Пока в Западной Европе охают над предстоящими перелетами в Казахстан, в Восточной пытаются понять, за счет чего «Кайрату» удалось проникнуть в число 36 лучших клубов континента. Пытаются по большей части неудачно. Как часто бывает в случаях сенсационных выходов, простой суммой различных компонентов здесь всего не объяснишь.

Жребий и запасные
Перед квалификацией вряд ли кто-то мог назвать «Кайрат» главным фаворитом «пути чемпионов». По крайней мере, на бумаге алматинцы не выглядели однозначно сильнее условных «Црвены Звезды», «Базеля» или киевского «Динамо». Повод поговорить об удачном жребии? Но ведь и «Слован» с «Селтиком» не назовешь слабаками.
Желто-черные в отборе изначально не выбивались из табуна темных лошадок, которые в любом матче в гостях играют на все три исхода, уповая прежде всего на оборону. Дома же «Кайрат» почти неуязвим.
Из Любляны в 1-м квалификационном раунде алматинцы не без труда увезли ничью 1:1 с «Олимпией» благодаря голу Дастана Сатпаева — 17-летнего «казахстанского Ямаля». В Алматы сыграли намного увереннее (2:0 с мячами Жоржинью и Александра Мринского).
Еще сложнее пришлось в Куопио против «КуПСа». Финские чемпионы дважды отменно пробили из-за штрафной и выиграли не сильно искрометное противостояние двух команд, которые в первом матче не прочь сыграть от обороны.
В Алматы особого выбора у «Кайрата» не было: нужно было идти вперед. Сценария удачнее не смог бы придумать и сам Уразбахтин. Уже на 10-й минуте прошел удар с дуги у Сатпаева. На 29-й не без участия белоруса Валерия Громыко португалец Жоржинью сравнял счет по сумме двух матчей. А на 43-й сам Громыко показал всем, как надо левой бить в ближнюю «девятку».
Валерий Громыко: а почему бы не пошуметь в Европе?

Финны и до этого выстрела толком не знали, что делать, а уж после совсем раскисли. «Кайрат» же, напротив, выдал самый смотрибельный матч за всю квалификацию, не успокоившись и после 3:0. Помог в этом и мощный аншлаг на «Центральном».
С позиции силы желто-черные сыграли дома и с братиславским «Слованом», но забить удалось только в самой концовке, когда пенальти реализовал Сатпаев. Страсти кипели: «Слован» c 65-й минуты играл в меньшинстве, а «Кайрат» на 7-й добавленной забил второй мяч. Стадион взревел, чтобы после двух минут празднования обмякнуть: офсайд…
В Братиславе гости начали неплохо, но логика противостояния вскоре заставила их обороняться. На 30-й минуте «Слован» забил, и «Кайрату» стоило определенных усилий дотерпеть до серии пенальти. Александр Мартынович забил, Громыко нет, голкипер Заруцкий выиграл серию для казахстанского клуба.
Мартынович и Громыко вернули нам ЛЧ. А как белорусы играли там раньше?

Этого самого Александра Заруцкого — основного вратаря на протяжении всего сезона — «Кайрат» обидно потерял из-за травмы в Глазго — во втором тайме матча с «Селтиком» в раунде плей-офф. Но там же, возможно, нашел нового. Сменивший уроженца Нальчика Темирлан Анарбеков не только не сплоховал в Шотландии, но и выдал блестящий матч в Алматы. Там команды тоже доигрались до серии пенальти. Мартынович вновь забил, Громыко вновь нет, но феноменальный Анарбеков сделал три сэйва — и отправил значительную часть европейцев вбивать в гугл слова «Kairat Almaty».
«Бетон» и еврокубки
Вообще слово «Қайрат» в переводе с казахского означает «энергия», «сила», «мощь», «упорство». Но футбольный клуб из Алматы получил это название не сразу. В 1954-м его основали на базе алма-атинского «Динамо» под названием «Локомотив», который в 1955-м переименовали в «Урожай», который потом объединили с «Колхозшы» — так в 1956-м появился «Кайрат».
Любопытно, что первым впечатлением любителей футбола от представителей Казахской ССР в элите советского футбола была как раз игра, как теперь бы сказали, с «низким блоком». В 1959-м «Кайрат» занял 6-е место в группе 6 класса «Б», однако волевым решением спортивного руководства в классе «А» (будущей высшей лиге СССР) на следующий год было решено расширить представительство республик.
И в 1960-м заговорили о «Кайратовском бетоне» — оборонительной модели алматинцев, используемой их тогдашним тренером Николаем Глебовым. «Я никого не боялся, боялись меня. Честно скажу: играл довольно грубо. Это был мой козырь. Но постепенно что-то исправлял, уже мог, жонглируя мячом, тысячу раз подбивать его головой без остановки. Но важнейшим плюсом, видимо, оставались хорошие физические данные, высокий рост, прыгучесть. Вверху я вообще никому не проигрывал», — вспоминал в интервью «Казправде» один из игроков того «Кайрата» Борис Каретников. Под стать ему были и другие исполнители.
Фактически Глебов шел в ногу со временем: вместо популярного тогда построения «дубль-вэ» он играл что-то вроде 4-2-4, изымая одну единицу из чистых нападающих и отводя ей более оборонительные функции. Правда, сам Глебов сильно злился, когда ему задавали вопросы о «Кайратовском бетоне».
Николаю Яковлевичу вовсе не хотелось прослыть отцом казахского «катеначчо». Он утверждал, что защищается «Кайрат» вовсе не числом, а умением. Что было не лишено правды, но вживую видевших тот «Кайрат» на поле тоже не вполне убеждало. Лучшим результатом алматинцев в советские времена осталось 7-е место в сезоне-1986. Мечтать о еврокубках при СССР не приходилось.
Стать однозначным доминатором сначала супер-, а потом и премьер-лиги Казахстана у «Кайрата» не получилось. Первые 15 лет независимости вместили только 2 чемпионства, а в 2008-м клуб даже снялся с розыгрыша топ-дивизиона и заявился в Д2 из-за финансовых проблем.

Ждать успехов в еврокубках при таких делах было глупо. Первый раунд «Кайрат» преодолел с четвертой попытки (прошел 1:0, 0:0 «Кукеси» в сезоне-2014/15), в сезоне-2015/16 дошел до «Бордо» в плей-офф квалификации Лиги Европы, но за счет пропущенного на своем поле гола уступил (2:1, 0:1). Наконец, в сезоне-2021/22 команда доехала до группы. Начав в Лиге чемпионов (прошли «Маккаби» из Хайфы, уступили «Црвене Звезде»), транзитом через Лигу Европы (проиграли «Алашкерту» в 3-м квалификационном) оказались в плей-офф Лиги конференций, где разнесли «Фолу» из Люксембурга. Правда, в группе «Кайрат» с двумя очками беспросветно занял последнее место, все проиграв «Базелю» и «Карабаху» и дважды сыграв вничью с «Омонией». В прошлом году во 2-м раунде Лиге конференций «Кайрат» дважды по 0:1 уступил «Кишварде» и закончил выступления.
И вот сразу — Лига чемпионов с «Реалом», «Интером» и «Арсеналом»! Вроде бы самое время вспомнить про «Кайратовский бетон», но команда Рафаэля Уразбахтина может гораздо больше, чем просто припарковать в своей штрафной бетономешалку.
«Реал» в Алматы, Или три гранда для «Кайрата». Итоги жеребьевки ЛЧ
Квалификация показала: даже базовые 4-3-3 в интерпретации «Кайрата» могут быть и ультраоборонительной, и ультраатакующей схемой. Да и сам тренер не сильно дрожит перед именами. «Надо играть с любым соперником. Это футбол, в нем все возможно», — с этими словами, тянущими на кредо, он в августе уезжал из Глазго.

Рафаэль Уразбахтин
Медали и хищения
Кайрат — это еще и распространенное мужское имя в Казахстане и Кыргызстане. Например, Кайратом, по символичному стечению обстоятельств, зовут председателя наблюдательного совета «Кайрата».
Колоритнейшая личность, он имеет в послужном списке и топ-менеджерские должности в ключевых отраслях для Казахстана (исполнительный директор ЗАО «КазТрансГаз», коммерческий директор ЗАО «Интергаз Центральная Азия», генеральный директор СП АО «КазРосГаз»), и госнаграды (ордена «Құрмет», «Еңбек үшін», «Парасат» и «Барыс»), и посты вице-президента УЕФА по честной игре и социальной ответственности, а также члена Попечительского совета Фонда УЕФА для детей, и 8-летний приговор с конфискацией за хищение $25 млн (впоследствии срок скостили за возмещение ущерба и передачу государству значительных активов). Части орденов из-за судимости тоже лишили.
Должность председателя наблюдательного совета «Кайрата» бизнесмен занял еще 2012-м. За это время желто-черные удвоили количество национальных титулов (к чемпионствам-1992 и -2004 прибавились -2020 и -2024).
— На протяжении более чем десятилетнего периода под успешным управлением Кайрата Боранбаева футбольный клуб «Кайрат» утвердился как первый казахстанский частный клуб, достигший значительных успехов в области футбола. Детско-юношеские команды Академии ФК «Кайрат» регулярно завоевывают чемпионские титулы в различных возрастных категориях. Воспитанники Академии стремительно прогрессируют и не только доходят до основной команды, а также регулярно вызываются в национальную сборную Республики Казахстан. Помимо этого, воспитанники получают престижные возможности для продолжения своей карьеры в конкурентоспособных зарубежных чемпионатах. Возведенная инфраструктура клуба способствует развитию и подготовке профессиональных футболистов, — сказано на официальном сайте «Кайрата».

Кайрат Боранбаев
Боранбаеву не чужды революционные жесты. Перед финалом Кубка Казахстана-2018, например, он отправил в отставку ныне возглавляющего сборную Беларуси Карлоса Алоса, назначил и. о. Андрея Карповича и поставил перед ним задачу выиграть Кубок, сыграв в финале исключительно казахстанским составом без единого иностранца. Получилось: «Атырау» был переигран 1:0. Кстати, тогда в обойме Карповича был и Сергей Политевич, но из-за «лимита на легионеров» в заявку на матч он не попал.
Будем справедливы и к нашему испанцу: за год до этого он также взял Кубок Казахстана с «Кайратом». Правда, иностранцев (включая Андрея Аршавина, выступавшего тогда за алматинцев) он задействовал без ограничений от босса.
Не сказать, что Боранбаев меняет тренеров как перчатки. Но дольше трех лет пока никто не засиживался. К триумфу в чемпионате-2020 (первому за 16 лет!) команду привел белорус Алексей Шпилевский, позже уехавший в «Эрцгебирге». Свой вклад в тот титул внес и защитник Денис Поляков.
Рафаэль и возрождение
После Шпилевского «Кайрат» доверяли местному специалисту Кириллу Кекеру (с июня-2022 по май 2024-го), а затем россиянину Александру Кержакову (тот продержался только 12 матчей).
После Кержакова Боранбаев решил вернуться к истокам и назначил на пост главного тренера Рафаэля Уразбахтина. ДНК клуба у экс-форварда сборной Казахстана налицо: уроженец Алматы в течение двух отрезков выступал за желто-синих в качестве игрока, тренировал молодежь, входил в тренерский штаб первой команды.
Он и довел до лигочемпионского состояния имевшийся состав. По большому счету, решающие трансферы состоялись летом-2024 еще при Кержакове. Команду тогда пополнили трое футболистов, ставших безусловно основными в нынешней евроквалификации.
Прежде всего это списанные по возрасту из РПЛ Александр Мартынович и Егор Сорокин. Белорус и россиянин в рекордные сроки сыгрались и составили центр обороны «Кайрата» и доказали, что вполне годятся для серьезных задач. Мартынович к тому же получил капитанскую повязку на левый рукав. Еще один белорус — Валерий Громыко — стал постоянным персонажем в атаке и одним из штатных исполнителей стандартов.
Зимой-2025 к ним добавились вратарь Заруцкий из «Астаны», правый защитник Эркин Тапалов из «Тобола», опорник сборной Израиля Ден Глейзер (из «Пари НН») и португальский нападающий Жоржинью, который до того выступал за люксембургский «Дифферанж». Летом-2025 завершили «паззл» португальский левый защитник Луиш Мата из польского «Заглембе» и бразильский форвард Эдмилсон из словенского «Целе».
По сути, два года назад из нынешней основы у «Кайрата» были только Сатпаев и Дамир Касабулат. Еще один важный исполнитель — израильский опорник Офри Арад — подъехал в январе-2024. Но Уразбахтин сумел в относительно короткий срок сформировать из них команду, вписавшую в историю желто-синих уникальную страницу. Все сошлось: адекватный тренер, состав без откровенно слабых мест, гибкость при выборе тактических планов на игры, опытные футболисты, готовые решить момент, рабочий (как мы уже знаем задним числом) жребий и, конечно, фарт, без которого в еврокубках делать нечего.
В том, что все это неслучайно, убеждает таблица казахстанской премьер-лиги. Алматинцы пока первые, опережая на два очка «боссов» предыдущей эры местного футбола — «Астану».
Поговаривали, что на пике годовой бюджет дважды обидчиков БАТЭ составлял от $30 до 50 млн. У «Кайрата» сейчас поменьше, но вот насколько поменьше — тайна за семью печатями. О бюджете желто-синих вы не узнаете нигде. Узнаете только, что от государства в 2025-м «Кайрату» выделено $1,4 млн в тенге-эквиваленте.
За участие в ЛЧ клуб заработает еще €18,62 млн евро. Плюс заработки с билетов (самый дешевый — €47, самый дорогой — почти 400), которые распространяются не больше двух в одни руки. «Ценовая политика отражает статус турнира и высокий интерес к матчам», — объясняет официальный инстаграм «Кайрата».
Плюс еще по €700 тысяч можно заработать за ничью и 2,1 млн — за победу. И эти деньги «Кайрат» вполне может заработать. Команда Уразбахтина — вовсе не безнадежный автобус, умеющий только отбиваться. Она может больше.
Лига чемпионов стартует! Чего ждут от 1-го тура Кутузов и главред BetNews?

Фото: ФК Кайрат, np.kz, matchtv.ru, Asp.media.








