В спорте есть люди, которые из откровенно скучного матча могут сделать шоу. Без них невозможно представить ни одну трансляцию, причем речь не об игроках и тренерах. Как вы поняли, мы решили поговорить о спортивном комментаторстве. Героем нашего интервью стал журналист «Беларусь 5» Геннадий Соловей, который отличается эрудицией и любовью к белорусскому футболу.
— Помните день, когда решили стать комментатором? И первый матч, который отработали?
— На самом деле в этой истории есть элемент случайности. На дворе был декабрь 2018 года. Я листаю ленту и вижу, что БФФ проводит кастинг комментаторов. Для себя решил: почему бы не попробовать? Мое желание поддержала жена. Сказала, чтобы я попробовал, так как наш чемпионат я смотрю с утра до вечера.
Далее я отправил резюме и пятиминутную запись — через 2-3 недели будущий работодатель отписал с информацией, что я прошел в следующую стадию. Заключительным этапом стал живой прямой эфир. И моим дебютом стала встреча четвертьфинала Кубка Беларуси между «Витебском» и гомельским «Локомотивом». Из-за нахлынувшего волнения я совершил немало ошибок, путал фамилии игроков и, естественно, получил немало критики от болельщиков северян. Но все по делу.
Что касается самой игры, то для меня она прошла довольно быстро. Сам не ожидал, что футбольный матч может пролететь как один миг.
— Когда пришли в новую для себя комментаторскую сферу, что поначалу было для вас самым сложным?
— Сложность была в осознании того, что я работаю в прямом эфире и невозможно что-либо исправить. Думаю, что пословица «слово не воробей, вылетит — не поймаешь» как нельзя кстати характеризует профессию комментатора. С одной стороны, я обязан был до мелочей продумывать каждый шаг свой в эфире. С другой — оперативно реагировать на ситуации, которые происходят в матче. И первые эфиры и даже годы я привыкал к этим требованиям. Но здесь как в вождении — чем больше матчей ты отработаешь, тем быстрее приходит уверенность.
— Как изменилось ваше восприятие футбола после того, как вы стали его комментировать?
— Когда я стал общаться с футбольными людьми, тренерами, то осознал, что в футболе я не понимаю ровным счетом ничего. Болельщики очень часто преувеличивают свои знания. Мы знаем фамилии, статистику, смотрим матчи, но сама суть игры несколько иная. И у меня бывали случаи, когда мне звонили тренеры из высшей лиги и говорили, что ту или иную ситуацию я интерпретировал так, а нужно было — совершенно по-другому.
— И как вы реагировали на такие ситуации?
— Никто из специалистов не говорил, что я что-то не то себе позволяю и так далее. Просто спокойно отмечали, что ту ситуация я оценил так, а нужно было — иначе.
В этом плане самой запоминающейся историей был матч минувшего сезона между «Динамо» и «Неманом», который завершился победой минчан 2:1. Было много разговоров о том, что при первом голе «бело-голубых» Иван Бахар находился в офсайде перед тем, как выполнить передачу в штрафную, в результате которой Душан Бакич поразил ворота гродненцев. Данное мнение я озвучил в «Обзоре тура». На следующий день мне написал Вадим Викторович Скрипченко. И наставник динамовцев сообщил, что может предоставить скриншот и видео, которые доказывают, что Бахар не находился в положении «вне игры». В итоге было доказано, что «Динамо» забило гол легитимно. Я попросил редакторов опубликовать видео, чтобы избежать спорного момента.
На самом деле к звонкам я всегда относился и отношусь спокойно. Да и со временем этих спорных моментов становилось все меньше.
— Как известно, сфера комментатора очень относительная. Зачастую, если хочешь найти у человека в эфире 10 оплошностей, ты это с легкостью сделаешь. Если хочешь найти 10 достоинств, то также без проблем отыщешь. Это плюс или минус для комментатора?
— Знаете, всем не угодить, и к этому нужно спокойно относиться. Помню, как я комментировал матч, и болельщики одной команды писали, что мои симпатии были на стороне другого коллектива. Аналогичные слова писали поклонники другой команды — что я якобы поддерживал оппонента. И я решил, что это всего лишь мнения зрителей, которые относительны, и не нужно пытаться быть хорошим абсолютно для всех. Я понял, что лучше сосредоточиться на выработке собственного стиля. Безусловно, в этом вопросе есть фактор вкусовщины.
Да даже в оценке самого себя я могу заблуждаться. Помню, как комментировал один матч, и мне казалось, что я провел его идеально. Затем я его пересматриваю и вижу, что в том эфире находилось место и некоторым шероховатостям.
— Многие знают о вас только как о комментаторе. Чем вы живете за пределами прямых эфиров?
— Я окончил БНТУ, а также магистратуру этого университета. Интересный факт, что на «Беларусь 5» я единственный человек с техническим образованием.
Во время студенчества я некоторое время работал на автомойке. И там я довольно-таки неплохо зарабатывал по студенческим меркам. За день мог две стипендии получить. И это позволяло мне не просить у родителей деньги. Это было веселое время.
После магистратуры я, как законопослушный гражданин, два года отработал на одном из предприятий Минска.
Далее на протяжении четырех лет у меня был свой бизнес. Шел он по-разному — моментами удачно, а моментами не очень. Со временем я понял, что это не совсем мое, и мне пришлось искать новую сферу деятельности. Не скажу, что это был сложный период, но мне пришлось находиться в творческом поиске. А что было дальше — вы прекрасно знаете. Два года я работал на АБФФ-ТВ, а затем перешел на «Беларусь 5».
— Легче быть комментатором или владельцем автошколы?
— Мне кажется, что это сравнивать невозможно. От своей нынешней работы я получаю удовольствие, и зона моей ответственности — это только эфир, в котором я выступаю в роли комментатора на протяжении 90 минут.
В автошколе все было завязано на мне. Налоги, аренды помещения — и это далеко не весь перечень, за который я отвечал. И если возникал какой-то вопрос, то звонили мне — даже в ночное время суток.
Плюсом моей сегодняшней профессии является и то, что на ней я не испытываю постоянного напряжения.
— Известно, что вы играли за мини-футбольную команду БНТУ. Были шансы построить карьеру профессионального футболиста?
— Да, выступал на студенческом уровне. В большой футбол не играл, а вот в «миньку» — да. Сразу скажу, что больших перспектив у меня не было — вторым Месси я и не мечтал стать. Но для любительского университетского уровня у меня неплохо получалось.
— Для вас есть принципиальная разница между комментированием нашего и европейских чемпионатов?
— С точки зрения подхода — нет. Технология подготовки к матчам одинаковая. Перед игрой я всегда просматриваю прошлые игры команд. Но не буду врать: мне проще комментировать наш чемпионат. Во-первых, я его смотрю на протяжении 25 лет. Во-вторых, он роднее. В-третьих, у меня есть возможность работать непосредственно на стадионе и на кромке поля, а в таких условиях атмосфера совершенно иная.
Что касается европейских чемпионатов, то там крутые технологии и высочайший уровень футбола. Но, в отличие от работы в нашем чемпионате, я не смогу снять гарнитуру, подойти к тренеру и спросить, почему он сделал ту или иную замену. Согласитесь, вовлеченность в процесс здесь совершенно разная.
— Да и банально интереснее комментировать тех людей, которых ты знаешь.
— Я люблю свой чемпионат. Если брать зарубежный футбол, то с детства болею за «Милан» и смотрю все матчи «красно-черных». Остальной европейский футбол мне не то что неинтересен, но я наблюдаю за ним только на уровне обзоров.
Вот свой чемпионат я смотрю в полном объеме и с большим удовольствием. И мне приятно, что я могу делать его лучше, качественно прокомментировав матч и поучаствовав в хорошем проекте.
— Правда, что вы смотрите абсолютно все матчи в туре высшей лиги? Не надоедает?
— Нет, не надоедает. А если начнет надоедать, то значит, что мне пора на мойку)
Если серьезно, то все матчи тура я физически не могу посмотреть. Хотя бы потому, что какой-нибудь поединок играется в то время, когда я в дороге. Но если у меня есть свободное время, то я непременно смотрю матч высшей лиги.
— Какие курьезные ситуации происходили с вами во время эфиров?
— Вспоминается одна ситуация. На ОИ-2022 в Пекине я комментировал конькобежный спорт с, к сожалению, уже покойным Александром Николаевичем Новаковичем. Во время эфира Александр Николаевич как ни в чем не бывало, не снимая наушников, ответил на телефонный звонок. Ему звонили представители нашей олимпийской команды. Благо я еле-еле успел отключить микрофон, чтобы разговор не стал достоянием общественности.
Бывший старший тренер сборной Беларуси по конькобежному спорту Александр Новакович
— Какие качества должны быть у классного комментатора?
— Я выделю три главных качества. Первое — это реакция. Нужно оперативно реагировать на моменты. Второе — владение словом. Это обязательная часть, так как без нее ты банально не сможешь четко выразить свои мысли. Третья — любовь к спорту. Если ты свадебный ведущий, то этого недостаточно, чтобы стать успешным комментатором. Все-таки нужно быть максимально вовлеченным в процесс. И зрители очень быстро прочтут, когда человек не владеет материалом.
В некоторых случаях болельщики могут владеть матчастью лучше комментаторов. Что нового я могу рассказать болельщику «Барселоны», который переживает за эту команду 20 лет? И если я не отличу Хави от Иньесты, то многие подумают, что человек выбрал не ту профессию.
— В программе «На грани фола» вы постоянно вступаете в споры с другими участниками и, в частности, с Сергеем Мацкевичем. Это свойство натуры? Сергей Иванович устраивал с вами разъяснительную беседу, как обещал в одном из выпусков?)
— Наш спор остается только в рамках программы. Во-первых, Сергей Иванович — мой начальник. Во-вторых, старший товарищ, к которому я отношусь с большим уважением.
Я не нарушаю иерархии. Считаю, что интерес к передаче станет выше, когда одна часть аудитории будет соглашаться с Соловьем, а другая — с Мацкевичем. На некоторые футбольные нюансы с Сергеем Ивановичем мы смотрим по-разному. Интересно, что болельщики в основном знают меня не столько как комментатора, а сколько как эксперта «На грани фола».
— Дмитрий Ровнейко говорил в эфире программы про вас: «Знаете, вот именно у вас, Геннадий, чувствуется такое пренебрежительное отношение к футболистам. Все это с усмешкой. Это не только мое мнение, но и других тренеров». Что думаете на этот счет?)
— Здесь все очень просто. Пусть во время эфира мы и спорили с Дмитрием, но после него пожали друг другу руки, и никаких обид между нами не осталось.
Моя работа — говорить о футболе и о том, что вижу. Если сборная два года не выигрывала, то значит что-то не так. Об этом я честно сказал Дмитрию, а он нашел свои аргументы и мне ответил. Но эта дискуссия оказалась резонансной, мне в соцсетях написало немало болельщиков.
— Как-то со сменой тренерского штаба атмосфера вокруг сборной стала более живой, что ли.
— Безусловно. Футболисты говорят, что тренировочный процесс стал совершенно иным, а настроение в команде — более позитивным. Это те элементы, благодаря которым и результат улучшился.
Я рад, что от сборной ушла эта постоянная апатия — пусть и не окончательно, но тем не менее.
— Менее чем через полгода состоится Евро-2024. За какую команду будете болеть и почему?
— Я болею за две сборные — Беларуси и Италии. Думаю, не стоит объяснять? почему я поддерживаю нашу команду) Что касается итальянцев, то так с детства повелось. Также сыграло роль то, что я поддерживаю «Милан».
— Итальянцев бросает то в жар, то в холод.
— Есть такое дело. Классным был Евро-2020. На том форуме мне посчастливилось комментировать два матча будущих победителей.
— Переходим к блиц-опросу. Лучший матч, который вам удалось посмотреть?
— Посмотреть или прокомментировать?
— Давайте и то и другое.
— Если посмотреть — то это игра Италия — Беларусь, в которой Макс Ромащенко со штрафного забил в «девятку».
Если прокомментировать — то матч-открытие Евро-2020 Турция — Италия. Очень классно было прийти на стадион, который я раньше видел только по телеку. И приятно, что я комментировал игру будущих победителей турнира.
— Лучший тренер в истории высшей лиги?
— Виктор Гончаренко. Это человек, который совершил полет в космос — впервые вывел белорусскую команду в группу еврокубков.
— Ваша любимая музыкальная группа/исполнитель?
— С возрастом потихоньку отходишь от этого и уже просто слушаешь то, что нравится. Не так давно мне стал заходить олдскульный русский рэп. Особенно 25/17. Не могу не отметить творчество Гуфа, или Алексея Долматова.
— Думал, вы слушаете русский рок.
— Со временем все меняется. В студенчестве я слушал «Король и Шут» и Red Hot Chili Peppers. Да, они и сейчас могут быть в моем плейлисте, но теперь он более разносторонний, нежели раньше.
— Ваше главное хобби?
— Мне очень повезло в жизни — мое главное хобби является одновременно и профессией.
Еще мне нравится история. Особенно интересны личность Владимира Ильича Ленина и советский исторический период.
— Продолжите фразу. Я обязательно...
— Посещу матч «Милан» — «Интер».
— Ваш любимый комментатор в детстве?
— Владимир Николаевич Новицкий. Он задал столько трендов, и много его крылатых фраз ушли в народ. Это тот человек, который на все 100 процентов состоялся в профессии.
— Назовите три признака разностороннего человека.
— Я назову один — это когда человек может поддержать разговор на любую тему в течение 10 минут. Это признак концептуально развитого человека.
— И снова закончите предложение. Быть Геннадием Соловьем — значит...
— Любить белорусский футбол.
Автор: Антон Карасевич.
Фото: ФК «Динамо» (Минск), личный архив Геннадия Соловья, skating.by.