До старта летних Игр в Париже осталось менее восьми месяцев. В иные годы, когда главный старт четырехлетия подкрадывался столь близко, в Минспорта и НОК занимались скрупулезным подсчетом лицензий, о количестве которых с определенной периодичностью информировали их пресс-службы. Сейчас — ничего подобного. И вполне понятно почему.
Беларусь продолжает ждать у моря погоды. Точнее говоря, от МОКа — однозначного решения, стоит ли рассчитывать на поездку в столицу Франции будущим летом. Исполком олимпийского ведомства последний раз заседал по белорусскому и российскому вопросу в октябре, но не сказал ни «да», ни «нет». В итоге решил вернуться к нему позже, пообещав, что будет следить за развитием ситуации.
То есть допуска белорусов к Олимпиаде нет. Это главный факт, от которого следует отталкиваться. Однако в некоторых видах спорта наши атлеты не лишены возможности бороться за вожделенные лицензии. Все тот же МОК, как известно, еще в марте рекомендовал международным федерациям отступить от категоричной позиции и позволить участвовать в соревнованиях под своей эгидой спортсменам из Беларуси и России при условии выполнения ими требований нейтральности.
В чем они заключаются, не раз говорилось, но повторимся. Это непричастность к любым силовым структурам и ведомствам страны — раз; запрет на поддержку в любом виде правительств своих стран — два; невозможность использовать любые национальные атрибуты, включая флаг, герб и гимн, — три. И четыре: речь идет сугубо об индивидуальном участии. То есть в командных видах о споре за путевки даже заикаться не стоит. Стало быть, мужской гандбол, женский баскетбол и хоккей на траве, где мы теоретически могли бы вести борьбу, сразу исключаем.
В целом же потепление в отдельных дисциплинах открыло белорусам дорогу на международные старты. И кое-кто им уже успел воспользоваться. Вот о них речь и поведем.
Начнем рассказ с самых медалеемких видов спорта. Один из таких, разумеется, плавание. World Aquatics, как известно, в сентябре вняла советам МОКа и позволила участвовать белорусам в нейтральном качестве на этапах Кубка мира. Следовательно, возможность заполучить лицензии еще будет. Это касается двух лидеров команды — Ильи Шимановича и Алины Змушко. А вот у третьего она уже есть. Речь про Анастасию ШКУРДАЙ, которая в нынешнем сезоне обновила национальный рекорд на дистанции 200 метров.
Что касается Королевы спорта, то здесь ситуация сложнее. БФЛА по-прежнему пребывает вне правового поля, наши легкоатлеты участвуют сугубо в российско-белорусских междусобойчиках. Иначе говоря, демонстрируемые результаты не значат ровным счетом ничего. Кроме щедрых денежных бонусов, которые, бесспорно, никто не отменял. Предположим, что разбан следует моментально — и белорусы вторгаются в мировую состязательную среду. Тогда констатируем: результаты, соответствующие олимпийским нормативам, показали три девушки — шестовичка Ирина Жук, барьеристка Эльвира Граборенко и прыгунья в высоту Карина Демидик.
В непростом положении оказалась одна из наиболее успешных в суверенной истории команд — по гребле на байдарках и каноэ. Здесь с атлетов как будто сняты ограничения, однако вмешался другой фактор — принимающей стороны. Так, на ключевой лицензионный старт — мировое первенство в Дуйсбурге — белорусов не пригласили. Организаторы пояснили это заботой о безопасности, поскольку среди участников были и представители Украины. Что теперь? В мае пройдет европейская квалификационная регата. Здесь важно пояснить, где именно — в венгерском Сегеде. И там вроде как нас ждут. Этот турнир и будет последним шансом. Так что надежда на отбор существует. Тем не менее пока констатируем: лицензий в активе байдарочников и каноистов нет.
Зато есть одна у гребли академической. Ее завоевал одиночник Евгений ЗОЛОТОЙ на сентябрьском чемпионате мира, который проходил в сербском Белграде. В итоговом протоколе он занял седьмое место, что и позволило попасть в заветный список. Продолжая тему, поднятую чуть выше, поясним: все экипажи, исключая одиночки и двойки, в гребле считаются за команды, а значит, четверкам и восьмеркам выступать нельзя.
Придется подождать тяжелоатлетам — все потому, что вручение лицензий происходит на базе мирового рейтинга. Хотя штангистам еще могут белой завистью позавидовать многие соотечественники. У них чемпионат мира проходил в сентябре в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), где белорусов видеть были готовы. Лицензионные соревнования запланированы и в других странах, в которых не чинят никаких препятствий. В частности, на Кубе. Словом, мало сомнений, что право выступить в нейтральном качестве получит как минимум бронзовый призер ЧМ-2023 Евгений Тихонцов.
Из тех, кому не с руки жаловаться на судьбу, — и ведущие белорусские теннисистки. Здесь все предельно просто: входишь в топ-56 по состоянию на 12 июня 2024 года — можешь проводить июль-август в Париже. Иначе говоря, от Арины СОБОЛЕНКО не требуется ничего, кроме одного — одобрения на ее участие от МОКа. Виктории Азаренко, конечно, нужно защитить прошлогодние очки, обретенные благодаря выходу в полуфинал «Australian Open-2023», однако с большой долей вероятности можно утверждать, что и она квалифицируется на Олимпиаду.
Перейдем к борцам. Здесь и комплектов медалей в розыгрыше предостаточно, и традиции есть — причем не советские, а совсем свежие, суверенные. В Токио белорусская делегация завоевала три из девяти наград именно в борьбе. В иных обстоятельствах две лицензии, которые есть на руках, сочли бы тревожной тенденцией и отклонением от графика, но не теперь. В сентябре Ванесса КОЛОДИНСКАЯ стала обладательницей серебра чемпионата мира в категории до 53 килограмм, а вместе с ним — и пропуска. Компанию ей составил Абубакар ХАСЛАХАНОВ. Среди борцов, чей вес не превышает 97 кг, он проиграл бронзовую схватку, но этого тоже хватило для попадания в список.
У других единоборцев дела хуже. У дзюдоистов путевки на Олимпиаду вручаются на основании мирового реестра. Но, чтобы быть там высоко, нужно участвовать в как можно большем количестве рейтинговых соревнований. А если очков у тебя немного, то на эти рейтинговые соревнования и не попасть. В общем, замкнутый круг. Его вроде бы разорвала Международная федерация дзюдо, когда допустила белорусов в нейтральном статусе на мировой ковер, однако пока наши земляки и сами сделали мало, чтобы квалифицироваться в олимпийский Париж. На чемпионате мира страну представляли двое — Егор Воропаев и Дарья Концевая. Первый уступил во втором бою, вторая — в третьем. Девушка из категории до 78 кг и есть сейчас главное лицо сборной. Правда, и ей требуется еще несколько удачных выступлений, чтобы попасть в зеленую зону рейтинга.
Что касается боксеров и тхэквондистов, то они и вовсе пока не участвовали в отборочных стартах. Хотя первым это предстоит точно. Не факт, что сборная обзаведется хотя бы одной путевкой, просто оставим здесь фамилию того, чьи шансы выглядят предпочтительнее. Это Владислав Смягликов в категории до 91 кг. В итоговом протоколе Токио-2020 он стал пятым.
Близки к тому, чтобы остаться у разбитого корыта, и представители других видов спорта, которые часто приносили стране драгоценный металл. В частности, это те, чьим руководящим органом является IGF — Международная федерация гимнастических видов спорта. Здесь нас в меньшей степени интересуют «спортивники» (белорусской школе, испытывающей глубокий кризис, и в обычных условиях было бы непросто добиться лицензий), но заботят дела батутистов. Ведь Владислав Гончаров и Иван Литвинович на двух Играх кряду в мужских соревнованиях приносили нам золото. Но все идет к тому, что на этот раз его не будет. Допуска к международным стартам у наших спортсменов нет. Что касается художниц, то им путь на мировой ковер будет открыт с 1 января. Лишний раз подчеркнем, что только одиночницам. Ну и напомним, что бронзовая медалистка Токио-2020 Алина Горносько в строю и полна решимости цепляться за олимпийский шанс, пока теплится хоть какая-то надежда.
Далее — в одном абзаце еще о некоторых видах спорта. Объединяет их одно: чтобы рассчитывать на лицензию, необходимо регулярно выступать и быть высоко в мировом рейтинге. Однако поезд безвозвратно ушел, если учесть, что последние два года эти спортсмены в лучшем случае проверяли свою готовность на фоне россиян. Это фехтование, стрельба из лука, стрельба пулевая, настольный теннис, современное пятиборье. Особенно обидно за представителей «пентатлона», как еще называют пятиборцев. В отличие от коллег из других видов, тут-то белорусы как раз сильны. Ольга Силкина — чемпионка мира, Илья Полозков — двукратный бронзовый призер. Лучшие годы карьер проходят в тренировочном режиме…
***
Теперь к выводам. А они таковы: по состоянию на конец осени у пяти белорусских спортсменов фактически есть билеты на Олимпиаду. Это Соболенко, Шкурдай, Хаслаханов, Колодинская и Золотой. Если прибавить сюда Азаренко и Тихонцова, которых с определенной долей условности тоже держим в уме, получится семь.
Остальным же хорошо бы провести ближайшие полгода в максимально боевом режиме, где нет места функциональным ямам, а есть — только пикам формы. В общем, не стоит угнетать себя мыслями о том, на что повлиять не можешь, надо делать исключительно от себя зависящее.
И тогда, если постараются байдарочники и каноисты, пловцы, дзюдоисты и боксеры, при благоприятном стечении обстоятельств число нейтральных белорусских олимпийцев может увеличиться вдвое. Звучит как насмешка, но таковы реалии: полтора десятка атлетов с путевками — это уже будет какой-никакой удачей…
Автор: Григорий Трофименков.
Фото: НОК, virtualbrest.ru, REUTERS/Hannah Mckay, World rowing, REUTERS / LISI NIESNER.