Начало прошлой недели принесло приятное известие. Белорусский лыжный союз успешно оспорил в CAS решение FIS об отстранении наших спортсменов, и они теперь могут вернуться на мировую арену. Это касается лыжников, горнолыжников и сноубордистов, однако многих наверняка сильнее всего интересует фристайл — один из наиболее успешных наших видов. Попробуем оценить шансы белорусов вновь попасть на Олимпиаду и продлить серию из медалей на главных стартах четырехлетия, которая тянется с 1998 года, когда из Нагано с серебром вернулся Дмитрий Дащинский.
Сборная Беларуси по лыжной акробатике: какая она сейчас?
Олимпиада-2022 в Пекине поныне остается последним международным турниром, который прошел с участием наших лыжных акробатов. И если биатлонисты, помимо Кубка Содружества, имели возможность заработать на коммерческих соревнованиях вроде Кубка МЛКБ или «Гонки чемпионов. Технониколь», то фристайлисты были лишены столь же насыщенного календаря. В связи с этим они нередко оставались вне поля зрения зрителей.
Да что там: даже в так называемую досанкционную пору белорусский болельщик часто интересовался фристайлом от Олимпиады до Олимпиады. Поэтому, прежде чем вести речь о будущем, надо немного оглянуться в ближайшее прошлое.
Для начала констатируем, что женская часть команды за почти четыре года, миновавших с олимпийского Пекина, не изменилась никак. Напомним, что с ОИ-2022 Анна Гуськова вернулась с серебряной медалью. Ее молодые землячки — на то время 18-летняя Анна Деруго и 17-летняя Анастасия Андриянова — заняли соответственно 12-е и 24-е места.

После этого Гуськова, как и по ходу предыдущего олимпийского цикла, пропустила целый год из-за травмы. И моложе не стала — ей уже 33. Хотя пример Аллы Цупер, которая завоевала олимпийское золото в Сочи-2014, когда ей было 34, а выступала и до Пхенчхана-2018, вдохновляет. Да и в принципе среди конкуренток полно тех, кому за 30.
Деруго и Андриянова возмужали, овладели более сложными комбинациями — и уже мало в чем уступают титулованной Гуськовой. Ее тезка, в частности, стала победителем открытого чемпионата России в марте 2025-го.
В сущности, сейчас можно говорить о том, что в команде три равные по силам акробатки. Хотя не только потому, что Деруго и Андриянова (8 декабря девушка отпраздновала день рождения) достигли уровня мировой звезды, у которой есть золото и серебро Игр. Сама Гуськова после ряда операций не исполняет прыжки той сложности, которые есть в арсенале у лучших на планете фристайлисток, — из Китая, Австралии и США.
Теперь о мужчинах. Эта часть команды полностью обновилась. Взглянем в протокол последней Олимпиады: Станислав Гладченко — 11-й, Максим Густик — 20-й, Павел Дик — 22-й.

Павел Дик
Ныне 31-летний Гладченко по итогам сезона-2023/24 завершил карьеру и приступил к работе в качестве тренера национальной сборной — он ассистирует Михаилу Курловичу, соратнику и ученику Николая Козеко, который принял у того дела в 2020 году. Густика, к сожалению, уже нет в живых — он стал жертвой ДТП в декабря 2023 года. Не стал оставаться во фристайле и Дик — и это, скорее, тот случай, когда на решение повлияло затянувшееся отстранение. Два года назад в 25-летнем возрасте Павел решил покинуть склон и разработал линию собственной одежды Dixon.
10 телеграм-каналов белорусских спортсменов
Это трио, в отличие от более старшего поколения в лице Дмитрия Дащинского, Алексея Гришина и Антона Кушнира, не добиралось до олимпийского пьедестала, хотя было в призах на этапах Кубка мира. И, бесспорно, уход всех сразу в течение одного цикла бесследно пройти не может.
За олимпийские лицензии в Милан-2026 планируют поспорить двое — 24-летний Игорь Дребенков и 18-летний Владислав Вознюк. Первый до отстранения заимел опыт участия на этапах Кубка мира: он выступал там 16 раз, а лучший результат — два седьмых места. А вот второй в основной состав команды попал гораздо позже событий, повлекших за собой вынужденную отлучку от мировых стартов.
Зеленый свет от CAS: что теперь?
Белорусский лыжный союз, как известно, выиграл дело у FIS — и теперь спортсмены из Беларуси могут выступать под нейтральным флагом на мировых соревнованиях. А это, в свою очередь, открывает возможность для отбора на Олимпиаду.
Сигнал, безусловно, позитивный, хотя с тем, чтобы бросать чепчики, стоит повременить. Ибо для получения лицензий еще следует выполнить ряд условий — и не только спортивного характера. Впрочем, по порядку.

Станислав Гладченко на Олимпиаде-2022 в Пекине
Лицензионный период в лыжной акробатике стартовал 1 июля 2024 года и продлится до января 2026-го. Фактически он учитывает результаты, продемонстрированные в течение двух предолимпийских сезонов. Первый из них белорусы пропустили, равно как и дебютный этап Кубка мира-2025/26, но их положение совсем не фатальное.
Белорусские фристайлисты пропустят 1-й этап Кубка мира, но готовят визы в Северную Америку
Впереди — еще четыре из пяти этапов КМ. Они пройдут в китайском Хэбэе (20-21 декабря), канадском Лак-Бопоре (6-7 января), а также американских Лейк-Плэсиде (11-12 января) и Дир-Вэлли (16-18 января). Первая задача — добраться до Северной Америки. БЛС нужно в кратчайшие сроки обеспечить спортсменов визами, поскольку новость о возвращении на мировую арену стала приятным сюрпризом и застала врасплох и без должных документов. Рассчитываем, что собрать их удастся, и ничто не помешает выступлению белорусов в Канаде и США.
Итак, чтобы получить путевку на ОИ, нужно:
а) иметь как минимум 80 ФИС-пунктов;
б) попасть в топ-24 олимпийского квалификационного рейтинга.
Последнюю, 25-ю, лицензию МОК вручает по собственному усмотрению (как правило, стране-хозяйке, если у нее нет максимальной квоты; либо не выполнившему условия отбора заслуженному ветерану; либо участнику, чья страна недолго представлена на этапах КМ — в рамках расширения географии).
С выполнением первого требования нет никаких проблем. Здесь регламент ФИС как раз оказался лоялен к отстраненным белорусам. Дело в том, что их пункты, заработанные ранее, оказались замороженными. Поэтому данному условию удовлетворяют четверо из пяти белорусских акробатов — все, кроме Вознюка. Но и в его случае это сущая формальность — просто зачетного участия на паре этапов КМ будет достаточно.

Со вторым предписанием чуточку сложнее, но и драматизировать ситуацию не стоит. В тот самом квалификационном рейтинге пока фигурируют лишь 42 женщины и 46 мужчин. То бишь конкуренция — менее двух атлетов на место. Держим, правда, в уме, что присоединиться к процессу отбора планируют не только белорусы, но и россияне, также допущенные к мировым стартам.
Однако на лицензии могут рассчитывать даже те, кто… позади топ-24! У женщин и мужчин в live-рейтинге этими путевками наделены украинка Нелли Попович и японец Харуто Игараши — оба занимают 37-е места.

Дело в том, что на ОИ могут попасть не более четырех лыжных акробатов от одной страны. А державы-лидеры в этом виде — США, Австралия и Китай — имеют более квартета представителей на высоких позициях. Соответственно, их билеты отходят к тем, кто расположен в классификации ниже.
Легко ли будет опередить условных Попович и Игараши? У первой 12 баллов в рейтинге, у второго — 24. Очевидно, они будут выступать далее на этапах Кубка мира, где могут прирасти в очках, но, чтобы оказаться в «зеленой» зоне у мужчин, прямо сейчас достаточно просто войти в топ-10 на одном этапе Кубка мира. У женщин задача и того проще — войти в топ-18. (За 10-е место дается 19 очков, за 18-е — 13.)
Тем не менее одного, даже успешного, выступления на предновогоднем этапе в Хэбэе, куда рассчитывает отправиться наша сборная, может оказаться недостаточно. За победу на мировом кубковом этапе полагается 100 баллов — с таким накоплением кто-то из белорусов прямо сейчас с чистого листа может ворваться в топ-20 и топ-18 соответственно. Но положение, согласитесь, шаткое — и соперники легко могут наверстать упущенное в Канаде и США, если там не окажется наших спортсменов.
Напоследок сделаем еще одну важную оговорку — насчет россиян, которые могут стать внезапными конкурентами для белорусов. На международных соревнованиях у тех и других в графе «национальность» будет фигурировать AIN (нейтральные атлеты). К чему ведем? Мы уже упоминали, что в уставных документах ФИС есть пояснение, что лицензии могут быть вручены не более чем четырем представителям одной страны, а если быть дословным — одного НОК. Но как быть сейчас, когда удовлетворяются индивидуальные заявки на участие? Не посчитает ли ФИС белорусов и россиян как бы представителями одной команды, и тогда пятый по списку фристайлист, если будет в топ-24 рейтинга, окажется у разбитого корыта?

Анастасия Андриянова с бронзовой медалью Кубка чемпионов-2024 в Ярославле
Вопрос пока открыт, ведь ситуация с отстранением в какой-то степени уникальная. А к тому же не имевшая прецедентов перед летними ОИ. Там не было видов спорта со схожими условиями отбора, где бы настолько успешны были и белорусы, и россияне, которые также относятся к числу лидеров.
МОК не против видеть на ОИ, но еще предстоит раунд проверки
Пока лишь один представитель Беларуси точно выступит на Олимпийских играх. Это фигуристка-одиночница Виктория Сафонова. Причем она не просто завоевала лицензию по спортивному принципу, но и прошла раунд проверки со стороны Комиссии по нейтральности.
Той самой Комиссии, которая завернула индивидуальные заявки на участие сразу 15 спортсменов перед Играми-2024 в Париже. Вы, разумеется, помните: по этой причине не смогли выступить на Олимпиаде борцы Ирина Курочкина, Кирилл Маскевич, гребец Олег Юреня и еще ряд белорусов, которых можно было бы относить к претендентам на медали.
Так что не могут быть до конца спокойны за олимпийское будущее и акробаты. Успешно проявить себя на склонах — это лишь часть задачи. Потребуется еще заполучить разрешение на участие от МОК. То, которого не дождались лидеры конькобежной сборной Игнат Головатюк и Анна Доморацкая…
Автор: Григорий Трофименков.
Фото: fis-ski.com, Getty Images, страница Федерации фристайла России «Вконтакте».








