Экс-гандболист сборной Беларуси, СКА, клубов Румынии и Швейцарии Алексей Хадкевич не устает поставлять поводы для общения. Сначала один из самых талантливых игроков поколения 1994-1996 завершает карьеру в 28 лет из-за проблем со спиной — как не поговорить? Затем, спустя 3 года, разыгрывающий-полусредний возобновляет выступления во втором дивизионе Betera-чемпионата Беларуси в клубе «МАЗ-Орша» из родного города — мимо такой красивой истории также не пройти.
Экс-сборник возобновил карьеру, чтобы помочь клубу из родного города
Наконец, накануне дебюта команды в элитном дивизионе 31-летний Хадкевич становится ее главным тренером — и здесь тоже, конечно, не обойтись без обстоятельного разговора.

— Еще пять месяцев назад ты был вне гандбола, а сейчас главный тренер команды из родного города. Как это стало возможно?
— Первое и самое важное — образовался клуб. По доброте душевной решил помочь ему выйти в плей-офф второго дивизиона: мой первый тренер Василий Владимирович Фоменко работал там главным. Так закрутилось-завертелось.
А потом счастливый случай. Был приятно удивлен, что у Владимира Николаевича Коноплева я на хорошем счету. Хотя мы долго не виделись, не общались, у него обо мне осталось хорошее впечатление. И в принципе то, что на этот сезон я главный тренер, на 80% его заслуга.
— Инициатива исходила от него?
— Да. Изначально он сказал: приезжай, давай поговорим. Встречались я, Владимир Николаевич и Сергей Борисович Репкин. И Владимир Николаевич сразу с места в карьер: давай, давай, давай. Почему нет? Я как бы за. Получается, он доверился мне, а я — ему.
Владимир Коноплев: большей демократии, чем у меня, нет нигде
— Из двух предыдущих твоих интервью сложилось впечатление, что ты не особо горел гандболом, тебя больше увлекали уже другие жизненные сферы. Почему же тогда решил снова глубоко в него погрузиться? Привлекла именно роль главного тренера?
— Начнем с того, что да. Я четко понимал, что если есть возможность быть главным, то мне это интересно.
Объясню. Я не наелся гандболом, и он мне не надоел. Мое тело больше не способно было давать хороший результат, на который я рассчитывал. А размениваться на что-то другое никакого желания не было. Философия такая, что чем бы человек ни занимался, ему, во-первых, должно это нравиться, а во-вторых, он должен эту работу выполнять качественно.
Когда приходил в гандбол, когда поступал в Суворовское военное училище, главным моим желанием было стать олимпийским чемпионом. Почему я, например, пошел в СКА, а не во вторую команду минского «Динамо»? Хотя было такое предложение — с возможным подключением к первой команде. Я четко знал, что СКА — это кузница кадров, это Спартак Петрович Миронович. По профессиональным и человеческим качествам это лучший тренер в моей карьере. Реально глыба и очень фундаментальный человек.

Так вот, почему главный тренер? Потому что я хочу этого и постараюсь свою работу выполнять качественно. Мое физическое состояние, прооперированное колено, плечо к этому роду деятельности никакого отношения не имеют. Здесь больше будут задействованы умственные способности, человеческие качества, умение доносить информацию до людей. Поэтому я и согласился.
— В своей работе будешь ориентироваться на тренерские методы Мироновича?
— Отчасти. Постараюсь брать лучшее у всех, кто меня тренировал. У Спартака Петровича могу смело взять часть его философии о том, что любой игрок в первую очередь должен обладать многими сильными индивидуальными качествами.
Хочу, чтобы мои игроки прежде всего были сильны духом и обладали высоким уровнем индивидуального мастерства. А уже следующая ступень — броски, видение площадки, передача, ловля мяча в движении, защита, тактика. Это фундамент, он должен быть большим, крепким, чтобы построить какой-то дом
— А свои тренерские идеи уже успели появиться?
— Моя тренерская идея состоит в том, что я за индивидуальный подход к каждому игроку. Не знаю, как это будет проявляться с течением времени. Возможно, я заблуждаюсь.
И дисциплина. Мой кум — Слава Солдатенко, недавно к нам на мастер-класс приезжал Никита Вайлупов, в Минске пересекался с Артемом Корольком. Общаясь с ними, прекрасно понимаю, что в основе всего — отношение к делу, профессионализм.
Солдатенко заменит в «Войводине» вратаря, контракт с которым расторгли из-за посещения концерта

С Вячеславом Солдатенко
Очень важно с самого начала прививать молодым игрокам: ребята, все в ваших руках. От вас зависит намного больше, чем вы думаете. Если вы приходите на тренировки 10 раз в неделю, это еще не делает вас профессионалом даже на 20-30%. Профессионал — это образ жизни, мышления, то, как вы относитесь к делу, какие цели перед собой ставите. Пытаюсь быть для ребят наставником.
— Как, кстати, восприняли твое назначение игроки и Василий Фоменко?
— Отлично, отлично. Василий Владимирович был очень рад. Говорит: хорошо, здорово, слава богу, я так рад, давай. К слову, он будет вторым тренером. Мне важно его нахождение рядом, потому что у человека колоссальный опыт. Конечно, здорово, что есть такой старожил. В случае чего можно что-то уточнить, выслушать его мнение и сделать выводы.
С игроками панибратских отношений абсолютно нет. Я сразу сказал: ребята, в пределах нашей профессии я главный тренер, вы игроки, а за пределами — пожалуйста, абсолютно нормальное общение.
— На тренировках они с тобой на «ты» или на «вы»?
— На «вы». Для меня это принципиальный момент в плане соблюдения субординации. В бытность игроком никогда не позволял себе — ни за спиной, ни в глаза — панибратское отношение к тренерскому составу. Даже если кто-то не нравился, я в любом случае эту грань не переходил. И здесь у меня точно такая же философия. Даже если я кому-то из игроков не буду нравиться, тоже хочу, чтобы ко мне относились уважительно. Это к разговору о дисциплине.
— Сам планируешь выходишь на площадку в следующем сезоне?
— Скажу честно: у меня есть такая идея. Ребята в команде неплохие. Но после трех недель тренировок не вижу ярко выраженных лидеров. Посыл такой, что если гандболисты за последние 2-3 месяца игры во втором дивизионе не успели набраться опыта, не увидели, как это должно быть, можно собственным примером показать им, что в команде нужны лидеры.

Но тренировочный процесс занимает очень много времени. Если я буду концентрироваться на своей игре, к сожалению, ничего не смогу дать ребятам. И я не хочу занимать чье-то место на площадке. Пускай лучше молодой гандболист играет, ошибается, старается, допускает ошибки, встает, падает… Понимаю, что время, когда можно было осуществить свое желание стать олимпийским чемпионом в роли игрока, к сожалению, давным-давно упущено. А у молодых ребят все впереди.
Моя идея — берите, хватайте, рвите, дерзайте, боритесь, и все будет хорошо.
— То есть, скорее всего, не будешь играющим тренером?
— Скорее всего, нет. Если только буду понимать, что совсем никак, тяжко… Молодой игрок должен жить гандболом, видеть картинку профессионала перед глазами, понимать, как он себя ведет, как играет. Почему было хорошо, когда в Минске выступали «Виктория-Регия», «Динамо», СКА, постоянно приезжал Брест?
Мы ходили на эти игры и реально видели гандболистов, какими стремились стать сами. Эта картинка перед нами была более осязаемой, чем сейчас у молодых ребят. К нам в Суворовское приезжал Сергей Алексеевич Рутенко, проводил мастер-класс.
Почему я пригласил Никиту Вайлупова? Конечно, я еще хотел, чтобы приехал Артем Королек, но у него немножко не получилось. Чтобы молодые гандболисты посмотрели, как выглядит профессионал, как он выполняет упражнения, как относится к себе, своему здоровью, своему телу.

Гандболисты, ставшие 6-ми на ЧМ-2025 (U-21). Как это было и где они сейчас
Никита Вайлупов перебрался в чемпионат Португалии
— Будучи игроком, вел конспекты тренировок?
— Нет. Никогда этим не занимался.
— То есть не думал, что когда-нибудь станешь тренером?
— Нет, абсолютно нет. Сейчас покопался в голове, вспомнил, что мне нравилось, заходило. Но если мне не нравились какие-то упражнения Спартака Петровича, это не значит, что они не полезны и я их не буду давать. Конечно, буду.
В интернете очень много информации. Самое главное — желание. Но пока у нас щадящий режим. Какое-то время будет идти притирка. Пока не свирепствую.
— В прошлом интервью ты рассказывал, что восстановился в универе, работаешь на крупном СТО, параллельно у тебя пункт выдачи Ozon. От чего-то пришлось отказаться?
— Во время отпуска сдал летнюю сессию в универе. Получилось интересно. Из-за изменения программы за три с половиной месяца сдал 24 академические задолженности.
Пункт выдачи Ozon и дальше будет работать. А вот с работой на СТО мне пришлось попрощаться. По одной простой причине: надо выбирать. И я сделал выбор в пользу гандбола.
— Это было сложно?
— Не особо. На предыдущей работе у меня был график 3 через 3 с 8 утра до 8 вечера, и все более чем устраивало. Адекватный собственник. Нравился рабочий коллектив. И сама по себе работа довольно интересная. Это жизнь. Для того, чтобы выполнять свою работу хорошо, ей нужно уделять время и отдаваться. В данном случае сопряжение было бы не на пользу никому. Ни там, ни тут.
— Присутствие на той вашей встрече заместителя председателя БФГ и ректора БГУФК Сергея Репкина означает, что у вас будет тесная связка с университетом физкультуры?
— Ну да. В январе набирается группа по переобучению. И поскольку я восстановился в БНТУ на четвертом курсе, у меня есть возможность параллельно пойти на переобучение по узконаправленной специальности «Тренер по гандболу». С января буду учиться в двух университетах.

— Имею в виду еще и связи между СКА-БГУФКом и «МАЗ-Оршей». Несколько игроков из второй команды армейцев вы уже взяли.
— Да, это воспитанники Сергея Сергеевича Костромы, тоже моего тренера. Неплохие ребята. У них есть определенная база, но и есть над чем работать. Когда человек проходит школу СКА, на фоне других игроков он смотрится немножко предпочтительнее. Но на первой тренировке я сказал: ребята, у меня нет любимчиков и не будет. Самое главное, чтобы вы хорошо тренировались и показывали результат. А кто его будет давать, доморощенный парень из Орши или приезжий игрок из системы СКА, покажет честная конкуренция.
Сейчас у нас есть небольшие кадровые проблемы. И как мы их будем закрывать, пока не особо понятно. Но в любом случае играть будем и будем сражаться.
— Какая задача стоит перед командой в первом сезоне в элите?
— Первый сезон будет вкатывающим. Посмотреть, на каком свете находимся. Владимир Николаевич Коноплев все понимает.
Цель для команды называть не стану. Однако персонально для себя ставлю задачу постараться попасть в тройку.
— Но ты же понимаешь, что это очень трудновыполнимая задача?
— Ну так если не ставить перед собой высокие цели, то нечего и заниматься. Если мы поставим перед собой задачу просто быть, то я вообще не вижу никакого смысла в тренировках.
Получится — будет супер. Не получится — это спорт, это жизнь. Надеюсь, что по окончании сезона все с чистой совестью положат руку себе на грудь и скажут: мы сделали все, что могли.
— Домашние матчи будете играть в Орше?
— Да. У нас отличная, достойная база. Недалеко от Орши есть населенный пункт — Бабиничи. Там был ФОК, который 2-3 года назад прошел реконструкцию. В нашем распоряжении отличная площадка. У нас хороший, современный тренажерный зал. Есть борцовский зал, зал для занятий фитнесом, своя сауна. Плюс — бильярдный стол и пара столов для настольного тенниса.
— Матчи против СКА будут для тебя особенными?
— Я бы не сказал. На самом деле первое время мне надо будет очень многому учиться. Все-таки это новая ступень в моей жизни. А в карьере тренера — вообще первые шажки.

С Димой Никуленковым мы вместе играли, пересекались в сборной. И в принципе я думаю, что Дима — хороший пример для подражания. В большей степени задача — учиться и перенимать лучшие черты. Глядя правде в глаза, скажу, что первое время обыграть будет невозможно. А когда это станет возможно, мне будет уже неважно, СКА это, «Машека», Гродно или тот же Брест. Везде цель будет одна и та же.
Дмитрий Никуленков: у нас бьют не по паспорту, а по лицу
— Какие у тебя амбиции в тренерской деятельности? Можешь ли уже сказать, что для тебя это всерьез и надолго?
— Мы разговаривали об этом с Владимиром Николаевичем, чуть позже еще раз встречались. И он сказал: Леша, будет тяжело, но самое главное — не бросай. Я искренне верю, что это надолго. И цель моя как тренера в том, чтобы мои игроки, воспитанники были востребованы. Для меня это будет, наверное, самым важным тренерским показателем. Понятное дело, что есть и материальная составляющая, и личные амбиции. Очень хотелось бы спустя не очень длинный промежуток времени попасть в клуб уровня Лиги чемпионов. Но лакмусовой бумажкой моих действий будет востребованность воспитанников.
— Ты будешь самым молодым главным тренером в элитном дивизионе. Проблема ли это?
— Если честно, не думал. Для меня это абсолютно не проблема. Результат! Будет результат — ни у кого не возникнет никаких вопросов. Интриги, подковерные игры — это не про меня. В этом плане я прямолинейный человек. Тренеры с жизненным опытом, которым есть что сказать, — говорите, подсказывайте. Буду слушать, анализировать, делать выводы и идти дальше.

Автор: Сергей Мордасевич.
Фото: Александр Шичко, ГК «МАЗ-Орша», личный архив Алексея Хадкевича.








