Топ-10 игроков в истории «Белшины»

Топ-10 игроков в истории «Белшины»

Одиннадцатая серия спецпроекта Parimatch к 30-летию белорусского футбола.

Чемпион Беларуси, трехкратный обладатель Кубка... Бобруйский клуб «Белшина», до 1996 года называвшийся «Шинник», знавал, конечно, лучшие времена. Сейчас — вернулся в высшую лигу, пробует в ней закрепиться.

Этот текст — о личностях. В истории бобруйского ФК  хватало славных игроков — отобрали десятку лучших «шинников».

Другие подборки: БАТЭ, «Шахтер», «Динамо-Минск», «Динамо-Брест», «Витебск», «Гомель», «Неман», «Днепр», «Славия», «Торпедо-БелАЗ».

#10 Дмитрий Турлин

В этом топ-10 будет много ретро, поскольку лучшие годы «Белшины» пришлись на 90-е и самое начало нулевых. Но начнем все же с современности — с полузащитника Дмитрия Турлина, бобруйчанина и капитана, который начал карьеру в родном клубе и в нем же ее закончил три года назад.

Он часто покидал «Белшину» — уезжал то в Могилев, то в Новополоцк, то еще куда. Но как бы далеко ни лежал путь, Турлин никогда не отрывался от бобруйского коллектива. И всегда раз возвращался.

Таких возвращений в итоге получилось четыре, и всякий раз Дмитрию были рады. И всякий раз он оправдывал тренерское доверие, легко вливаясь в привычный белшиновский уклад.

Он помогал команде в высшей лиге, помогал, когда наступали черные дни, в первой. Долго и упорно. Штрихпунктиром — с перерывами — помогал аж 14 лет. И, в общем, совокупно наработал на попадание в число избранных.

#9 Михаил Горбачев

Однофамилец последнего советского генсека, конечно, испортил себе биографию на закате карьеры — засветился в договорных матчах и был дисквалифицирован пожизненно. Но к «Белшине», которую мы здесь представляем, это не имеет никакого отношения.

А в «Белшине» защитник Горбачев не имел ни нареканий, ни взысканий. И дебютировал в команде при интересных обстоятельствах — в 17 лет, рядом с мощными «стариками», в золотом сезоне-2001. И провел в том чемпионате восемь матчей и свою посильную лепту в общее дело внес.

Ну а дальше он стал основным защитником «Белшины» и провел в ее полосатой форме почти двести игр. Солидный показатель для футболиста, который еще и «Нафтан» отбегал восемь сезонов. Солидные цифры для любого клуба, особенно в наше изменчивое время.

#8 Игорь Шустиков

Сегодня в это трудно поверить, но в первой половине 90-х в высшей лиге было бобруйское дерби — наряду с «Шинником» (будущей «Белшиной») марку держал и небезызвестный «Фандок». И так вышло, что многие будущие легенды местного футбола в те времена выступали как раз за фандоковскую команду. Отчего не переставали быть в городе узнаваемы и уважаемы.

Таким был защитник Игорь Шустиков — бобруйский уроженец, карьера которого практически пополам разделилась на периоды «Фандока» и «Белшины». Два Кубка, серебро и две бронзы — его достижения в форме шинников, которые в те годы в чемпионате гремели что надо. А с ними гремел и сам Шустиков — толковый центрбек, надежно цементировавший подступы к воротам.

Его карьера не получилась долгой — закончить пришлось в 29. Не получилась долгой и жизнь — Игорь Шустиков умер летом 2014-го на 43-м году жизни.

#7 Дмитрий Балашов

Его козырем была скорость. В армии стометровку в сапогах так пробежал, что человек с секундомером охнул. На поле охали в основном соперники, видя, как проносится мимо них вингер Дмитрий Балашов.

В середине 90-х он был в числе самых перспективных футболистов страны. Бывал на просмотре в киевском «Динамо» и московском «Локомотиве», московское «Торпедо» предлагало ему 70 тысяч долларов подъемных. Но он выбрал скромный тульский «Арсенал», где, впрочем, задержался всего на сезон.

Зато больше времени пришлось на «Белшину», в которой Балашов застал те самые звездные времена. Когда команда и играла зрелищно, собирая полные трибуны, и результат давала приличный, почти каждый год забираясь на пьедестал или выигрывая Кубок.

Дмитрий был важной частью той команды, что признавали не только бобруйские болельщики, но и тренеры сборной. Признаем и мы — прямо сейчас, в письменном виде.

#6 Владимир Путраш

Он играл в Чехии, России и Казахстане. За «Трудовые резервы-РИПО», минский СКАФ и «Сахкомбинат» из Городеи. Пестрая карьера была у фактурного нападающего Владимира Путраша, и центральное место в ней занимает «Белшина». И хотя в Бобруйске он выступал сравнительно недолго, забить успел столько, что как раз хватило на второе место в списке белшиновских бомбардиров всех времен.

Регалии также при нем — Кубок-1997, серебро-1997 и бронза-1996. Это было время, когда фамилия Путраш звучала в белорусской высшей лиге… Нет, не как Пушкаш, но в тандеме с Андреем Хлесоболовым ему было хорошо и урожайно.

Было дело, даже в сборную приглашали — и для тех времен, когда главную команду комплектовали в основном легионеры, то было очевидным признанием. Но более всего его ценили, конечно, в Бобруйске — городе, который ценить умел, и в те годы буквально жил футболом.

#5 Александр Шагойко

На стыке веков «Белшина» была возрастной командой, но, если клубных боссов попрекали отсутствием молодежи, им было что ответить. «У нас есть Шагойко!» — говорили они с гордостью и были правы.

Юный минчанин, занесенный судьбой в патриархальный Бобруйск, заиграл в крепко сбитой основе шинников уже в 19. И за три первых своих сезона во взрослом футболе выиграл столько, сколько иным не дано за всю жизнь. Это и два Кубка страны, и золото 2001-го — в общем, полный комплект.

И с каждым новым чемпионатом роль Александра Шагойко на поле становилась все более значимой. И матерые белшиновские старики охотно признавали парня ровней. И болельщики также понимали, что не только братья Градобоевы и К* определяют силу бобруйского футбола.

В итоге наиграл Шагойко в Бобруйске ого-го. За счет второго захода в эту реку — когда шинники уже не блистали, но фасон в высшей лиге еще держали — вышел на второе по количеству матчей место в клубной истории. А это дорогого стоит.

#4 Андрей Хрипач

Для защитника у него была приличная результативность — не только голы, но и голевые передачи. Его левая знала толк и в исполнении штрафных, и в подачах с углового. Уроженец Жодино, Андрей Хрипач прошел через «Фандок» и мозырский МПКЦ, прежде чем прибиться к белшиновскому берегу. И стать там вполне себе культовым игроком за семь продуктивных сезонов.

Внешне иногда казалось, что он тяжеловат в каторжном амплуа флангового защитника. Но впечатление было обманчивым. Его хватало на весь спектр челночной работы, а к работе прилагались еще и недюжинная техника, и хлесткий удар, и лидерские навыки. Да что там, классный был игрок — любой бобруйский зритель, помнящий деревянные скамейки на стадионе «Спартак», это вам с готовностью подтвердит.

#3 Игорь Градобоев

В тандеме знаменитых белшиновских братьев-близнецов Игорь был младшеньким — как же, родился на целых 15 минут раньше Эдуарда. Но играли они всегда на равных, на паях в полузащите, обеспечивая стиль и почерк команды, ее успехи и титулы. Разве что на излете карьеры, когда хорошенько перевалило за тридцать и стали донимать травмы, Игорь на поле стал появляться реже.

Через главные вехи бобруйского футбола они прошли вместе. Больше того, будто бы по праву близкого родства, они и играли всегда рядом — от начала и до конца. В еще советском «Гомсельмаше» в конце 80-х, в смоленской «Искре», где братьям «делали армию», затем три года в «Фандоке»… И, наконец, в «Белшине», где задержались на 11 лет, став не просто лидерами, но настоящими символами клуба.

Все, что выиграли шинники в своей истории, было при них и с ними — с Градобоевыми. Золото, серебро, две бронзы и три Кубка — настоящий расцвет бобруйского футбола. Настоящая гармония, когда команду любили болельщики и городские власти, а она исправно платила по счетам приятными цифрами на табло.

Сейчас времена изменились, и «Белшина» уже не та — курсирует командой-лифтом между высшей и первой лигами. Увы, Игорь Градобоев этого не видит. Белшиновский капитан и лидер 90-х ушел и з жизни в мае 2013-го на, ему был 41 год.

#2 Андрей Хлебосолов

В «Белшине» он появился уже матерым — 30-летним аксакалом с богатой биографией за плечами. Помногу забивал еще в брестском «Динамо» во второй союзной лиге, потом отправился в легионерскую одиссею — краковская «Висла», «Спартак» из Анапы, самарские «Крылья»… Не обошлось и без «Фандока», но то стало лишь бобруйской присказкой.

Сказка началась именно в «Белшине», где Андрей Хлебосолов принялся бить-забивать с какой-то фантастической регулярностью. Мало сказать, что он лучший бомбардир в истории клуба — тут нужны детали. Главная — это, конечно, умопомрачительные 34 гола, забитые в чемпионате-1996. Столько у нас не забивали ни до, ни после, и неизвестно, забьет ли кто вообще когда-нибудь.

А пента-трик (пять голов) в ворота «Ведрича» за один тайм в том же 1996-м? Мыслимое ли дело по нынешним временам?

Он забивал в кубковых финалах, делал дубли и хет-трики. Его вторая молодость в «Белшине» была настолько яркой, что все кругом уже начали считать Хлеба местным уроженцем. Но он был из Барановичей, куда вернулся сразу по завершении карьеры.

#1 Эдуард Градобоев

Журналисты говорили про «Белшину» 90-х: команда, которая тренирует сама себя. Красиво и недалеко от сути, не в обиду главным тренерам, которые легко принимали удивительную сущность той бобруйской команды.

Одним из тех, кто формировал ту уникальную саморегуляцию белшиновского коллектива, был и он — полузащитник Эдуард Градобоев. Номинально старший и братьев-близнецов, верховод в центре поля и лидер раздевалки.

За 11 сезонов он стал главным долгожителем клуба — по количеству матчей ему поныне нет равных. Он умел забивать судьбоносные мячи — как тот, в мае 2001-го, в овертайме кубкового финала против мозырской «Славии». Вездесущий, он был одинаково полезен в обороне и атаке. С характером, он не давал команде раскиснуть даже в самых безнадежных ситуациях.

На том и держалась та самобытная «Белшина» — эксклюзивное явление в белорусском футболе, аналогов которому еще поди поищи.

Автор текста: Юрий Потапенко.

0

0

0

0

0