Виталий Лютыч: команду в Сербии помог найти Бранко Миркович

Виталий Лютыч: команду в Сербии помог найти Бранко Миркович

Эксклюзивное интервью с одним из самых успешных белорусских баскетболистов-легионеров.

Этим летом 31-летний белорусский баскетболист, выступающий на позиции легкого форварда, покинул «Нижний Новгород», где в течение последнего года практически не играл из-за травмы и тренерского недоверия, и перебрался в чемпионат Сербии. Здесь Виталий Лютыч примкнул к местному «Златибору» и сразу стал одним из ключевых игроков команды. Он выходит в стартовой пятерке коллектива, который имеет баланс побед и поражений 5-2, и проводит в среднем 22 минуты и 54 секунды на площадке. За отведенное время Виталий набирает 10,3 очка (4-й показатель в «Златиборе»), совершает 4,3 подбора (2-й) и делает 0,6 перехвата (3-й). Клуб же в таблице сербского элитного дивизиона пока занимает третье место.

Впрочем, разговор с нашим земляком мы начали с обстоятельств межсезонного ухода из лагеря обладателей Кубка России.

— От кого исходила инициатива при расставании?
— После последней в сезоне игры генеральный менеджер Сергей Панов связался с моим агентом и выразил заинтересованность в том, чтобы я остался в команде. Согласно условиям контракта, у клуба была опция продления. Однако у меня все же были другие приоритеты. Попросил агента по возможности договориться о том, чтобы выйти из контракта с «Нижним Новгородом». Если начистоту, не видел себя в команде. Не было уверенности, что играл бы там в сезоне. Да, пять-семь минут мне предоставляли бы, но хотелось, естественно, большего. Спасибо агенту, который провел повторный раунд переговоров с клубом. Там тоже пошли навстречу и решили прекратить сотрудничество.

— Читал, что к тебе имелся интерес из Лиги ВТБ со стороны «Руны» и «Енисея». Что не сложилось?
— Это все было на уровне слухов, никакой конкретики. Агент связывался с генменеджерами обоих клубов. Они вроде как были не против моей кандидатуры, но и в одной, и в другой команде летом поменялись главные тренеры. В итоге они стали подбирать состав, руководствуясь своими видением и интересами. В общем, дальше разговоров дело не дошло.

— Как был найден вариант в Сербии?
— Здесь посодействовал Бранко Миркович. Я с ним бок о бок играл довольно продолжительное время в «Цмоках», плюс мы были партнерами и в эстонском «Калеве». Он хорошо знаком с моим агентом, поэтому участливо помогал в поиске команды. Именно Бранко поговорил с главным тренером «Златибора», а тот передал, что не против видеть меня в команде. Ну и дальше он предложил мне подумать над вариантом из Сербии. Принял решение не сразу — посовещались семьей. Но в результате пришел к выводу, что это будет оптимальный вариант для продолжения карьеры.

Топ-10 баскетболистов в истории «Минска»

— Твои прежние клубы были из ближнего зарубежья, из бывшего СССР. Эстония, Литва, Россия. Не пугала некоторая неизвестность перед переездом в Сербию?
— Ничуть. Ключевым аргументом в пользу «Златибора» было то, что клуб выразил заинтересованность, главный тренер видел в команде в определенном качестве. Да и мне уже не 15-16 лет, чтобы волноваться перед новым карьерным вызовом.

— Что в сербском баскетболе совершенно не так, как в Беларуси или России? Есть нечто, что с положительной стороны впечатлило?
— Приятно удивило, что в Сербии в каждом городе, даже маленьком, огромное количество людей приходит поддерживать свою команду. Все буквально живут баскетболом. Ну и, разумеется, всегда здорово играть, когда трибуны целиком заполнены, а не полупустые. Причем даже в нашем небольшом городе посещаемость неплохая! Плюс нравится местный чемпионат — тем, что он конкурентоспособный. На каждого соперника нужно настраиваться. Любой из 16 участников способен обыграть любого. Это огромный плюс, что легкой прогулки не бывает ни с одним противником. Вдобавок «Златибор» участвует в Адриатической лиге, где играет с клубами из бывшей Югославии. Тут тоже неплохой уровень.


— Клуб облегчил обустройство?

— Стоит отдать должное, меня встретили в высшей степени гостеприимно. Клуб помог во всем, выполнив все просьбы. Понятное дело, мне нашли квартиру. Плюс здесь трехразовое питание в отеле. Я сюда приехал с семьей, и в бытовых вопросах мне оказали полное содействие. Детская кроватка? Пожалуйста. Кое-что еще мы с супругой просили — все доставили.

— Не раздумывали, стоит ли брать с собой жену и маленькую дочку?
— Это даже не обсуждалось. Мы все же семья, а значит, все должны быть вместе.

— Жена не скучает в Сербии? Она сосредоточена исключительно на ребенке?
— Да, пока она целиком занята Ксенией. Ей ведь исполнилось только два года, поэтому пока требует к себе максимального внимания. Что будет дальше, еще не думали. Хотя очень скоро это предстоит — надо позаботиться о детском садике, каких-то развивающих программах и так далее. Но пока дочка маленькая, всем, чем нужно, занимаемся с ней дома. Плюс стараемся все вместе побольше гулять. Златибор — это такой курортный, туристический город со своеобразным климатом. Полторы тысячи метров над уровнем моря, своеобразная роза ветров — утверждают, будто она оказывает на организм благотворное воздействие. В общем, стараемся дышать свежим сосновым воздухом.

— Удалось уже обзавестись новыми знакомствами в Сербии? Читал, что в Нижнем Новгороде вы сдружились семьями с Салашем…
— Откровенно говоря, на новые знакомства особо нет времени. В основном уделяем его семейным делам. У жены с дочерью свой график, у меня — свой. Так что не до этого пока. А что касается Максима, то моя Саша поддерживает связь с женой Максима. У нас ведь дети примерно одного возраста. Так что им есть о чем поговорить — общаются практически каждый день.

— В команде, кроме тебя, есть легионеры? Может, с кем-то из одноклубников ранее пересекался?
— Есть еще два словенца. Но их трудно считать за иностранцев — им здешняя сербская среда все равно близка. Раньше ведь были одной страной — Югославией. Так что о партнерах до приезда в «Златибор» не слышал. Единственное, поскольку следил за Единой лигой ВТБ, — заочно знал капитана Брано Джукановича. Он в течение одного сезона выступал за «Калев».


— Что-нибудь удалось увидеть в Сербии, кроме баскетбольного зала и раздевалки?

— Местность тут горная, поэтому до прихода осенних холодов сумели поездить по окрестностям. Открываются шикарные виды, есть завораживающие водопады, озера. Здесь же расположена самая протяженная канатная дорога в мире. Ее длина около девяти километров! В общем, посмотрели с фуникулера на местные красоты. И правда есть что увидеть.

— Златибор, если судить по Википедии, населяют менее трех тысяч человек. Есть там чем заняться, кроме как наслаждаться природой?
— Да, коренного населения здесь немного. Но повторюсь: Златибор — известное курортное место, где в будние никого нет, а с пятницы по воскресенье — просто толпы людей. Приезжают из Боснии и Герцеговины, Словении, Черногории. Разговаривал с теми ребятами, кто выступает здесь не первый сезон, и они предупредили: когда начнется зима и откроются горнолыжные курорты, на улицах будет 50 тысяч человек. А так — многие жители Белграда покупают тут квартиры и приезжают отдыхать на выходные.

— У вас в планах есть катание на лыжах?
— Ха, а мне это нельзя, согласно условиям контракта. Так бы, конечно, с радостью! А вот жена планирует покататься. Она это дело любит и раньше ежегодно старалась куда-нибудь выезжать. То в Польшу, то в Украину…

— По чему из того, что было на родине, в большей степени скучаете?
— Соскучиться еще особо не успели. Мы здесь относительно недавно. Да и жена с ребенком присоединились ко мне только в конце сентября. А так… Конечно, по родным тоскуешь. Хотелось бы с ними почаще видеться. А, вот еще: как только возвращаемся в Беларусь, на первой же заправке покупаем наше мороженое — пломбир «20 копеек».


— Вернемся непосредственно к баскетболу. Со стороны казалось, что предложение от «Златибора» — хороший вариант для игрока, который из-за травмы пропустил целый сезон. Как сами оценивали ситуацию летом, перед стартом сезона?

— Предложение было хорошим в том плане, что оно позволяло заново прочувствовать баскетбол. Ведь я не играл практически полтора сезона. Уже думал, что вообще не смогу выйти на площадку. Благо обошлось, и сумел продолжить карьеру. Поэтому и тогда, и сейчас оцениваю переход сюда с положительной стороны. Ну и надо объективно оценивать свои возможности: я не ждал каких-то суперских вариантов из Лиги ВТБ или других крепких европейских чемпионатов.

— Предположу, что осенний отрезок вы занесете себе в актив. А какое у самого сложилось впечатление?
— Соглашусь. Я оцениваю начало сезона позитивно. То, за чем ехал в Сербию, пока удается воплотить в жизнь. Провожу немало времени на площадке, чувствую себя нужным. Мне отводится особая роль. Так что, бесспорно, в такой атмосфере находиться очень приятно.

— Насколько в клубе довольны сотрудничеством? Есть конкретный фидбек от руководства, тренерского штаба?
— Трудно сказать. Могу только надеяться, что их все устраивает. Я со своей стороны играю достаточно и стараюсь отрабатывать свои минуты на площадке качественно. Соответственно, наверное, получается приносить пользу.

— Какой уровень в чемпионате Сербии? За что спорил бы «Златибор» в Единой лиге ВТБ?
— Как уже ранее говорил, здесь все очень плотно. Слабых соперников нет. Система следующая. 16 команд участвуют в регулярном чемпионате и определяют победителя. «Златибор», кстати, выигрывал его дважды кряду. А есть еще четыре клуба — они выступают в Евролиге и других еврокубковых турнирах. Это, в частности, «Црвена Звезда», «Партизан». Они подключаются к чемпионату со стадии плей-офф. С ними конкурировать чрезвычайно сложно. Но и без них в регулярном сезоне уровень неплохой. А если сопоставлять с Единой лигой ВТБ… Наверное, это не первая восьмерка, поскольку наш бюджет несопоставим с тем, что есть у российских грандов. А с командами из нижней части таблицы соперничать можно было бы. Хотя, как на самом деле, никогда не узнаем. Так что и обсуждать незачем.

Автор: Григорий Трофименков.

Фото: facebook.com/ZlatiborKK, страница Виталия Лютыча в Instagram.

0

0

0

0

0