Яркий блогер, чьи видео набирают сотни тысяч просмотров в тиктоке, основатель медиафутбольной команды «Информ» пришел в Football Space, где ответил на вопросы ведущего Николая Иванова. Мы сделали текстовую расшифровку этого интервью, а посмотреть видео вы можете на ютуб-канале Betera.
— Как тебе чемпионат мира в Катаре? Какие эмоции, что интересного отметил?
— На самом деле, ЧМ в Катаре мне очень нравится с точки зрения непредсказуемости результатов. Япония, например, и другие азиатские команды хорошо играли. Я предположил, почему так может происходить. Скорее всего, это связано с тем, что профессиональные футболисты топ-уровня сейчас, зимой, не выходят на пик своей формы. Обычно такой пик закладывается на конец сезона, к развязке чемпионатов и Лиги чемпионов. А вот азиатские команды могут позволить себе готовить футболистов именно к ЧМ. Потому что для них этот турнир важнее, чем азиатская ЛЧ. Поэтому и лучше играют.
Для меня это кайф! Но я уверен, что если бы поехал туда, в Катар, то был бы не кайф, потому что там пиво не продают. Как минимум поэтому.
— То, что Катар такая закрытая страна с большим количеством ограничений, как-то вредит медийности ЧМ? Нет ощущений, что этот турнир недостаточно громкий?
— Сто процентов да! Меня очень сильно триггерит история с подкупными фанатами, которая не подтверждена официально, но очевидна для всех. Это говорит о том, что большинство настоящих фанатов отказались от поездки в Катар. А те, которые есть, не обеспечивают должной атмосферы и медийности.
Впрочем, насчет медийности можно спорить, так как много топовых блогеров все же поехали на ЧМ. Этим блогерам Катар хорошо платит, их всюду допускают. Для социальных сетей это супер. Там Катар очень открытый, но для обычных болельщиков Катар очень закрытый.
— У японцев, которых ты вспоминал, есть такая фишка: все оставлять в чистоте. Команда убирается в раздевалке, болельщики — на трибунах. Как считаешь, важно ли каждой представленной на ЧМ стране иметь свою отличительную штуку?
— Это должно быть характерно для команд, за которыми меньше следят. Хотя, конечно, так говорить неправильно, потому что любая страна следит за своей сборной. Как бы плохо она не играла, какие результаты бы не показывала. Но все равно: если она пробивается на топ-турнир, интерес к ней возрастает. И если у тебя нет ярких личностей, за которыми следит весь мир, таких как Месси у Аргентины или Роналду у Португалии, то важно иметь то, что способствует популяризации.
Очень круто иметь разные отличительные фишки. К тому же у японцев это скорее не фишка, а другое — черта, культура. Вот какие-то особенности национальных культур было бы очень круто увидеть от каждой команды. Бразильцы, например, очень классно танцуют.
— А тебя не бесит, что они после гола по две минуты танцуют?
— Блин, честно? Я смотрел матч бразильцев с южнокорейцами в компании, и нас это веселило. Я представлял, что со мной рядом танцует Неймар…
— Есть, те кого бесит.
— Конечно, я понимаю. Но для меня лично этьи танцы, которые демонстируют бразильцы, не что иное как показатель невероятной атмосферы в команде. Главный тренер дал поиграть абсолютно всем футболистам своей сборной, даже третьего вратаря! И на самом деле это очень круто.
— Катар, где проходит ЧМ, довольно колоритная страна. Где бы ты хотел увидеть ЧМ в будущем? Может, в Индии?
— В Антарктиде!
— Ого!
— А если серьезно, то было бы здорово взять те страны, где футбола как части культуры никогда не было. Любую страну, где футбол не спорт номер один! Потому что даже в Катаре, возможно, большое количество людей заинтересуются, станут и останутся футбольными болельщиками.
— В Катаре много денег, но мало людей — всего два с половиной миллиона…
— Ну да. Кстати, деньги тоже очень важны, потому что ЧМ — это очень большие затраты. Чисто визуально та инфраструктура, которая построена в Катаре, просто невероятная. Но когда я представляю себе, что с этой инфраструктурой станет, когда ЧМ закончится, мне становится грустно. Скорее всего, огромные стадионы будут использоваться не так, как они используются сейчас. Разве что туда сгонять болельщиков…
— Испанцы в матче с Марокко не реализовали ни одного пенальти после игры. Что бы ты им посоветовал?
— Наверное, посоветовал бы морально лучше готовиться к этому всему. Я даже по себе знаю, что когда есть какое-то энное количество зрителей на трибунах и ты выходишь бить пенальти — ворота кажутся невероятно маленькими, а вратарь невероятно большим.
Что еще посоветовать? Серхио Бускетс, заканчивай карьеру! Но на самом деле испанцам хочется посоветовать отпустить это. У них золотое поколение, прошла перестройка, появились новые футболисты — Гави и другие. По своим навыкам эта команда должна была проходить дальше, но не получилось. Ничего, испанцы еще свое возьмут. Пошумят на ЧМ, но уже не на этом.
— Как относишься к тому, что лидер инстаграма по подписчикам и самый медийный футболист вселенной Криштиану Роналду не играет ключевых ролей в сборной Португалии?
— Грустно это. Потому что отчасти, наверное, это была бы вишенка на торте, когда в финале встретились бы Лео Месси и Криштиану Роналду. Когда все там супербомбардиры, все забивают, но, наверное, это уже часть истории.
По матчу со швейцарцами мы видели, что у Португалии очень сильное поколение. Мне не очень хочется так говорить, но как будто бы без Криштиану португальцы играют лучше. Возможно, причина в том, что когда он на поле, его постоянно пытаются сделать ключевым героем эпизодов. Но не может человек все время быть на пике. Возможно, Роналду возьмет разгон и потом еще что-то нам покажет. Но сейчас это грустно.
— Роналду сказал, что завершит карьеру, если Португалия выиграет ЧМ. Ты хочешь этого?
— Карьеру в сборной или карьеру в принципе?
— В принципе. Правда, потом появился вариант в Суадовской Аравии за 200 млн евро в год…
— Уверен, Роналду не готов завершать карьеру. Как можно так выглядеть, так играть — и завершить карьеру? Это невозможно, этого не будет.