Чемпионка Афин-2004 и автор, наверное, самой яркой победы в олимпийской истории Беларуси Юлия Нестеренко ответила на вопросы болельщиков в рамках конкурса, организованного самой прославленной легкоатлеткой совместно с телеграм-каналом BYsport.
А с учетом того, что большие интервью брестчанка дает крайне редко, у нас есть уникальный шанс узнать, чем сейчас живет Белая Молния. Спойлер: возможно, вы вообще ничего о ней не знаете.
— Кстати, почему именно Белая Молния?
— Греки придумали. На следующий день после моей победы в местной газете был небольшой текст. Назывался он «Белая молния».
— Насколько тяжело психологически далось звание самой быстрой женщины планеты?
— Это была маленькая битва, и психологическая устойчивость, возможно, стала решающим фактором. Потому что в финале практически все бегуньи находились примерно на одном уровне физической готовности. Все решали сотые доли секунды, и выиграть могла каждая.
Самой тяжелой была ночь между предварительными и финальными забегами. У меня чрезвычайно чувствительная и возбудимая нервная система, поэтому заставить себя заснуть было очень сложно. Все стартовала и стартовала в голове…
Ну, и последний час до финала тоже был непростым. Но через молитву и образы близких получилось немного погрузиться в себя, сильно не волноваться и не тратить энергию.
— Какой фактор стал решающим в течение тех исторических 10,93?
— В тот год все складывалось удачно. Уже закончила институт и полностью сконцентрировалась на тренировках, была однокомнатная квартира в общежитии и команда — доктор плюс массажист.
Но решающим фактором стала методика, по которой готовилась к Играм. Увидела эту работу, попробовала, почувствовала через тело — и поняла, что это мое.
Уговорила тренера — под свою ответственность. Зимой на чемпионате мира взяла бронзу с высокой температурой. Но главное, что работа давала результат.
Много бегала с отягощениями. Одеваешь пояс с закрепленными сзади санками, на которых лежит блин весом в 10 кг, и бегаешь с ними. Зимой — по 60 метров, летом — по 100.
Срабатывает накопительный эффект. И когда отстегиваешь эти санки, сбавляешь к старту все нагрузки, то ноги, привыкшие к отталкиванию через сверхусилия, потом бегут сами… Очень быстро бегут.
И последняя, решающая точка — это божий промысел. Любая победа — это выбор Бога. На старте у меня было тотальное доверие. Ничего не просила. Просто перекрестилась и искренне, по-детски, произнесла: «Боженька, пусть все будет так, как ты захочешь».
— О чем думали непосредственно во время забегов на Олимпийских играх? Или на это не было времени?
— На стометровке не успеваешь думать. Появляется только одна мысль: получился или не получился старт. И на финише тоже: проиграл или выиграл.
— Помните свои эмоции и настроение после победы на ОИ?
— Самое основное из всего, что я чувствовала, — это усталость и полное опустошение. Радость от того, что все это, наконец, закончилось.
— Через какое время пришло реальное осознание того, что вы совершили в Афинах?
— Ха, а я и не знаю, пришло ли оно вообще… Просто занималась любимым делом, трудилась, старалась, молилась, верила.
Я же не проснулась вдруг олимпийской чемпионкой. Это путь — тяжелый и непростой, потому что точно такую же цель ставили перед собой спортсмены во многих странах мира. И лучших из них надо было обогнать.
Так что это просто благополучный итог труда и веры. Не воспринимаю это как что-то сверхъестественное.
— Как известно, олимпийское золото принесло вам не только почет и славу, но и испытания, жизненные сложности. Никогда не задумывались, что было бы проще и лучше, если бы не эта медаль?
— Вы правы, медаль принесла не только радость, успех и исполнение мечты, но и испытания… И больше всего их было в первые год-два.
Я просто хотела, как и раньше, тренироваться и соревноваться. К публичности, вниманию была не готова, и иногда медаль хотелось просто выкинуть. Это настоящее и непростое испытание медными трубами…
Очень долгое время была ненормальная реакция на звонки телефона. Ужас внутри от того, что опять меня будут о чем-то просить… Но сейчас я благодарна за все, потому что получила бесценный жизненный опыт.
Этот мир так устроен, что только испытания заставляют человека развернуться и пойти к себе настоящему. Из благости, когда все хорошо, человек не захочет меняться… Человеку нужна встряска. Поэтому испытания — это благо.
— Поработав с белорусскими футболистами, вы говорили, что у многих из них неправильная техника бега. Можете выделить кого-нибудь из футболистов, кто в этом плане может дать пример другим?
— Есть толковые молодые ребята из академии брестского «Динамо», которые сейчас играют в высшей лиге. В «Рухе» при Александре Седневе было несколько способных ребят. Но фамилий не вспомню, уже отошла от футбола.
Запомнила только камерунца Габи Кики и украинца Александра Нойока. Получала эстетическое удовольствие от их бега.
— Следите ли вы за другими видами спорта, кроме легкой атлетики? Кто из мировых звезд импонирует и почему?
— Спорт сейчас смотрю редко. Нравится ямайская бегунья Шелли Энн Фрейзер-Прайс. Долго держится на очень высоком уровне и вообще очень позитивный, улыбчивый и светлый человек. Таких людей особенно люблю.
— Сергей Бубка или Арман Дюплантис?
— Дюплантис.
— Нужен ваш совет: как преодолеть себя и возобновить ежедневные пробежки, находить силы и мотивацию?
— Думаю, должна быть цель. И четкое понимание, зачем вам это надо. Без этого все будет от случая к случаю. А дисциплина нарабатывается в процессе. Step by step.
— Часто на выбор стези влияет чей-то пример или случай. Расскажите, как начался ваш путь в легкую атлетику и что стало толчком, после которого окончательно осознали: «Я хочу быть спринтером!»
— Путь этот случился благодаря моему учителю физкультуры и первому тренеру Сергею Владимировичу Салямановичу.
Я выделялась, обгоняла мальчишек. Но мне не хотелось ходить на тренировки каждый день и выполнять задания тренера. Больше нравилось гонять в «Казаки-разбойники» по всему микрорайону:) Тренер долго и упорно уговаривал, общался с родителями. Потом случились первые соревнования, откуда я привезла три первых места — в беге на 60 метров, на 60 с барьерами и в прыжке в длину. Проснулся интерес.
А окончательное желание быть только спринтером появилось в минском РУОРе, где я проучилась два года и тренировалась как многоборка.
Надо признать, это довольно тяжелый вид спорта. И в нем у меня тоже неплохо получалось. Но именно тогда я поняла, что хочу бегать только спринт.
— Как достичь гармонии с собой и окружающим миром?
— Такая гармония наступает лишь тогда, когда человек обнаруживает свою подлинную природу. Суть. Истину. Но ее не надо искать. Она уже есть! Внутри каждого человека. Надо развернуть свое внимание внутрь и увидеть ее под грудой мусора…
Мусор — это наши эго-установки (я, мне, мое) и не пережитые деструктивные программы (страх, обида, претензия, неприятие, агрессия и т.д.) Общественные невидимые рамки, стереотипы и обусловленности. Вот от этого мусора рано или поздно придется избавиться каждому!
Осознанность — это внимательность. К тому, что чувствуешь, что думаешь, что ощущаешь, как реагируешь. Два наилучших инструмента — это исследование самого себя и медитация для успокоения ума и внутренней тишины. Во всяком случае, для меня.
— Что лучше: слушать музыку в ушах или поддержку толпы при беге?
— На стометровке ничего не помогает:) Фигачишь себе — и все. И даже если услышишь крики и слова поддержки, они никак не повлияют. Все слишком уж быстро. А так меня очень хорошо заводит музыка. На пробежке, в разминке, да и по жизни тоже.
— Как вам помогает рыбалка, и какого самого большого карпа поймали?
— Точный вес не помню, но за 10 кг точно. Мое лучшее достижение в карповой ловле — это 350+ кг за трое суток соревнований и итоговое первое место. Раньше рыбалка помогала разгрузиться и переключиться. Но все это уже в прошлом.
— Все чаще случается, что мужчины-трансгендеры выигрывают официальные женские соревнования, в том числе по бегу. Нередко спортсменки высказываются, что не чувствуют себя равными в таких состязаниях и что у них попросту крадут победы. Какое ваше отношение к участию подобных атлетов (мужчин-трансгендеров) в женских стартах? И как относитесь к тому, что в Корее, Китае, других азиатских странах едят котиков?
— Вопросы про трансгендеров и поедания котиков можно объединить в один ответ.
В мире нет ничего, что меня шокирует, нервирует и напрягает. Нет ни к чему сопротивления и неприятия. Потому что я знаю подлинную природу этого мира. Через собственные духовные переживания.
Очень хорошо понимаю чувства людей, которые они испытывают. Есть сострадание, но нет жалости. Это разные вещи. Сострадание — из любви. Жалость — из гордыни. Весь этот мир соткан из любви.
Не должно быть так: любовь-ненависть. Например, я люблю животных — и ненавижу мучителей. Любовь должна быть без ненависти. Чтобы прийти к целостности и завершенности, надо выйти из полярностей. Где есть ненависть, там нет любви. Это псевдолюбовь. Фальшивая любовь. Истинная любовь принимает всех и поголовно.
Даже в самом жестоком садисте есть божественное существо, которое до такой степени себя забыло, что превратилось в существо-убийцу. Из любви к нему огромное сострадание. Как же ему на самом деле хреново, что он вынужден стать монстром? Вынужден был проиграть эту игру, чтобы увидеть истинного себя. По-другому, видимо, не мог, раз дошел до крайности… Суждение о ком-то или о чем-то исходит из частности, из разделенности.
А это не истинно. Эту игру затеяли не мы. И не нам знать, как оно на самом деле.
Здесь нет ничего неправильного. Бог стал этим миром. Он им фактически и является. Мир в нем. И это надо понять и осознать…
— Расскажите про свою коллекцию статуэток котов. Как зародилось такое увлечение, и есть ли у вас живые котики?
— Иногда у людей спрашивают: «С каким животным вы себя ассоциируете?» Тогда я — однозначно кошка. Или тигр. Или гепард. Любовь к кошачьим у меня с детства. Каждый раз, когда маленькая Юля шла домой из школы, она приносила домой какого-нибудь кота-бедолагу.
Родители разрешали только покормить и потом уносили на улицу. Но когда это повторялось снова и снова, они устали бороться и подарили маленького котенка. Это был лучший подарок в моей жизни!
Коллекция начиналась в детстве с открыток и картинок с котиками. Потом мягкие игрушки, затем статуэтки… Благодаря спорту я много путешествовала, и мне нравилось находить и привозить необычных котиков со всего мира. Плюс много чего подарили друзья.
А вообще спасибо за этот вопрос! Потому что сейчас не знаю, что с этой коллекцией делать. Котики свою миссию выполнили и сейчас для меня ничего не значат. С удовольствием передам в дар целиком или по отдельности. Буду благодарна за идею, что с ними делать.
Что касается живых котиков, то у меня дома их три:) И еще три пока что на улице. Они достались по наследству от соседской бабули, которую в одну из зим дети забрали к себе.
— С точки зрения профессионального спортсмена кому больше симпатизируете — Криштиану Роналду или Лионелю Месси?
— Не слежу за Месси. Про Роналду знаю, что он специально тренировался с серебряным призером Олимпиады в Афинах на стометровке нигерийцем Фрэнсисом Обиквелу, проживающим в Португалии.
Криштиану выполнял выбегание из низкого старта с беговых колодок — для развития взрывной скорости. Поэтому ему респект за такое самосовершенствование, он реально крутой парень!
Криштиану Роналду и Фрэнсис Обиквелу
— Умение быстро бегать пригодилось в обычной жизни? Например, когда нужно было догнать уезжающий поезд или хулигана:)
— Конечно, пригодилось. Один случай мог стоить мне здоровья. Надо было вернуть конспект однокурснице. Она жила в частном секторе. Я спокойно зашла на участок, никаких табличек про злых собак не видела:)
Только у самой двери краем глаза увидела большого пса. Он лежал возле будки и смотрел на меня. Возле него — несколько кругов из цепи. Я оказалась в легком ступоре и не знала, что делать. Потом решилась поднять руку, постучать в дверь или в окно.
Как только начала это делать, собака подорвалась и понеслась на меня! Конечно, я стартовала со всей дури. Бежала, а в голове картинка с кругами из цепи… И вопрос: «Какая же ее длина?»
Когда подбежала к калитке, услышала сзади клацанье зубов. Потом, уже по ту сторону забора, увидела, что в районе икроножной мышцы вырван кусок штанины.
Я и сейчас вспоминаю тот случай с содроганием:)
— Примитивная тактика в футболе называется «бей-беги». В вашей дисциплине не нужно даже бить — только бежать. И при этом стометровка всегда приковывает взгляды миллионов зрителей. В чем же магия?
— Легкую атлетику неспроста называют королевой спорта, ведь в нее входит наибольшее количество видов и дисциплин. И, конечно, самым зрелищным и коронным видом считается спринт. Потому что именно здесь определяется самый быстрый человек планеты.
Все очень просто. И быстро. Вдобавок это почти всегда непредсказуемо.
— Через 20 лет после олимпийского триумфа нашли ли вы то дело, которое приносит вам наибольшее удовольствие?
— Все эти 20 лет я очень много участвовала в разных социально-благотворительных проектах. Это не только спорт и дети. Это были и дети-сироты, и инвалиды, и люди с синдромом Дауна. Ветераны спорта. Проекты в поддержку животных. Мастер-классы и живое общение в школах, оздоровительных лагерях по всей стране.
Меня хотели видеть разные люди — учителя, комбайнеры, пограничники, артисты… Звали — я ездила. Для каждого старалась найти слова поддержки. И я была по-настоящему счастлива в такие дни.
Люблю проекты, направленные на созидание, гармонию, объединение. Люблю вдохновлять, обнимать. Люблю, когда идеи масштабны, интересны и креативны.
Такого проекта, в который погрузилась бы всем существом, умом и сердцем, пока нет. Надеюсь, это временная остановка в пути. Сейчас я разбираюсь, изучаю себя и стараюсь максимально открыться жизни. Своей новой жизни…
Фото: Reuters, из личного архива Юлии Нестеренко, Instagram Криштиану Роналду.