаться в ФНЛ, то показывать себя так, как он, — 8 голов в 16 матчах за «Рубин» и второе место в списке бомбардиров. Лисаковичу-старшему надо возвращаться и в сборную, и на более высокий клубный уровень.

Для тактического разнообразия и не только необходим в составе и большой нападающий, а таргетмена лучше Ильи Шкурина у нас сейчас нет (Николай Сигневич и Денис Лаптев явно не в форме). Тем более Илья снова дает поводы говорить о себе не только как о человеке, но и как о футболисте. В последнее время мы вспомнили, что вообще-то Шкурин умеет забивать, и помногу (8 голов в 11 встречах за «Маккаби» из Петах-Тиквы), а еще что он обладает непростым характером (история с перепалкой с болельщиком и дисциплинарным делом).

Не с нашими результатами и кадровым состоянием размышлять, вызывать ли лучшего бомбардира чемпионата из числа белорусов, забившего 20 мячей в 27 матчах. Сделать статистику еще красивее в ноябрьских матчах за сборную Владимир Хващинский не смог, но важно, что моменты возникали. Форвард «Минска», имеющий хорошие шансы стать игроком года в Беларуси, верно заметил, что после 30 он раскрылся и стал хладнокровнее.

Если уж задаваться целью собрать лучших, то надо вспоминать и о других «старичках» — Максиме Скавыше и Михаиле Гордейчуке. На их стороне опыт участия в молодежном топ-турнире, Олимпиаде и еврокубках, способность сыграть сразу на нескольких позициях в атаке, добротное, по нашим меркам, исполнительское мастерство и неплохая статистика: у нападающего «Шахтера» — 9+5, у игрока брестского «Динамо» — 5+6 за полсезона. В этом плане они смотрятся выгоднее Егора Богомольского, Ивана Бахара, Евгения Шикавки...

Наконец, роль джокера — оживить, взорвать игру в концовке — доверим вундеркинду Артему Шуманскому. Почему-то у нас, в отличие от многих других стран, есть боязнь вводить в состав сборной ультрамолодых футболистов. Но когда игрок уже в 17-18 лет демонстрирует редкие качества и бывает очень полезен, почему бы этим не воспользоваться? Если бы нападающему БАТЭ посчастливилось съездить на топ-турнир в таком возрасте, им могли бы заинтересоваться клубы даже поинтереснее «Спартака», «Краснодара», «Крыльев Советов», «Ариса» и ЛАСКа.

Фото: пресс-службы АБФФ, ФК Шахтер, Александр Добриян, Krister Andersson/Bildbyrån.

Автор: Сергей Мордасевич

0

0

0

0

0