“Перед чемпионатом мира звали в сборную Румынии”

“Перед чемпионатом мира звали в сборную Румынии”

Вратарь ХК «Стяуа» — второй герой спецпроекта Bet News о белорусах, выступающих за рубежом.

Максим Саманьков родился в Новополоцке, но стал легендой гродненского хоккея. Вместе с «Неманом» он завоевал четыре золота Экстралиги, три Кубка Беларуси, Континентальный кубок... А еще вратарь провел два матча за национальную сборную страны, пусть и не на топ-турнирах.

В 2019 году в карьере голкипера произошел крутой разворот. Из-за введения в Экстралиге лимита на игроков старше 28 лет ему пришлось искать новые варианты трудоустройства. Выбор оказался весьма необычным. В плане хоккея — где-то даже экзотическим. Саманьков отправился в Румынию — и, сам того не ожидая, задержался там надолго.

Тот случай, когда можно безо всякой иронии поблагодарить инициаторов искусственных ограничений в белорусском хоккее. Если бы не возрастной лимит, Максим не стал бы трехкратным чемпионом Эрсте-Лиги, не выиграл бы румынское первенство в составе «Чиксереды» из города Меркуря-Чук. Более того, в придачу к титулам вратарь обзавелся паспортом Евросоюза. И, в чем вы можете убедиться ниже, даже мог поехать на чемпионат мира уже в составе сборной Румынии.

В минувшее межсезонье 33-летний хоккеист сменил провинциальную «Чиксереду» на столичную и не менее амбициозную «Стяуа». Но мы все же начнем с самого начала зарубежного этапа карьеры. Итак, 2019-й год, Максим отправляется за своим первым легионерским опытом…

«Единственный минус — далеко от дома»

— Когда подвернулся шанс продолжить карьеру в Румынии, сомнений и опасений, стоит ли ехать, не было. Выбирать особо не приходилось, а играть в хоккей еще хотелось. К тому же я провел в «Немане» семь лет подряд. Возможно, в Гродно у меня уже начался моральный застой. Поэтому в 2019 году мне казалось, что смена обстановки пойдет на пользу.

Да и мы в семье легкие на подъем. Поедем? Поехали! Но, если честно, не предполагал, что задержусь здесь надолго. Первый контракт с «Чиксередой» заключил на один сезон. Однако мы его удачно провели. В связи с коронавирусом все чемпионаты, кроме белорусского, остановились, всех разогнали по домам. К локдауну мы вели 2-0 в полуфинальной серии Эрсте-Лиги, а до этого выиграли «регулярку», поэтому нас провозгласили чемпионами с румынской стороны.

Мне тот год очень понравился. Нормальный уровень, сильные легионеры. Единственный минус — далеко от дома. Но плюсов было гораздо больше. Поэтому с удовольствием принял предложение продлить контракт сразу на пять лет.

Если подробнее говорить о плюсах, то прежде всего отмечу природные особенности региона. Там горная местность, из окна открываются невероятные пейзажи. Я раньше видел горы только на картинках и оказался под впечатлением. Ехал туда на своей машине по дороге через эти массивы и любовался красотами. Пару раз останавливался, снимал видео на телефон и потом отправлял жене. Говорил ей: смотри, куда еду, какая красота…

Супруга с дочкой впервые навестили меня через две недели, и мы начали кататься по Румынии. Жена выбирала интересные места по рекомендациям в соцсетях, и мы много где побывали. Жаль только, что не везде с коляской можно было пройти. Тогда дочурке было всего два годика, и мы не могли подняться в гору по лестнице или пройти через лес. Но в целом прикольно, нам понравилось.

До морского побережья пока не добрались. Далековато. Только от Бухареста дорога займет часов восемь, и то если «пробок» не будет. С ребенком тяжело. Если бы в команде дали три-четыре выходных, тогда можно ехать. Но во время сезона это, конечно, невозможно. Поэтому мы сосредоточились на изучении Меркуря-Чук и объездили окрестности в радиусе примерно 250 километров.

С супругой Анастасией и старшей дочкой Ариной

«Медведи выходят прямо на дорогу, их можно покормить»

Каких-то забавных историй во время путешествий не припомню. Есть небольшое сожаление, что не смогли пересечься с медведями. В некоторых местах они выходят прямо на дорогу, и их даже можно аккуратно покормить из машины. Но нам пока не повезло. Когда ездил с командой, неоднократно видел медведей, а жене и дочке не посчастливилось.

Ближе к Бухаресту природа другая. На выходных было 28 градусов по Цельсию. Здесь более жарко, сухо. А Меркуря-Чук находится как бы в центре круга из гор, что влияет на климат. Там все зеленое, в лесах. Есть мини-отели со спа, бассейнами, три источника с минеральными водами. Можно съездить поплавать, оздоровиться, набрать родниковой воды для питья.

Еще в Меркуря-Чук сразу два пивоваренных завода. Одним владеет нидерландская корпорация Heineken. Второй тоже хотела выкупить какая-то крупная компания. Но, как я понял, регион отбился от прихода инвесторов. Решили, что лучше пусть будет небольшой завод, зато свой.

Там проводят экскурсии. В конце экскурсии люди попадают в бар, где накрывают столы и можно культурно отдохнуть. Мы ходили пару раз — довольно интересно. Если сравнивать румынское и белорусское пиво по вкусу, то наше мне нравится больше.

Пьем ли мы пиво после матчей? Ха, мне кажется, эта традиция заведена во всех командных видах спорта. Но, естественно, в меру и не после каждой игры. Если впереди выходные, то почему нет?

«Румынскую речь почти не слышал»

— Когда впервые очутился в Меркуря-Чук, возникло ощущение, что это вовсе не Румыния. Процентов девяносто жителей разговаривают на венгерском. Румынскую речь практически не слышал. В команде много легионеров, поэтому общались на «инглише». Его в «Чиксереде» знают сто процентов хоккеистов. Учить там румынский не было смысла, потому что на нем никто не разговаривал. Венгерский же очень сложный. Но сейчас уже изучаю румынский, поскольку перешел в «Стяуа».

Получается, я не отработал до конца контракт с «Чиксередой». После трех лет нашей гегемонии следующий сезон сложился неудачно, и руководство клуба решило строить новую команду. Сказали: «Извини, мы не видим тебя в составе». Я ответил: «Спасибо, мне так даже лучше».

В моей новой команде есть еще один белорус — Даниил Мартынов. Плюс россиянин Андрей Герасимов и украинец Андрей Михнов. Живем на клубной базе рядом с аэропортом примерно в 30 километрах от Бухареста. Понятно, что контактирую в основном с ними. Но местные на нас не косятся, нормально общаемся. Нужно к кому-то подойти и что-то спросить — вообще никаких проблем.

«Не думаю, что помог бы сборной Румынии на прошлогоднем чемпионате мира»

Когда зашел разговор о продлении контракта с «Чиксередой», одним из условий со стороны клуба было получение румынского гражданства. До этого я считался легионером и мог играть только в Эрсте-Лиге. В клубе же хотели, чтобы я помогал и в чемпионате Румынии. Видели во мне основного вратаря на пару лет вперед. Я согласился. Теперь у меня есть паспорт Евросоюза, и не нужно каждый год открывать новую визу и возиться с документами.

Перед чемпионатом мира звали в сборную Румынии. Но я не поехал. Дело в том, что позвонили буквально за три дня до начала подготовки. К тому времени я уже купил билеты домой. За год очень соскучился по семье. Да и не думаю, что помог бы на чемпионате мира. Две недели не тренировался — форма была неоптимальной. Не хотел обманывать людей. Если бы заранее сказали, что рассчитывают на меня, — другое дело. Не могу сказать, что точно согласился бы, но, по крайней мере, мы это обсудили бы.

Почему семья не со мной в Румынии? Старшая дочка пошла в школу, и мы решили, что супруга с детьми останутся дома. Хотя среди тех, с кем я сдружился в Меркуря-Чук, есть директор гимназии, и он предлагал помощь при устройстве детей.

С семьей, конечно, было бы лучше. Но и один чувствую себя в Румынии комфортно. Я уехал из Новополоцка в Гродно в 19 лет и с тех пор самостоятельный человек. Во всех своих командах адаптировался быстро и легко. Понятно, что не обходилось без шероховатостей. Но все как-то сглаживалось, решалось на должном уровне. В этом плане и в «Чиксереде», и в «Стяуа» все на уровне. По форме, клюшкам, тренировкам, проживанию, питанию вопросов нет. А что еще надо?

«Был на стадионе »Уйпешта«, где играли сборные Беларуси и Румынии»

На досуге гуляю, смотрю сериалы, юмористические программы. В основном русские. Люблю детективы. Иногда пересматриваю старое кино.

Если нужно сгонять в Бухарест, для нас не проблема проехать эти 30 километров на автобусе. Иногда ребята подкинут. Если же вызывать такси, то поездка до центра столицы обойдется примерно в сто лей. Делим на пять — двадцать евро.

К сожалению, редко получается выбраться в Бухарест на спортивные мероприятия. Они проходят по вечерам, и неудобно обратно добираться. Так бы с удовольствием. Как-то хотели посетить футбольный матч с участием «Стяуа». Но он начинался в 21.45. Решили остаться на базе, поскольку утром была тренировка.

Знаю, что недавно наша футбольная сборная играла с румынами в Будапеште на стадионе «Уйпешта». Я был на том стадионе, но не на матче. На игру все равно не попал бы, поскольку для болельщиков вход был закрыт.

Вообще я не встречал белорусов в Румынии. Не видел ни одной машины с нашими номерами. Но знаю, что в свое время за «Стяуа» играл Василий Хомутовский. Вроде бы в прошлом году он приезжал в Бухарест, и ему устроили теплый прием. Но мы не пересекались. В то время я был в Меркуря-Чук.

«Кажется, в Румынии картошку любят больше, чем у нас»

Разница между столицей и провинцией чувствуется, причем огромная. Меркуря-Чук — город маленький, спокойный, особо без движухи. Машин мало. На весь город один светофор, да и тот на выезде. В Бухаресте, естественно, все по-другому. Когда попал сюда, было непривычно. Пришлось заново привыкать к тому, что в городе, оказывается, есть светофоры. К слову, румыны любят посигналить за рулем. Проедешь десять километров — тебе пять раз посигналят.

Цены тоже заметно отличаются. Например, обычная мужская стрижка в Бухаресте стоит 10-14 евро, а в Меркуря-Чук можно уложиться в два раза дешевле. В Гродно последний раз заплатил 17 рублей — по тогдашнему курсу это где-то 6 евро.

При желании поужинать в бухарестском заведении выше среднего можно уложиться в 150 лей (30 евро). Тогда уйдешь сытым и довольным.

Чего из белорусского не хватает в Румынии? Ха, точно не картошки. Мне кажется, здесь ее любят больше, чем у нас. Недостает качественных молочных продуктов, каких-то фермерских изделий. Они здесь другие и не очень нравятся. Глазированных сырков такого качества, как в Беларуси, не сыскать. Когда жена с детьми приезжают, нам не хватает белорусской сгущенки. Любим позавтракать сырниками. В Румынии все это есть, но какое-то не такое.

На базе нам готовят приближенную к домашней еду. Как правило, тушеное мясо, курица, что-то отварное. Конечно, не предел мечтаний — не сравнить с тем, как кормят в Гродно или в Меркуря-Чук. Но все нормально, я с детства всеяден.

«Сотрудники белорусских клубов более ответственные»

Иностранные хоккеисты зарабатывают в Румынии больше, чем белорусы в своем чемпионате. Местные — нет. Велика ли разница — трудно судить. В Экстралиге ведь лимит — 100 тысяч рублей на команду. Но нападающий пятого звена может получать тысячу, а игрок первого — семь. Или двое могут иметь по тысяче, а третий — десять. Если брать среднюю зарплату основных игроков, выходит примерно 10 тысяч рублей на человека, так? Хороший легионер в Румынии получает больше. Особенно если у него есть опыт выступлений в Америке или КХЛ.

Но вообще я не любитель считать чужие деньги. Не могу сказать, какая здесь средняя зарплата по стране. Мне неловко интересоваться у знакомых, сколько они зарабатывают. Ну, не могу я прийти к ним в гости и задать такой вопрос. Но эти люди точно не выходят из супермаркета с пустыми тележками.

Если говорить о человеческих качествах румын, то все знакомые из нехоккейной сферы всегда идут навстречу и готовы помочь в любой момент. Даже в два часа ночи. Была одна неприятность с дочкой, и люди нам помогли. Отвезли в больницу, везде сопровождали. Очень им благодарен.

А вот сотрудники клуба не все такие отзывчивые. Один раз обратился по какому-то вопросу — и долго ждал ответа. Если они чувствуют интерес для себя, то очень быстро решают вопрос. А если это нужно только тебе, то — «Давай завтра». Обратишься в среду посреди рабочего дня — «Давай на следующей неделе». Естественно, в понедельник им нужно напомнить о своей просьбе. Если бы такие работники попали в «Неман», то они там не задержались бы. В Беларуси сотрудники клубов ведут себя более ответственно.

Конечно, румыны знают о существовании Беларуси. Им не нужно объяснять, что это не часть России. Правда, ребята в моей бывшей команде в большинстве своем «домашние». Не то чтобы они не видят ничего дальше своих гор. Но, допустим, им совершенно не интересны ни КХЛ, ни чемпионаты Швеции, Швейцарии. Что уж говорить про белорусскую лигу.

Хотя я не вижу в этом ничего плохого. Когда сам играешь дома, особо не следишь за чемпионатом Румынии, правильно? Хотя после моего отъезда некоторые заинтересовались. Есть ребята из Гродно, которые постоянно пишут, поздравляют с победами. Это приятно. Кстати, передайте, пожалуйста, всем большой привет. Отдельный — Пашке Боярчуку.

С Павлом Боярчуком

«Это единственная страна в мире с двумя федерациями хоккея»

В плане хоккейной инфраструктуры Румыния, конечно, отстает от нас. Повсеместно появляются катки с надувными стенами и куполом, как у нас в Пышках. Детям хватает. Но если говорить именно о полноценных ледовых дворцах, то в Беларуси, безусловно, их состояние в целом лучше.

В Меркуря-Чук откровенно «подуставшая» арена. Может, в городе и хотели бы ее обновить, но клубу банально некуда приткнуться на время реконструкции. Там надо менять процентов восемьдесят, если не больше. Но терпимо. На матчах Эрсте-Лиги арена почти всегда полная.

Организация чемпионата Румынии тоже оставляет желать лучшего. Матчи постоянно переносятся. Это, наверное, единственная страна в мире с двумя федерациями хоккея. Есть старая и новая, и они судятся. Новая вроде бы уже выиграла все суды, но старая отвечает апелляциями и по бумагам остается главной. А мы как государственный клуб не имеем права играть под эгидой нелегитимной федерации. Приходится ждать, когда чиновники разберутся между собой. Но если углубиться в эту тему, придется давать еще одно интервью. Короче, у них там весело, а нам скучно без игры…

Думал ли я о том, чтобы задержаться в Румынии по окончании карьеры? Знаете, мне нравится здесь работать и жить на протяжении хоккейного сезона. Но дом есть дом, там комфортнее.

Да и я пока не собираюсь вешать коньки на гвоздь. Контракт со «Стяуа» рассчитан на два года. Когда срок действия истечет, мне будет 35. Посмотрим, захотят ли меня оставить. А может, предложат перейти на тренерскую работу. Не хочется загадывать. Через два года и посмотрим…

Павел Мискевич. «Исландия — это красота, которая не приедается»

Автор: Сергей Малышко

Фото: Александр Шичко, из личного архива Максима Саманькова, esrteliga.hu

0

0

0

0

0