Чемпионат Беларуси уже не первый год является привлекательным местом для молодых африканских футболистов, желающих прокачать свои скиллы и запустить европейскую карьеру. И порой задуманное им удается. Сиди Бане, еще пару лет назад никому не известный паренек из Сенегала, переходит во французский «Ланс», даже не успев стать хедлайнером высшей лиги. А габонский нападающий «Гомеля» Джуниор Эффаге входит в число лучших бомбардиров чемпионата-2024 и тоже привлек к себе интерес других клубов.
Сегодня мы расскажем вам про либерийского студента одного из гродненских ВУЗов Тито Йорми Джуниора, который запускает карьеру профессионального футболиста в составе «Слонима-2017» (Д2). В нынешнем сезоне первой лиги на счету 22-летнего полузащитника 11 матчей за слонимцев, которые занимают в таблице 16-е место из 18. О Беларуси и Африке, драниках и курице с рисом, футболе, девушках и многом другом Bet News поговорил с легионером из минора.
— Здравствуйте, как дела? — с улыбкой поздоровался Тито.
— Привет, все окей. Слушай, ты хорошо говоришь по-русски. Откуда это?
— В Беларуси я уже более трех лет. Приехал сюда из Либерии учиться в университете в Гродно. И ни слова не знал по-русски. Первые полгода был на подготовительном факультете. Вот там и научился более или менее говорить и понимать.
— На кого учишься?
— Учусь на программиста, на софт-инженера. В школе очень любил математику. Почему поехал учиться в Беларусь? Дома я бы не смог получить образование такого качества в данной сфере. Учиться мне очень нравится. Но я перешел на индивидуальное обучение, потому что сейчас моя главная цель — это футбол. Сосредоточен на том, чтобы развивать свою карьеру. Для того и переехал из Гродно в Слоним — чтобы играть в футбол. Но учебу тоже не бросаю, в основном дистанционно учу все, что мне задают преподаватели.
— Как ты вообще оказался в Беларуси?
— Ранее я ни разу не был в Европе. И, когда приехал сюда, было очень холодно, у меня был холодный шок:) Но быстро привык. Узнал про вашу страну от моего друга из Нигерии, который уже жил здесь. И я вместе с моим лучшим другом приехал сюда учиться. Мне здесь очень нравится. Гродно — замечательный город. Слоним тоже, но он намного более тихий, чем Гродно. Адаптировался у вас быстро и по дому особо никогда не скучал. Последний раз был два года назад.
— Расскажи о своей жизни в Либерии.
— Рос в небольшом городе Ганта. Там и окончил школу. Был обычным ребенком — любил компьютеры и спорт. Мои родители занимаются бизнесом — у папы несколько продуктовых магазинов, у мамы свой ресторан.
— Значит, твои родители — довольно обеспеченные люди?
— Да, так и есть.
— Помогают тебе деньгами?
— Да. Спасибо им за это огромное.
— Африканские семьи, как правило, очень большие…
— У моих папы и мамы четверо детей, включая меня. Вне этого брака у папы есть еще пять детей. Также у мамы еще одна дочь вне брака с моим отцом. Кроме того, у меня много дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер.
Тем временем мы подошли к берегу живописной реки Щара.
— Эта река похожа на африканские?
— Да, только в африканских еще крокодилы водятся:)
— А у тебя есть бабушка, которая живет в деревне?
— Да, есть.
— И там ты видел разных животных?
— Ну да. На поле возле деревни иногда можно увидеть жирафа. А так у нас в Либерии есть и слоны, и носороги, и львы. Но они, конечно, живут в основном не возле городов и деревень, а в лесу.
— Главные отличия Либерии и Беларуси?
— В Беларуси мне больше нравится. Здесь лучше развиты города, дороги и так далее. Здесь больше цивилизации. Плюс более безопасно. Не скажу, что в Либерии творится какой-то ужас. У нас по сравнению с некоторыми странами Африки все спокойнее. Но в Беларуси все равно безопаснее.
— Сталкивался ли ты в нашей стране с проявлениями расизма в твою сторону?
— Честно, ни разу. Здесь в основном очень добрые люди, и ко мне относятся очень хорошо. У меня много друзей — и в университете, и в команде.
— Сейчас ты играешь в небольшом городе. Болельщики часто узнают на улицах?
— Да, часто. Просят сфотографироваться. И в инстаграме пишут.
— Девушку белорусскую не нашел среди поклонниц футбола?
— Нет. У меня сейчас нет девушки — ни белоруской, ни африканской. Вообще в Беларуси очень красивые девушки. На мой взгляд, у вас они более фигуристые, чем в Либерии. Хотя и в моей стране есть красивые.
— А где ты теперь живешь?
— Клуб предоставляет мне, как и другим игрокам, общежитие. У нас блок, в котором две комнаты по три человека. Я дружу с ребятами, с которыми живу в блоке. Там, кстати, делают ремонт. Меня все устраивает.
— Как проходит твой обычный день здесь?
— С утра у меня тренировка. Потом я прихожу в общежитие, сам готовлю себе еду. Затем сплю, отдыхаю, сижу в интернете. После этого вечером занимаюсь футболом самостоятельно, хожу на стадион, бегаю и работаю с мячом. Потом опять ем. Спать ложусь примерно в 23:00.
Конечно, могу сходить с друзьями на дискотеку или в кафе. Но это не часто. Плюс играю в компьютерные игры. И еще не забываем, что я учусь в университете и мне нужно выполнять задания.
— Какая твоя любимая компьютерная игра?
— Call of Duty. В школе очень любил играть в Dota.
— Что ты обычно готовишь себе поесть?
— Мы в Либерии очень любим рис. Чаще всего готовлю рис с курицей. Для меня это привычная еда. Хотя в Беларуси я стал есть больше картошки, которой здесь очень много. Вот сегодня, например, на ужин буду готовить себе жареную картошку с яйцами. У нас в Либерии в основном картошка фри.
— Драники пробовал?
— Драники — это мое самое любимое блюдо из картошки. Объедение!
— А пробовал ли белорусские глазированные сырки?
— Нет. А что это такое?
— Пошли заценим.
Через несколько минут, шагая по древним улицам центра Слонима, Тито делился впечатлениями от белорусского гастрономического изыска и от здешней старинной архитектуры.
— О, я вижу творог, и это очень вкусно на самом деле, мне нравится.
Да и в центре красиво. Пока ты не сказал, не знал, что здесь много зданий XVIII века. Очень интересно. Надо сфотографировать и отправить такую красоту маме.
— Давай перейдем к твоей карьере. Как ты пришел в футбол?
— Да переезда в Беларусь я выступал в третьей лиге в Либерии, там любительский уровень. Потом уже в Беларуси играл за университетскую команду. Там меня заметил бывший главный тренер «Слонима-2017» Игорь Латош и пригласил в команду. Это было весной 2023 года. Так я перевелся на индивидуальное обучение и приехал играть.
— Значит, в детстве ты не занимался футболом у тренера?
— Ты немного не понимаешь. Это здесь в каждом городе есть футбольный тренер и школа. А у нас этого нет. В моем родном городе никогда не было футбольной школы. В детстве все просто играют на улицах. Футбольные школы начали появляться только сейчас. И то их немного.
— Выходит, самый известный футболист в истории Либерии Джордж Веа, возможно, также учился футболу на улице?
— Точно не знаю, но думаю, что да. В Беларуси у меня намного больше возможностей развиваться как футболисту. Да, африканцы чаще более выносливы, но здесь игроки намного более техничны и обучены. Мне очень нравятся тренировки в «Слониме-2017», много времени уделяется тактике. Моя главная цель сейчас — расти как футболисту и учиться тому, чему я не мог научиться в Либерии.
— Уровень футбола в Беларуси на порядок выше, чем у тебя на Родине?
— Конечно! И сейчас хочу зарекомендовать себя в «Слониме» и попасть в команду из высшей лиги. Пока у моей нынешней команды дела не очень, недавно сменился тренер (Антуан Майоров уступил пост Георгию Татарашвили. — прим. Bet News). В белорусcкой первой лиге все команды примерно одного уровня, но моему клубу как-то не везет в этом сезоне. Честно скажу, с каждым специалистом, который тренировал «Слоним», мне очень нравилось работать. Да и в команде все — и футболисты, и руководство — очень хорошо относятся ко мне. Вот, недавно ездили в летний лагерь, пообщались с детьми, пофотографировались, поиграли в футбол.
— Самая сильная команда, против которой тебе доводилось играть в Беларуси?
— Это был футбольный клуб «Витебск» в прошлом году. Не зря он сейчас играет в высшей лиге.
— А сам в какой команде высшей лиги хотел бы играть?
— Мне нравится «Неман». Очень хорошая команда, да и в Гродно я учусь. Было бы хорошо попасть туда. Хотя моя цель сейчас — попасть в любую команду из высшей лиги.
— Какая твоя любимая футбольная команда в мире?
— «Барселона».
— Значит, после Беларуси мечтаешь попасть в Испанию?
— Нет, моя мечта — играть в Бельгии.
— А как котируется на международном уровне сборная Либерии?
— Не очень. В Африке есть намного более сильные команды.
— Как оцениваешь шансы попасть в сборную своей страны?
— Если буду играть в высшей лиге, то, вполне возможно, меня пригласят. За футболистами, которые выступают в европейских чемпионатах, в Либерии следят. Так что если карьера в Беларуси сложится, то меня обязательно вызовут.
— Какую музыку предпочитаешь?
— Афробит.
— А из фильмов?
— У нас в Либерии очень любят фильмы, снятые в Нигерии. Вообще Нигерия — это своеобразный Голливуд Африканского континента.
— За кого болеешь на Евро-24?
— За Францию! Потому что там больше всего игроков с африканскими корнями:).
— Кто тебя удивил на Евро?
— Это сборная Албании. Хоть она и выбыла из турнира, но мне понравилось, как сыграли албанцы.
— Такую модную прическу тебе кто сделал?
— Это моя подруга. Она тоже из Африки и учится в Гродно. Заплетает такие косички.
Автор: Никита Пастухов.
Фото: пресс-служба ФК «Слоним», Никита Пастухов.