Белорусские гандболисты уже приучили нас к победам в бесконечной серии товарищеских матчей с российской сборной. Так что поражение в решающем поединке «Кубка дружбы» удивило многих (28:31). Тем более что по ходу поединка белорусы уступали и с разницей в 10 (невиданное дело) мячей. Помимо этого, наша команда одержала на турнире две победы — над Китаем (34:22) и Россией-2 (36:22).
По возвращении из Москвы мы пообщались с главным тренером сборной Юрием Шевцовым.

— Сдается, что в российскую столицу команда приехала в оптимальном составе — наконец-то к сборной присоединились Влад Кулеш и Кирилл Самойло. Тем не менее результат болельщиков не порадовал.
— Начнем с того, что состав у нас все же был не самый оптимальный. Не хватало четырех игроков основной обоймы.
Дмитрий Хмельков и Станислав Шабельников травмированы. Артем Кулак решал проблемы по здоровью, мы обговорили его отсутствие заранее. Он и в Катар с нами не летал. Никита Вайлупов в Дохе играл, но потом ему надо было уехать, решать проблемы с документами.
У Влада Кулеша тоже не все было благополучно — он ведь не играл в двух последних турах бундеслиги из-за травмы и в Москве действовал в возможных рамках.
Про Самойло я всегда говорил, что ему надо менять клуб, потому что в «Висле» он играет только в защите. А я всегда знал его как хорошего бомбардира, забрасывавшего по десять мячей в каждой игре. Поэтому в сборной дали поиграть ему в нападении, и, думаю, эмоционально это сильно его подзарядило.
Моя рекомендация Кириллу осталась в силе. Повторю ее еще раз — если ему по-прежнему не будут давать играть в нападении, то надо менять клуб.

— Показалось, что в решающем матче с россиянами сборной не хватило мотивации, которая из хозяев прямо-таки била ключом.
— Да, это была наша не лучшая игра, и некоторыми ребятами я остался недоволен, они не показали того, что я ожидал. Таких провалов, которые возникали по ходу матча, быть не должно. Но в конце мы ведь могли проиграть не три мяча, а два или один. А если бы не некоторые решения судей, которые все видели, счет мог оказаться и иным.
Хотя, конечно, надо отдать должное россиянам — они здорово провели этот матч. Но давайте найдем положительный итог и для нашей сборной. Почти безнадежно уступая по ходу второго тайма, мы все-таки боролись до конца и показали, что у нас есть команда. Ну а товарищеские турниры для того и служат, чтобы делать выводы. И последних по итогам московского скопилось немало.
Так же, как и после «товарняков» в Катаре. Мы знаем, что, когда нас допустят на международную арену, а это обещают уже в ближайшее время, то стартовать будем из совсем другой отборочной корзины и с другими соперниками.
Но формировать состав нужно уже сегодня, и наш тренерский штаб этим занимается.
— Недавно «Быстрый центр» выбрал лучших игроков Беларуси и России в 2025 году. Отрадно что тройку лучших составили наши земляки — Артем Королек, Игорь Белявский и Олег Луня. У вас есть свои вариант призеров?
— Его нет, это ваше журналистское дело. Мне сложно сравнивать игроков, которые выступают в чемпионате Беларуси и в Лиге чемпионов. Для меня информативнее иные характеристики — насколько надежен игрок в обороне, как успешно играет в нападении, что приносит команде, как ведет себя в экстремальной ситуации и так далее.
— Кажется, Кирилл Рабчинский со всей своей потрясающей армейской результативностью неплохо смотрелся бы на турнире в Москве. Дал бы огня, как, впрочем, и Олег Луня.
— Мы, кстати, вызывали Олега на сбор, но он травмирован. На позиции Рабчинского у нас сразу три опытных игрока — Хмельков, Кулеш и Самойло. Но понятно, что Кирилла мы из списка не исключаем. Тем более что я всегда вызываю молодых ребят в сборную. Как и сейчас — Матвея Барбашинского.

Кирилл сделал хороший шаг, перейдя в «Кельце» — команду Лиги чемпионов. Думаю, там он себя тоже покажет, и его время в составе национальной сборной не за горами. Хотя ему надо быть готовым к конкуренции — позиция левого полусреднего у нас неплохо укомплектована.
— Недавно заново укомплектовалась и Международная федерация гандбола. Хассан Мустафа сохранил свое место, но на него претендовал наш хороший знакомый Герд Бутцек, который в девяностые десять лет был вице-президентом БФГ. Интересно, за кого из них вы переживали больше.
— Я прекрасно знаю и одного и другого. Для нас они оба были очень хорошими вариантами, потому что главная задача для белорусского гандбола — это возвращение на международную арену. И египтянин, и немец заверяли нас в том, что предпримут все для скорейшего решения этого вопроса.
Победил, как известно, Мустафа, и мы теперь находимся в режиме ожидания.
— Герд очень ярко проводил рекламную кампанию, говоря, в частности, и о том, что пляжный гандбол должен выйти на новые рубежи в мире. А в Беларуси, чья сборная стала первым чемпионом Европы 25 лет назад, он практически не развивался.
— Ух… Даже не знаю, что ответить, потому что с «пляжкой» я сталкивался только один раз в жизни. Да и то это был не матч, а, скорее, шоу. Признаюсь, я и правил-то этого вида спорта не знаю:)
Но у меня есть оперативные сведения, что этот вид с наступлением тепла получит новый импульс. Борис Пуховский — новоявленный вице-председатель федерации — собирается заняться развитием «пляжки» в стране всерьез.
Вообще я рад, что Пуховский остался в гандболе. Знаю, что он развил активную деятельность, ездит по регионам, проводит мастер-классы и встречается с тренерами, специалистами и функционерами.
Юмор Коноплева, доклад Шевцова, возрождение пляжки с подачи Пуховского
Боря — личность яркая, импульсивная, а это здорово. В рамках нашего рекламного проекта на ноябрьском турнире в Минске Пуховский был в тренерском штабе второй сборной, и я видел, что в минутных перерывах он не молчал. И пытался передавать игровой опыт ребятам, хотя мог бы исполнять свои обязанности без излишнего энтузиазма.

— Продолжим про энтузиазм. Юрий Шевцов, как напомнили нам во время трансляции московского турнира, по-прежнему держит мировой рекорд (если это не так, то поправьте) по длительности работы с национальной сборной — с 2009 года. За такой солидный срок эмоции, наверное, могли бы и притупиться, нет?
— Насчет рекорда не знаю, хотя да, работаю с белорусской сборной уже долго. Но это решение федерации. Если она посчитает, что ей нужен другой тренер, то я безоговорочно уйду.
Если говорить о собственном ощущении, то и желание, и эмоции у меня есть. Эту команду создавал я, всех ребят прекрасно знаю еще с юных лет, и мне очень жаль, что это поколение в свои лучшие гандбольные годы не играет там, где оно должно было быть.
Вернуться и показать результат лучше, чем тот, что был до отстранения, — по-моему, это очень хорошая мотивация.
— Каков же дальнейший план у сборной.
— Ждем заседания исполкома европейской федерации. Обычно он проходит во время чемпионата Старого Света, который стартует уже через неделю. Надеемся, что новости окажутся оптимистичными.
Что же касается следующего окна в расписании национальных сборных, то оно будет в середине марта. Безусловно, мы рады всем спаррингам и турнирам, но в этот раз хотелось бы провести сбор дома и просто поработать в зале.
Потому что перед Дохой были четыре тренировки по часу, перед Москвой тоже четыре — по полтора-два часа. А этого все-таки мало для налаживания взаимодействий между игроками, выступающими в разных чемпионатах.

— Во время московского турнира на 92-м году жизни умер Анатолий Евтушенко, под началом которого вы играли в сборной СССР…
— Последний раз мы виделись с Анатолием Николаевичем в Вене, где он жил. Мы приезжали играть, и он живо всем интересовался, общался и со мной, и с ребятами, сохраняя интерес к гандболу и в почтенном возрасте. Увы, жизнь не бывает бесконечной, и рано или поздно это случается с каждым.
Евтушенко был человеком своеобразным, но довольно чутким и тонким. Он понимал психологию команды, и его дуэт со Спартаком Мироновичем в сборной был очень гармоничным. Спартак Петрович занимался тренировочным процессом, Анатолий Николаевич — всем остальным. И у обоих получалось очень хорошо.
О Евтушенко у каждого из сборников было свое мнение. Чего скрывать, он не всем нравился, но я не скажу о нем ни одного плохого слова. Мне он всегда был симпатичен. Так что очень жаль…
Фото: ФГР, Максим Кубарский (БФГ).








