Parimatch объявляет о старте социального проекта «Я так люблю»! Его героинями станут представительницы прекрасной половины человечества — не только признанные звезды белорусского спорта, но и юные надежды, те, кто только начинает торить собственную дорогу к сияющим пьедесталам.
Они откроют нам внутренний мир любимых видов спорта, расскажут об их тонкостях и секретах, и, конечно, о своих ощущениях в тот момент, когда на них устремлены взгляды болельщиков.
Мы же постараемся показать наших героинь такими, какими вы их еще не видели — на несколько часов попросив их сменить спортивную форму на изящные, смелые наряды для истинных леди. Ведь женский спорт мы любим и за это тоже — за торжество линий и гармонию красоты внутренней с внешней.
Держим пари — вам понравится! Первая героиня проекта — игрок гандбольной сборной Беларуси и клуба БНТУ-БелАЗ Юлия Иванчикова.
«Мы девочки, но кто сказал, что нам нельзя потолкаться?»
— Многие считают гандбол не женским видом спорта, мол, там слишком много жесткой борьбы. Не согласиться нельзя — если после важной игры уходишь с площадки без синяков, значит, вернее всего ты провела ее на скамейке запасных. Но я, признаюсь, именно за этот налет суровости наш вид спорта и обожаю.
И однажды ушла из баскетбола именно по этой причине. Не люблю, когда свистят при малейшем контакте игроков. Да, мы девочки, но кто сказал, что нам тоже нельзя потолкаться и проверить друг друга на силу духа?
У нас вид спорта такой — все время надо проверять. Визави, который стоит перед тобой в защите на умение не поддаться на финт, вратаря — на нервную выдержку, потому что ему надо предугадать, куда ты пошлешь мяч, стремительно вылетая на него из угла, словно черт из табакерки.
Все как в шахматах, там тоже делают ходы с непроницаемыми лицами, чтобы противник ни за что не догадался о твоих истинных намерениях. Только там они сидят друг напротив друга в уютных креслах, а мы спешим на встречу со сбившимся дыханием и в мокрых майках, за которую тебя еще сзади норовит ухватить защитник — незаметно от судьи.
«Тренеры советской закалки ворчат, мол, в наше время гандбол был настоящим — типа Сталинградской битвы в каждом матче»
— Суть гандбола проста — любым образом забросить мяч в ворота соперника. Сверху, снизу, в прыжке, с опоры, с шестиметровой линии, с угла. Сопернику, понятно, надо этого не допустить и, отстояв в защите, успешно провести собственную атаку. Опять же всеми допущенными способами — позиционно, с розыгрышем мудреных комбинаций или же в быстром нападении, так называемом отрыве.
Игра очень быстрая и тренеры советской закалки хоть и привычно ворчат, мол, в наше время гандбол был настоящим — типа Сталинградской битвы в каждом матче, когда чуть ли не полкоманды покидало поле с помощью врачей, все же отдают должное временам нынешним — скорости возросли на порядок. Особенно с введением быстрого центра, когда у команд исчезла передышка при переходе из защиты в атаку.
Отрывы я обожаю — считается, в них забивают легкие мячи. И это правда — поэтому, когда в наши ворота следует бросок, то я уже мчусь к центру поля. При идеальной раскладке наш вратарь отбивает и тут же посылает мяч крайним — соперник просто не успевает вернуться. А выход один на один пусть даже с самым крутым вратарем это почти наверняка гол.
«Тяга к эффектным трюкам»
— В позиционном нападении забивать сложнее — противник совсем не настроен пропускать тебя к воротам и «дернуть» один на один его на углу совсем непросто. Это раньше считалось делом обычным, а теперь тактика другая — крайний таится в самом углу и ждет, когда к нему придет «стяжка».
Это простая, но очень эффективная комбинация, когда каждый игрок нападения агрессивной атакой вытаскивает на себя, по сути, сразу двух защитников. И освобождает таким образом пространство для завершения атаки тому игроку, на котором стяжка завершается. Как правило, это угловой — левый или правый, как я. Ну а дальше все зависит только от тебя самого — насколько хорошо умеешь выйти на идеальную бросковую позицию, чтобы оставить вратарю как можно меньше шансов.
Хотя, конечно, тут многое зависит от голкипера. Мне, например, труднее всего играть против вратаря нашей сборной и тольяттинской «Лады» Вали Войтулевич. Она очень умная, отлично «читает» любого игрока. И в этом ей помогает тетрадка, в которой, уверена, есть характеристика на любого игрока.
Что будет напротив моей фамилии? Мне кажется, так: «Любимый угол — дальний верх. Бросок не самый сильный, уповает на точность. Имеет хорошую кисть, благодаря чему может перевести мяч в любой угол. Особая примета — не преминет перебросить вратаря, если решит, что тот вышел из ворот слишком далеко. Причем рост последнего не будет иметь решающего значения. Скажется ее тяга к эффектным трюкам».
Во всяком случае, о себе я думаю именно так, а у нас с Валентиной нет секретов друг от друга и она любит делиться со мной психологией вратаря. Рассказывает, как он видит крайних игроков и как предпочитает им противостоять. Это очень полезный обмен информацией. Хотя я и раньше знала, что больше всего киперы не любят, когда их оставляют вне игры простым перекидным, словно в баскетболе, броском.
«Вторым Месси не станешь, хоть с утра до вечера смотри матчи с его участием»
— Но что прикажете делать игроку, который физически не способен садить по воротам с такой силой, чтобы их страж влетал туда вместе с мячом — особенно если он закрывает все свободное пространство? Еще будет эффективна подкрутка в дальний угол, но ее еще надо уметь исполнить. Это тот самый резерв, который может существенно расширить мой технический арсенал. Все-таки, как ни крути, угловой — игрок зависимый и ему надо использовать свои шансы с максимальной продуктивностью.
Полусредним, чей рост на десяток сантиметров больше, чем у меня, конечно, проще — можно поражать ворота прямо по центру, даже не сближаясь особенно с противником — конечно, если есть хороший прыжок и бросок.
Впрочем, у меня спросят — «Ну а как же Анна Вяхирева — лучший игрок мирового гандбола, которая одинаково успешно может преодолевать оборону противника как на углу, так и на позиции полусреднего?». И рост у нее всего лишь 168 — на четыре сантиметра меньше, чем у меня.
Но потому она и лучшая, что в привычные рамки не вписывается ни разу. Как можно овладеть финтами и чутьем игры Лионеля Месси? Хоть с утра до вечера смотри матчи с его участием, вторым Месси не станешь. Тоже самое и с Вяхиревой. Бог целует таких людей в самое темечко. Можно стать только копией, которая всегда будет хуже оригинала…
Хотя, конечно, вяхиревской неутомимости и жажде игры стоит поучиться. Она рождена для гандбола и проживает в нем прекрасную счастливую жизнь, несмотря на травмы и психологическую усталость, из-за чего Анна и приостановила карьеру.
«Может, именно мне придется забросить решающий мяч в главном матче?»
— Но я после олимпийского серебра тоже бы приостановила :) Эх, самое больное место для белорусского женского гандбола — тема его побед. Увы, в отличие от мужчин, у нас нет ни олимпийских чемпионок в веке двадцатом, ни столько попаданий на чемпионаты мира и Европы в нынешнем столетии.
Журналисты всегда задают этот вопрос и уже целые поколения наших гандболисток отвечали на него с неизменным набором слов про невезение и стечение разного рода обстоятельств, но мне кажется, что рано или поздно эта полоса прервется.
У нас ведь масса хороших игроков, имеющих за плечами опыт игры в европейских чемпионатах. Чего стоят, например, моя землячка-бобруйчанка Карина Ежикова или капитан нашего БНТУ-БелАЗа Лилия Артюхович.
А может, им не хватает как раз нас – новой генерации игроков 2002 года и младше, которые недавно не так уж и плохо сыграли на юниорском чемпионате Европы. Мы почувствовали вкус побед над хорошими сборными и, признаюсь, совсем не против еще немного подрасти и помочь своим старшим подругам попасть на взрослый чемпионат континента.
«Чтобы все знали, что у белорусок холодные нервы»
— Уверена, что у белорусской сборной имеется немалый потенциал. Просто все уже привыкли, что мы вечно никуда не пробиваемся. И ослабили хватку. А мы р-раз — и попадем!
И кто знает, может, именно мне придется забросить решающий мяч в главном отборочном матче. На последних секундах в отрыве, когда на глазах тысяч своих болельщиков надо вбивать мяч в ворота с мясом.
И, зная об этом, вратарь противника отчаянно бросится на меня, сокращая расстояние и угол обстрела ворот. А я не буду торопиться. Зависну в воздухе и, спокойно оценив обстановку, просто переброшу ее — просто чтобы все знали, что у белорусок холодные нервы. И большие планы.
И что эта победа просто всего лишь одна из цепочки тех, которые приведут нас к долгожданной цели. А иначе зачем вообще стоит играть в гандбол?