Руководитель брестского «Руха» Александр Зайцев высказался на тему бизнеса в белорусском футболе.
— Делаю вывод, что футбольный клуб для вас, как и прежде, в первую очередь бизнес-модель.
— У нас не будет никакого бизнеса в футболе, пока не появится профессиональная лига. Чудес не бывает. Футбол, как и любой спорт, должен финансироваться. Либо это происходит за счет государственного бюджета, либо за счет других источников, которые клуб способен привлечь сам за счет зрелищности, соответственно, создавая интерес у аудитории, спонсоров и рекламодателей. Это два разных подхода.
Сегодня руководство федерации и Министерства спорта стоит на том, что необходимы государственное участие и поддержка. Соответственно, там не верят, что мы сами можем организоваться, создать и развить вполне окупаемый бизнес-проект. Возможно, потому что времена нынче тяжелые. Но в любом случае модель сейчас такова, и этот подход программирует конкретные шаги. Например, госденьгами не поразбрасываешься — отсюда идея «потолка зарплат». Это и есть производная от подхода, который исповедует наша федерация.
— Как повлияет введение «потолка зарплат» на «Рух»?
— В следующем сезоне особенно никак. Потому что мы будем омолаживаться и, уверен, как раз аккуратненько впишемся в требования Министерства спорта по уровню зарплат футболистов
— Еще несколько лет назад вы пытались запустить проект ПФЛ. В сегодняшних реалиях это утопия?
— Нет, почему же? Это никогда не утопия. Но, безусловно, два-три года назад момент для старта был лучше. Было бы гораздо легче собрать деньги на старте.
— Если обобщать, что тогда в первую очередь помешало?
— Люди, с которыми нужно было договариваться. В беседах и с тогдашним председателем федерации, и с его заместителями встретил не то чтобы отторжение — они раздумывали над идеей, но вместе с тем были убежденными сторонниками иного подхода. И были уверены, что их позиция правильная. Тогда у меня не хватило поддержки.
— Клубов?
— Не только. Это тоже «неоднородное тесто» — где-то люди мыслят более инерционно, где-то прогрессивно. В доброй половине команд я находил поддержку. Но нужен был элемент доверия. Мне не поверили полностью, что я смогу сформировать команду профессионалов, которая эту лигу сделает.
Между тем, Беларусь — одна из пяти стран в Европе, где профессиональной лиги нет. Единственное серьезное государство из таких — Португалия, но там она финансируется иначе (не помню деталей), им и так хорошо. А с другой стороны, есть множество примеров, где лига существует, но лишь номинально, как в том же Казахстане, на что мне тоже указывали. Скажу так: проект ПФЛ — это всегда консенсус между федерацией и теми, кто эту лигу делает. Только при его наличии можно приступать к делу. У нас сейчас такой возможности нет. Поэтому я и вижу модель развития «Руха» как клуба, где доверяют молодежи. Мы не соберем спонсоров, не будем иметь нормальный бюджет от продаж трансляций, от распоряжения иными правами, так что делаем акцент на небольших затратах и возможностях заработка на продаже футболистов. Если для чемпионского «Динамо» такие деньги — это был очень небольшой процент, то для «Руха» — заметный кусок пирога.
— Если на белорусском футболе все равно не заработаешь, получается, «Рух» у вас для души, что ли?
— В сегодняшних условиях — да. Но давайте так: посмотрите, какой мир турбулентный. Никто ж не знает, что будет через пять или десять лет. Мы этот проект не бросаем. Пока поиграем в свое удовольствие. Вдруг времена поменяются. Нет ничего постоянного.
— Когда, по прогнозам, мы все же созреем для ПФЛ?
— Даже загадывать не готов, - сказал Зайцев в интервью Football.by.
Фото: «Прессбол»