Спарринги женских гандбольных сборных Беларуси и России повергли отечественных болельщиков в шок. Если год назад в Минске наша команда проиграла олимпийским чемпионкам Рио и серебряным призерам Токио с разницей в четыре и десять мячей, то во вторник и среду получила 21:43 и 18:34.
Правда, отдавая должное маститым соперницам, отметим, что на сей раз в их составе были блестящие Анна Вяхирева и Дарья Дмитриева, заиметь которых посчитала бы за счастье любая сборная мира. Впрочем, они выходили на площадку лишь эпизодически, потому что бить хозяек и без них было кому…
По окончании второго матча наставнику белорусок Валерию Певницкому впору было выражать сочувствие, но он стоически переходил от одной репортерской группы к другой.
Коллеги же норовили задержать его подольше, ибо, сдается, в стране нет более откровенного тренера, никогда не отделывающегося общими словами, а отжигающего огнем.
Валерий Петрович считает это самым доступным средством общения с игроками, не спешащими выполнять его указания.
Но, кажется, и этот дракон уже устал…
— Судя по счету, второй матч сложился для нашей сборной успешнее, чем первый.
— Им я доволен чуть больше. Пусть мы снова уступили много, зато хоть коммуникация между игроками была нормальной. Конечно, командная кухня должна оставаться за закрытыми дверями, но раз у нас сложились такие «фееричные» матчи, то я эту дверь приоткрою.
Оказывается, в первой игре девочки не разговаривали друг с другом. Не будем углубляться в причины, но это факт. Позавчера мы это узнали, а вчера утром говорили не о тактике, а о психологии и взаимоотношениях в команде.
И, в частности, о реакции молодых игроков на процесс спортивной деятельности как таковой. Им уже по 22 года, но они еще настолько инфантильны, что не понимают, чем занимаются и какой продукт для болельщика должны производить.
Гандболистки, с которыми я работал еще с юниорской сборной, сейчас говорят мне: «Валерий Петрович, эти пять лет вы были таким добрым и так трогательно к нам относились, а теперь…»
И начинаются эти ролевые игры: «Ой, да, я ошиблась, но объясните мне, что я сделала неправильно?» Я-то объясню, но кто объяснит это нашим болельщикам? Почему они должны видеть этот позор и почему им должно быть за нас стыдно?
А на самом деле все просто. Тут правильность не нужна, надо просто стиснуть зубы и биться. Биться так, чтобы противник тебя зауважал. Хоть ты слабее и ниже классом. Но я говорил об этом уже раз сто. Или двести.
— Признаться, готовы услышать это в двести первый.
— К сожалению, мы выстроили такое общество — уже не о спорте говорю, что старшие для молодежи давно не авторитет. Но это даже не их беда, это мы сами их такими вырастили. Они же к нам не с Марса прилетели.
Наверное, мы старались их воспитывать так, как это делали с нами. Но почему-то наши дети получились бессильными и инфантильными.
Может, потому, что тренеры с детства комментировали каждое их движение. У них не хватает терпения просто дать им поиграть в свое удовольствие. Мы сразу начинаем заряжать детей на результат. Комментируем, а еще и ругаем — без этого никак.
И в результате на выходе полуфабрикат, который полон чужих тренерских задумок, но у которого нет своего «я». Нет свободы мышления и малейшей тяги к импровизации.
— Справедливости ради надо заметить, что вы прессуете игроков более других — и с охотой.
— Так их и надо прессовать! Им ведь кажется, что изображать игровую деятельность и опять-таки играть какие-то ролевые игры — это нормально. Что жизнь такая и есть. Они ведь живут в искусственном мире, в мире сериалов, мобильных телефонов и тик-токов. Шкала их жизненных ценностей там.
Еще один маленький секрет из раздевалки. Когда взрослые игроки что-то обсуждают и спрашивают потом у молодых: «Вам есть что-нибудь добавить?», то в ответ — тишина. Поэтому игру и тащила на себе старая гвардия: Карина Перегуд, Диана Ильина, Юля Кунцевич и К°. Тащила на зубах. На чувстве ответственности за итоговый результат. Хотя бы не столько проиграть, как вчера.
— В прошлом году сборная сыграла с россиянками куда успешнее, даже выиграла первый тайм первого матча. Но теперь Настя Кулак на паузе, Яна Сотникова травмирована, Алина Кишко из команды удалена. У россиянок же сильнейший состав. Вроде как и объективные причины есть.
— Надо понимать, что мы играем с топ-командой и, по-прежнему ничуть в этом не сомневаюсь, одной из лучших сборных мира. Думаете, им интересно играть с таким соперником, как мы? Но у них другого выхода нет. Хотя, уверен, россиянки не ожидали, что мы окажемся настолько слабы.
Но что говорить, если мы находимся в такой же безвыходной ситуации. И нам тоже нужен сопоставимый по рейтингу спарринг-партнер, поединки с которым не будут способствовать росту комплекса собственной неполноценности. Но где нам такого взять?
— Сейчас вы пойдете в раздевалку, где вас ожидает команда. Что скажете ей?
— Сбор закончился, поэтому пожелаю девочкам успешной игры в своих клубах. Потому что, к сожалению, она не у всех успешна. Но пусть все наладится, чтобы потом они приезжали в сборную не с целью встретиться с родными и близкими, а с желанием побеждать. Сейчас же люди уже заранее знают, что такого быть не может. «Ну, это же Россия…»
— И что с того?
— Вот и я о том же. Нас все-таки воспитывали по-другому…
Фото: пресс-службы БФГ, ФГР.