Киберспортивная организация Nemiga Gaming уже начала выступление в первом дивизионе Dota Pro Circuit для Восточной Европы. На данный момент коллектив по Dota 2 провел два матча. Следующий ближайший матч состоится 17 января — коллектив сразится с Virtus.pro. В перерыве между играми состав Nemiga пообщался с Вероникой Гамзюковой для Bet News.
Илья «Kiritych» Ульянов, Станислав «Malr1ne» Поторак, Иван «Vazya» Герман, Кирилл «Hellscream» Лагутик, Виталий «so bad» Ошманкевич и их тренер Алексей «j4» Липай назвали фаворитов в регионах, поделились мыслями об изменениях в игре и рассказали про легендарные стратегии.
Сезон Dota Pro Circuit стартовал, и уже предварительно можно выделить фаворитов в регионах. Кого из команд вы причислите к таким?
Hellscream: в Европе фавориты — Tundra и Liquid, которые топ-1 и топ-2 без шансов.
Kiritych: Liquid — бомба! «Nisha» и «miCKe» — люблю игру этих ребят. В Китае мой самый любимый игрок — это «Paparazi灬». Пусть его команда и побеждает.
Malr1ne: Я бы пошел от обратного. Разочаровала игра Secret, как-то вяло и неуверенно. Рад за Nigma, которая дала отпор Tundra и отжала карту. А дальше будем смотреть. Интересно, что будет в нашем регионе, потому что команды близки по уровню.
Vazya: Tundra и Liquid хорошо стартовали, но последние мне все же понравились больше по игре. Будет интересно посмотреть матч между ними.
so bad: Мне кажется, что в Европе будет лидировать Liquid.
А ты, Леша, согласен?
j4: Вполне. Мне кажется, за топ-1 в Европе будет борьба между Liquid и Tundra. Вообще Западная Европа — это очень конкурентный регион. Я бы даже задумался о перераспределении слотов, то есть там сейчас четыре слота, но есть шесть команд, которые претендуют поехать на мейджор и не затеряться там.
В нашем регионе на бумаге самые сильные BB Team и Spirit. Остальные коллективы скорее претенденты на последний слот на мейджор. Однако у всех команд есть вопросы по игре. К примеру, в BB Team много лидеров, из-за этого кому-то может быть не комфортно. У Spirit надо смотреть, как впишется в процесс «Larl», потому что TORONTOTOKYO был ключевым игроком. Остальные команды на одном уровне.
В Северной Америке стало на одну боеспособную команду меньше после дизбанда Quincy Crew. Думаю, Shopify Rebellion вместе с TSM получат по слоту. Остальные вряд ли доберутся до их уровня. Южная Америка — очень сильный регион. Фавориты — Evil Geniuses, beastcoast. Thunder Awaken с белорусом пока не очень понятно, как будет выступать.
В Китае первый дивизион очень просел по уровню. И можно было бы уже задуматься о сокращении количества слотов в этом регионе. Там Aster, PSD LDG, Xtreme Gaming будут бороться за поездку на мейджор. В Юго-Восточной Азии лидируют те команды, которые мы уже видели на прошлых TI — BOOM, Talon Esports.
Леша, а что скажешь про остальные команды Восточной и Западной Европы?
j4: От Liquid и ожидал примерно такого старта. Secret стала сюрпризом, но в сторону минуса. Предполагал, что они сдадут, но не настолько. Они четыре карты проиграли довольно безыдейно. Хотя думал, что они покажут что-нибудь, как та же Nigma, которая у Tundra отжала карту. Tundra выглядит довольно сильной, как и ожидалось.
Gaimin Gladiators немного удивили по-хорошему. Не был уверен, что «Quinn» вывезет команду на уровень и станет хорошей заменой «BOOM», но пока ощущение, что они стали сильнее. GG — приятный сюрприз, думаю, что будут бороться за выход на мейджор.
OG — они, как я и ожидал, выступают стабильно. В матче с Tundra проиграли из-за индивидуальных ошибок, а вот Secret они выиграли очень уверенно. OG — команда уровня 3-6 места. Into The Breach для меня выглядят одним из двух претендентов на вылет, хотя команда неплохая. Просто это говорит об уровне региона. Второй претендент на вылет — Secret.
В Восточной Европе NaVi отжали по карте, и я, в принципе, ожидал, что они будут в средней прослойке команд — с 3 по 6 места. Вообще все команды в регионе очень близки по уровню, поэтому я бы пока не удивлялся результатам на старте.
Darkside не стали удивлением. Там очень хорошие и опытные игроки, вопрос был только в том, как быстро они смогут подтянуть новичков — «DkFogas» и «reibl» практически не играли на высоком уровне. И у них еще есть, куда работать, но пока текущего состояния хватает, чтобы обыгрывать другие коллективы дивизиона. Darkside тоже входила в список команд на 3-6 места.
В этом сезоне помимо Европы белорусы играют и в Южной, и в Северной Америке. Что скажете об игре ?
Kiritych: «Smiling Knight» TI выиграет. Он использует мою теорию, которая заключается в том, что если сильный керри из Европы пойдет играть в Южную Америку, то он очень сильно бустанет команду. Это связано с тем, что там играют безголовно и очень агрессивно. А европейский керри может принести идею и ум в команду. Если все это соединить, то будет бомба.
j4: Thunder Awaken со «Smiling Knight» — ребята с потенциалом, а дальше все зависит от факторов, какая будет работа команды, как он впишется в обстановку. Как пойдет дальше, никто не знает, и в этом прелесть Доты. Но потенциал точно есть. Про «Fishman» и команду... А что про них говорить? У них уже коллектив уровня The International. Все будет хорошо. А «Sunlight»... Не уверен, насколько серьезен он в плане профессиональной Доты. Но если состав Wildcard Gaming настроен серьезно, то не вижу причин, почему бы им не быть в верхней половине дивизиона.
Hellscream: «Fishman» — красавчик, «Smiling Knight» и «Sunlight» желаю удачи.
Европа, Америка, Перу — где белорусы проведут новый сезон Dota Pro Circuit?
Кстати, а где бы вы хотели, чтобы прошел The International в этом году?
Kiritych: В Японии.
Hellscream: Соглашусь с Ильей, тоже хотел бы, чтобы TI прошел в Японии.
Vazya: В Южной Америке.
Malr1ne: Тоже за Южную Америку.
so bad: В Европе. В Дании хотел бы побывать на Инте.
j4: Сиэтл — это оптимальное место, поскольку Valve сама максимально участвует в подготовке турнира. И на мой взгляд, самые качественные Инты были как раз в Сиэтле. Если проводить в новом месте, то, очевидно, нужно искать какого-нибудь подрядчика. И не факт, что будет настолько же круто и по тем стандартам, которые Valve сама же и установила. А из экзотических вариантов, Китай и Юго-Восточная Азия уже были.
Наверное, можно сказать о Южной Америке. Если взять за пример недавний мейджор по CS:GO, там очень горячая публика. И было бы интересно посмотреть, как это наложилось бы на турнир по Dota 2. Все же дисциплина другая с отличающейся динамикой. Но в качестве эксперимента было бы интересно посмотреть.
Какие тактики, стратегии или фишки вы можете назвать легендарными за все существование соревновательной Dota 2?
Kiritych: Spirit — хорошая команда. У них очень хорошее понимание, кто где должен быть, как отпушивать пачки крипов. Деление очень хорошее — я бы сказал, одно из самых идеальных в СНГ.
Hellscream: А у меня другая команда — Secret времен игроков «Nisha» и «MATUMBAMAN».
Kiritych: «MATUMBAMAN» — очень смышленный паренек. Я бы хотел быть его падаваном, но он уже в армии [MATUMBAMAN ушел служить в армию после окончания карьеры игрока — Bet News].
Malr1ne: Мне приходит в голову такое. Аммар начал вводить в игру разных героев на третью позицию. И это задало другой темп Доте и сформировало новую мету офлейн-линии. И тогда начали входить в игру Viper и Razor. Это для меня было очень удивительно.
Vazya: Wisp от OG, с которым они выиграли TI. Это была самая сильная фишка, никто такого не ожидал тогда.
Скоро должен выйти новый патч для Dota 2. Каких изменений вам хотелось бы от него? Если нового героя, то каким он должен быть?
Vazya: Экономику изменить — это прямо очень важно было бы.
Malr1ne: Согласен. Экономику хочется поменять. Условные соло-киллы порой могут перевернуть игру за счет expireence и денег, которые они дают.
so bad: Не хватает героев, которые контрят сумоннеров.
j4: Сейчас в целом всех героев хватает, игра комплексная и на удивление сбалансированная. Но хотелось бы увидеть какие-то новые механики, которых еще не было.
Что должно произойти, чтобы соревновательная Dota 2 в Беларуси вышла на новый уровень, появились новые организации?
so bad: Должны быть турниры, чтобы начала появляться конкуренция. У нас вообще хватит игроков для второй команды? Должны быть спонсоры для поддержки.
j4: Игроков сейчас можно найти хороших. Но должна быть структура для развития начинающих про-игроков. Сейчас есть турнир Fight club с отборами по компьютерным клубам и с финалом на лане. Думаю, что это шаг вперед, в мое время такого не было. Скорее была группа единомышленников, которая сама себе устраивала соревнования, а подобной организации соревнований не было.
Hellscream: Нужно больше турниров проводить. Много лет ничего значимого не проводится. Уже сколько лет назад прошла последняя МЕТА.
Леша и Виталий, вы были раньше тиммейтами, а сейчас в Nemiga вы в отношениях «тренер — игрок». Возникают сложности?
so bad: У нас есть представление друг о друге. Мы понимаем, как мыслим, за счет этого проще работать.
j4: Не сказал бы, что наши отношения отличаются. Кроме того, в Nemiga выступаю в роли шестого игрока, то есть наполовину игрок, наполовину тренер. Так что я не вижу разницы во взаимоотношениях.
Пообщавшись с ребятами, мы расстались. Они ушли тренироваться, тогда как с тренером мы немного задержались, так сказать, завершить разговор.
Можно ли найти хороших дотеров из Беларуси в пабликах?
j4: Думаю, можно, если искать. Как минимум потенциал найти точно есть шансы. Таланты, думаю, есть. Другой вопрос, что с текущей системой матчмейкинга молодежи сложно показать себя. Но вот в Zorka был Иван «onejey» Живицкий. У него высокий ранг, и знаю, что его тестировали некоторые крупные организации.
Леша, а как проходит буткемп состава Nemiga по Dota 2? Какие здесь есть правила?
j4: Общение с глазу на глаз всегда более продуктивно, потому что проще донести какую-то информацию. В онлайне человек может заниматься какими-то своими делами. А ты же не видишь, и не всегда получается достучаться до него. Здесь все проходит значительно проще и в плане командной работы, и в плане индивидуальной.
Что касается правил, то они не жесткие. Каждый человек должен садиться за тренировку разогретым, то есть после одного паблика. Также важно, чтобы все личные вопросы были решены. На сбор, время которого определяется по количеству работы, никто не опаздывает. Обычно мы собираемся за час до тренировки и просматриваем вчерашние игры, закрепляем пройденное, готовимся к тренировкам.
День матча отличается от тренировочных дней. В такие дни нет никакой командной активности. За 1,5 часа встречаемся, проходимся по сопернику, решаем какие-то важные моменты для матча, общаемся и ментально готовимся к поединку. К матчу команда должна подойти свежей и с балансом между фокусом и расслабленностью. На тренировке же наоборот надо подталкивать их в каких-то моментах.
А как обычно продолжается день после матча?
j4: От традиции разбирать матчи после их окончания мы отказались. Независимо от результата поединка все на эмоциях, и там уже не до разбора игр. В плане анализа игр мы разбираем важные моменты, а детали вроде «ты не нажал тут клавишу» мы не углубляемся. Все и так понимают, где и что они не дожали.
Леша, ты стал тренером состава Nemiga, когда он был уже укомплектован. Насколько трудно было войти в команду?
j4: Этот процесс был двусторонним. С одной стороны, надо было влиться в состав Nemiga. С другой стороны, нужно было снова войти в рабочий процесс после долгого перерыва в моей карьере. Я снова привыкал к обратной динамике, а здесь она особенно отличается, потому что парни значительно моложе, кроме Витали и Вани. Я привык к более профессиональному, структурному подходу, когда все члены команды понимают свои задачи. В Nemiga молодые ребята, которые больше опираются на инстинкты и личный опыт. И когда этот опыт сильно отличается, нужно время, чтобы выйти на одну волну, чтобы они начали доверять мне, а я понимать их.
Не особо помогало, что я начал тренировать за две недели до квалификаций к TI. От ряда идей пришлось просто отказаться и перенести на более поздний срок, потому что это было бы для них большим стрессом и риском. Соответственно некоторые идеи были реализованы только к Xmas Show.
А какие матчи Nemiga были близки к твоему идеальному восприятию по тактикам?
j4: Сложно выделить, потому что я помешан на теории Доты и не люблю выделять одни аспекты больше других. Стараюсь их все брать во внимание и применять тогда, когда нужно. Скорее важна командная идентичность, то есть мы не строим планы и стратегии, чтобы идти только по ним. Проблема в том, что следование плану может привести к худшему результату.
Я вижу идеальную систему в том, что есть некое командное видение, которого игроки придерживаются, но при этом они поступают, исходя из ситуации. То есть привязка не к конкретным действиям, а к их подаче тиммейтам. У игроков должна быть свобода на реализацию собственных идей. Внутри игры они видят и чувствуют силу своего героя, и моя задача научить их доносить эту информацию тиммейтам правильно. Вот, пожалуй, самые близкие матчи Nemiga, где это все удавалось — это игры против Virtus.pro на Xmas Show.
Что больше предпочтешь: тактику «бей, беги» или наличие примерного плана?
j4: Важно и то, и то. Зависит от исполнителей. К примеру, Стас Malr1ne действует на инстинктах, было бы глупо его заставлять следовать плану, когда его сильные стороны в другом. Ему нужно давать свободу, чтобы он мог реализовывать себя как игрок. Командная структура должна быть, но инициатива и спонтанные решения приветствуются.
Насколько под твоим влиянием коллектив Nemiga изменился?
j4: Было довольно много случайностей в игровом и тренировочном планах, продолжаем плохие вещи искоренять, а хорошие закреплять. Как раз сейчас мы в построении того процесса, который позволит нам эффективно расти.
А в ближайшее видео на Youtube-канале компании Betera выйдет видео с буткемпа белорусской Nemiga. К слову, поддержать официального партнера Betera можно в социальных сетях: VK, Telegram, Twitter и Instagram.