Виталий Кутузов: читайте мою книгу, в ней — все…

Виталий Кутузов: читайте мою книгу, в ней — все…

Интервью об автобиографии и актуальных событиях в белфутболе.

В минувший уик-энд в ТЦ «Сеница» состоялась презентация автобиографической футбольной саги Виталия Кутузова «В потоке »Волны«. Разумеется, мы не могли пройти мимо столь незаурядного для нашей страны события.

Ведь предыдущая книга, написанная от имени футболиста, датирована еще восьмидесятыми годами прошлого столетия. Совместное произведение Сергея Алейникова и журналиста Дмитрия Беленького »И жизнь, и слезы, и футбол…« прочитал, наверное, каждый уважающий себя белорусский болельщик.

Какая судьба будет у книги одного из лучших наших бомбардиров, пока не знает никто. Но прочитать ее определенно стоит всем.

— Книга о самом себе — как ни крути, дело хорошее.

— Положим, я бы не назвал ее целиком автобиографической. Скорее, это полезное пособие для юных футболистов — для тех, кто хочет добиться высот в футболе. Впрочем, любой читатель найдет в книге много полезного и интересного для себя.

— Это все здорово, но почему из немалого отряда белорусских игроков высокого уровня до книжки додумался только ты?

— Я почувствовал, что должен был это сделать. Не было в моем детстве возможностей прочитать похожую книгу. Для тех мальчишек, которые любят футбол и играют в него самозабвенно, эта книга может стать отправной точкой.

Если так случится, то буду искренне рад. Там много психологии и того, что необходимо знать и понимать ребятам. В сегодняшнем футболе мелочей не бывает, и если человек ставит цель, то дорога к ней должна быть наименее короткой. Без зигзагов и остановок в пути. Увы, именно там мы теряем много талантливых пацанов.

— Какой была реакция на книгу со стороны твоих товарищей по футбольному цеху?

— Никакой.

— Обидно. Мнения людей заинтересованных всегда выслушать полезно.

— Не думаю, что они сказали бы что-то новое — то, чего я бы не знал.

— Как думаешь, расходы на книгу окупятся?

— Она была издана при поддержке партнеров — в первую очередь BSB-банка, давно уже небезразличного к развитию спорта в нашей стране. Поучаствовала и детская спортивная школа »Евроленд«, открывающая филиалы в маленьких городах — именно там, где есть самый большой запрос.

— Признаюсь, прочитал книгу с интересом. Узнал, в частности, что любимым тренером Кутузова в сборной был Бернд Штанге.

— Мне не хочется кого-то выделять, но немец создал наиболее качественный механизм функционирования сборной. Результатом этого стало создание боеспособного коллектива, у которого имелось полное взаимопонимание с тренерским штабом. В наших условиях это уже была победа. С другими наставниками такого удовлетворения от совместной работы не было.

— Сейчас сборную возглавляет еще один иностранный специалист. Как думаешь, Карлосу Алосу удастся повторить сделанное Штанге?

— Ну, я же не знаю, что он делает. Могу только наблюдать за процессом со стороны. Визуально же заметно, что у команды появилась игровая дисциплина.

У нас нет мастеров высокого класса, и испанец делает все, чтобы выдавить из тех, кто есть в наличии, максимум. Какой-то баланс появился. Но насколько прочным он окажется, сможем понять только в дальнейших матчах Лиги наций.

— Ему поставлена задача занять в группе первое место.

— Добиться с нашей сборной максимального результата было бы непросто любому тренеру — даже самому именитому. Так что у Алоса изначально шансов немного — при всем к нему уважении. Хотя, с другой стороны, Болгария, Северная Ирландия и Люксембург — это те соперники, с которыми можно играть. А если можно играть, то можно и выигрывать. В футболе случаются и не такие чудеса.

Особенно с учетом того, что этот турнир всей футбольной Европой расценивается как вспомогательный. Это нам кровь из носа нужен результат, а кто-то будет экспериментировать, кто-то отправлять второй состав…

Всем этим надо будет пользоваться, и при условиях максимальной концентрации и игровой дисциплины нам сможет улыбнуться удача.

— Есть ли в составе сборной футболист, игрой которого ты любуешься?

— Хм… Ну, не знаю, пока, наверное, нет.

— Будем ждать появления в ней Алексея Майорова, который в свои 12 лет на видных ролях в академии »Реала«.

— Не спорю, парень с прекрасными данными. Единственное, боюсь, чтобы в 18 лет он не послал этот футбол куда подальше, сказав, что тот ему надоел.

Когда у ребенка забирают детство и он делает две тренировки, то когда-нибудь обязательно скажет: »Я хочу заниматься тем, что мне нравится — поиграть в PlayStation или пойти погулять с друзьями«.

Определенную свободу ребенку надо давать и смотреть, чтобы футбол действительно не приелся. Как профессиональный футболист я знаю, что есть этапы, когда ты его даже по телевизору смотреть не можешь. Но там есть контракт, который надо исполнять.

А когда ты живешь в практически профессиональном ритме с самого раннего детства и у тебя уже даже есть определенная медийность, к которой тоже надо отнестись правильно, то все это оказывает большое влияние на пока еще неокрепшую психику молодого человека.

Хотя, конечно, я от всей души желаю Леше пройти все испытания и достичь той цели, которую он поставил. Но это будет нелегко. И поэтому ему надо обязательно прочитать мою книгу.

— А тебе — его интервью, в котором Майоров-младший сказал, что не знает, чем занять свободное время между двумя тренировками, и потому устраивает себе дополнительную. Не тянет его гулять с друзьями. Необычный мальчик, да?

Алексей Майоров: могу ли я добиться большего, чем Глеб? Конечно!

— В этом возрасте мы часто говорим словами своих родителей. Но если он получает удовольствие от футбола, то спорить с ним трудно. Я, например, тоже все свободное время проводил, во дворе гоняя в футбол, но рядом со мной не было ни папы, ни мамы. Я сам выбирал, что мне делать.

У Леши же постоянно кто-то есть рядом. Есть армейский, судя по всему, распорядок дня. Но, мне кажется, детям такое вряд ли должно нравиться. Это все-таки дети…

— В том-то и дело, что ребенок нетипичный, не белорусский — собирается превзойти Глеба и даже не сомневается в том, что у него это получится.

— А он видел, как играл Саша?

— Не уверен. Но он следит за своим кумиром Месси и хочет соревноваться только с ним. Поставленная планка впечатляет.

— Ну, не знаю, мне кажется, эта история требует тишины, а мы уже половину моего интервью посвятили этому мальчику. Говорю так не потому, что я отношусь к нему плохо, отнюдь. Просто, как мне кажется, тишина быстрее поможет ему добиться поставленных целей.

— А с другой стороны, у молодого человека ярко выраженные лидерские данные. Про белорусскую ментальность мы все знаем — счастье любит тишину. Только счастья у наших болельщиков никогда и не было — сплошь задворки отборочных групп. Может быть, потому, что не было никогда в наших сборных таких вот нескромных и дерзких лидеров — ни в жизни, ни на поле. Или я ошибаюсь?

— Хватало в хорошие времена у нас лидеров. Может, они не были настолько харизматичны и не давали таких искрометных интервью, но мы это чувствовали.

— Не было у нас своего Эрика Кантона, увы…

— Мегазадача, уверен, не может решиться одним человеком. Это всегда комплекс мер. Об этом, кстати, и говорится в моей книге. Все там, читайте…

Ну и опять же: раз тебе так нравится тема Майорова. Какова вероятность, что потом, успешно пройдя академию и дебютировав в составе взрослого »Реала«, Алексей не примет испанское гражданство, которое, не сомневаюсь, ему предложат?

Что бы сейчас ни говорили его родители, думаю, что этого нестандартного парня в нашей сборной мы не увидим.

— Давай тогда о наших динамовцах. Какое будущее видишь у птенцов Вадима Скрипченко в группе Лиги конференций?

— Вадим старается, у него много энергии, и я считаю его одним из лидеров нашего тренерского цеха. И, думаю, очков шесть они наберут — судя по всем раскладам. На большее при всех сложностях логистики претендовать будет сложно.

Что ждет динамовцев из Минска в общем этапе Лиги конференций?

— За БАТЭ следишь?

— Да, даже сходил на пару матчей.

— Что скажешь?

— В клубе проходит смена поколений — причем по всем фронтам. Состав поменялся кардинально, хватает и тренерских перестановок. Вообще много причин, почему команда находится в нижней части турнирной таблицы. Что ж, ничто не вечно в этом мире, увы…

— Есть желание помочь родному клубу?

— А чем я могу помочь?

— Человек, который пишет умные книжки, может любому рассказать, как все должно быть на самом деле.

— Я предложил Андрею Анатольевичу почитать мою книгу.

— А он?

— Надеюсь, прочитал. Мы общаемся. Могу прийти на футбол и что-то обсудить. Понимаю, какие процессы происходят в клубе, и знаю, как ему нелегко. Думаю, он активно ищет возможности изменить нынешнюю ситуацию.

— А нельзя ли это делать с твоей помощью? Кутузов явно не был бы лишним в клубе.

— Об этом точно не у меня надо спрашивать.

— На какой позиции ты видишь себя в белорусском футболе?

— Мне было бы скучновато участвовать в процессах, которые происходят на поле. А вот то, что за его пределами, в частности, организация матчей и сопутствующий им антураж, мне интересно. Я говорю сейчас про сферу развлечений, в которой, к сожалению, мы очень сильно отстаем.

— В стране не до развлечений, работать надо — скажет тебе любой спортивный функционер.

— Ну, почему же? Я вчера был на »Минск-Арене« на хоккее — прекрасное зрелище.

— Это та славная команда, которая еще ни разу не проходила дальше первого раунда плей-офф?

— Ну, не проходила, и что с того? Иногда путь к какой-то цели бывает прекраснее, чем сама цель. 15 тысяч на трибунах — о чем тут можно говорить?

— Согласен, не о чем. Лучше о том, чем сейчас живет Виталий Кутузов, которого с его опытом игры в итальянском чемпионате почему-то не зовут ни в федерацию, ни в родной клуб. Мне кажется, ты должен страдать от этой невостребованности.

— Я не знаю, что такое страдание. Тем более по таким мелочам. Мне хватает других дел. Занимаюсь семьей. Ну и еще какими-то вещами, которые не считаю нужным афишировать.

— То есть материально ты себя чувствуешь нормально?

— Деньги точно не самое главное в жизни. Они, конечно, важная составляющая, но с радостью общения с родными и близкими тебе людьми не сравнится вообще ничто.

И сейчас я точно переживаю один из лучших периодов моей жизни. Ведь я делаю именно то, что мне нравится. Я в своем потоке, я нашел его, даже уйдя с футбольного поля.

И моя книга именно об этом…

Фото: Александр Добриян (»Прессбол"), БЕЛТА, страница Виталия Кутузова в Instagram.

8

0

0