Этой весной в составе гандбольного клуба «МАЗ-Орша» из второго дивизиона Betera-чемпионата Беларуси обнаружился хорошо знакомый персонаж.
Алексей Хадкевич — некогда один из главных талантов поколения-1994-1996, победитель Кубка вызова в составе СКА, игрок с опытом выступлений в Румынии и Швейцарии, экс-гандболист сборной Беларуси (19 матчей, 44 мяча), участник ЧМ-2013 и ЧЕ-2016. 3 года назад разыгрывающий/полусредний завершил карьеру в золотом 28-летнем возрасте — из-за проблем со спиной.
Гандболисты, ставшие 6-ми на ЧМ-2025 (U-21). Как это было и где они сейчас
Однако в марте Алексей неожиданно объявился в команде из родной Орши, которая была создана по инициативе главы БФГ Владимира Коноплева в минувшем году и проводит свой первый сезон. Кстати, тренируют ее Василий Фоменко и Сергей Убоженко, а в составе есть и другие знакомые имена: Андрей Пушкин, Николай Караба, Алексей Сосулин…
Вспомнивший молодость 31-летний Хадкевич успел сыграть 3 матча и забросить 11 мячей во втором дивизионе. А его гол на последних секундах матча с брестской «СДЮШОР-Викторией» в среду обеспечил команде ничью (29:29) и 7-е место в регулярном чемпионате. И теперь в 1/4 финала 16 и 20 апреля оршанцы сойдутся с командой РЦОР-МОГК.
На днях мы созвонились с Алексеем и узнали, почему гандболист, который три года назад твердо решил закончить выступления, вдруг их возобновил.

— Удивил ты, конечно, гандбольную общественность…
— Ну, чего удивил?.. На пару тренировок команды я пришел еще в ноябре прошлого года. Кого-то из ребят знал, кто-то знал меня. Говорят: давай ты за нас побегаешь. Ответил: ребят, у меня есть своя жизнь, свои амбиции. Тогда кое-что немножко не устроило. Я не располагал свободным временем, была другая жизненная ситуация. Сейчас это время у меня есть.
Под плей-офф мой первый тренер Василий Владимирович Фоменко вместе с директором [Александром Соловьевым] попросили: надо помочь клубу из родного города. Я никогда не отказывал. Надо — значит, надо. Задачу-минимум мы выполнили — в плей-офф все-таки попали. Хотя была вероятность, что пролетим. Понятное дело, второй дивизион, но плей-офф есть плей-офф.
— Два года назад в интервью ты говорил: «Честно: с меня хватит. Надоело. Гандболом уже переболел». Что же изменилось?
— Честно скажу, наверное, особо ничего и не изменилось. Я играю не потому, что очень сильно соскучился, прямо-таки тосковал. Понятно, что 15 лет профессионально — долгий промежуток времени. На то время я гандболом поднасытился.
Я сам оршанец. Для нашего региона это в какой-то степени уникальная возможность, уникальный проект («МАЗ-Орша» — единственная команда из Витебской области в чемпионате Беларуси. — Bet News). Чисто по-человечески хочу на какой-то стадии принять в нем участие, помочь команде и моему первому тренеру. Почему бы и нет?

Василий Фоменко
— Первый матч во втором дивизионе ты провел 12 марта против «Гомеля-2» (34:24). А сколько до этого успел потренироваться?
— Провел буквально две тренировки. Но мне этого хватило, чтобы выиграть матч в Гродно и забросить решающий мяч в игре против Бреста, который позволил выйти в плей-офф с седьмого места.
Нужно понимать, что опытный гандболист — это черновая работа и в защите, и в нападении. Можно забросить десять мячей, но твоя команда проиграет. Я предпочитаю забросить три, отстоять в защите, но чтобы мы победили. Моя философия такая.
— Расскажи об ощущениях от возвращения. Каково тебе было и в физическом плане, и в эмоциональном?
— В эмоциональном все было довольно-таки спокойно. До этого я играл на более высоком уровне, чем второй дивизион. Внутреннее волнение было минимальным. На том уровне, на котором должно быть у любого нормального спортсмена. Человек должен переживать, понимать, что он несет ответственность.
Понятное дело, что не хватает «физухи». Чтобы отыграть 40-50-60 минут на своей максимальной скорости. Начнем с того, что она у меня уже давно не максимальная, скажем прямо. А так в принципе мышечная память есть, руки, голова помнят. Я прекрасно знаю, в какой момент нужно сделать рывок, куда побежать, куда отдать передачу. Есть вопрос со скоростью и исполнением. Но в плане понимания ничего не изменилось.
Ясно, что я далек от своих лучших кондиций. Однако для второго дивизиона пока что этого достаточно.

— Но ты получаешь удовольствие от гандбола?
— Сто процентов получаю. Нужно понимать, что когда ты занимаешься им больше в удовольствие — это одно. Другое дело, когда это перерастает в ежедневную рутину и ты понимаешь, что вот гандбол, больше никуда и жизнь особенно нечем разбавить. Мне нравится. Делюсь опытом с молодыми ребятами, могу где-то подсказать, где-то взять игру на себя, проявить лидерские качества.
— Как сейчас дела со спиной, из-за проблем с которой ты и завязал?
— Тьфу-тьфу-тьфу, спина вообще не беспокоит. Есть небольшие вопросы с коленями. Организму нужно привыкнуть.
Начнем с того, что, когда заканчивал карьеру, я был 95 килограммов. Сейчас — 105-106. Не сказать, что большой лишний вес. Но одно дело — когда 95 и ты в тонусе. И другое — когда 105 и длительное время не было специфических гандбольных упражнений.
Нормально. Скинуть еще 5-6, немножко потренироваться — думаю, я буду не намного слабее себя образца конца карьеры. В январе вообще весил 113. Сбросить столько килограммов за 2-3 месяца — считаю, неплохо.
Здесь большую роль играют опыт и навыки, которые благодаря Спартаку Петровичу Мироновичу вбиты в подкорку мозга. Можно ночью разбудить, и все равно будешь играть в тот гандбол, в который умеешь, независимо от кондиций.

— У вашего клуба есть амбиции выйти в элитный дивизион?
— Скажу, что «МАЗ-Орша» в любом случае будет начинать следующий сезон в первом дивизионе. Это сто процентов. Кто-то из ребят останется играть во втором дивизионе, те, кто посильнее, пойдут с первой командой в высшую лигу.
А если говорить про амбиции на остаток сезона, то у меня пока нет четкого представления, с командами какого уровня мы столкнемся в плей-офф. Выше нас в регулярном чемпионате были четыре клуба, которых я еще не видел. Если будем придерживаться нашего плана на игру и качественно выполнять свою работу… Считаю, потенциал у нас неплохой, достаточно кадров, чтобы закрепиться вверху. Понятное дело, что ставим задачу стать девятыми. То есть победить во втором дивизионе.

— А какие амбиции и планы у тебя?
— Нужно решать проблемы по мере их поступления. Сначала мы должны показать максимум во втором дивизионе. А потом уже будем вести какой-то диалог. Если я буду команде нужен, смогу приносить пользу и мы сойдемся на каких-то условиях, то почему бы нет?
— Сейчас ты играешь на общественных началах?
— Нет, нет, конечно, нет. Мы подписали контракт до 30 июня. И я планирую отработать его в полной мере, максимально побороться в плей-офф. А там уже будет видно.
— Основная работа приносит тебе больше, чем гандбол?
— Кратно больше:) Не хочу сказать, что мне предложили какую-то маленькую сумму или еще что-то. Просто у меня хорошая работа. И я тренируюсь только два раза в неделю, потому что: а) восстановился в университете, часто езжу в Минск и б) моя основная работа предполагает присутствие три дня подряд с восьми утра до восьми вечера. У меня руководящая должность. Поэтому в течение рабочего дня не могу сказать: извините, у меня тренировка, я поехал. Это все было оговорено.
— Два года назад ты занимался продажей товаров на Wildberries. А чем сейчас?
— У меня есть пункт выдачи Ozon. А больше всего времени посвящаю работе мастером-приемщиком на крупном СТО в Орше. У меня в подчинении 10 слесарей. Грубо говоря, выполняю функцию заместителя директора по работе с клиентами и ремонту автомобилей.
— Как туда попал?
— Предложили. Пришел, постажировался. Тяга к автомобилям у меня была всегда. И последние два года занимался коммерческим транспортом. Имелось какое-то представление, как все работает. Но, понятно, что здесь немножко по-другому и нужно было учиться. Мне нравится. Работать головой приятно.

— А почему решил восстановиться в универе?
— Незаконченное дело. Моя философия такова, что если куда-то залез, то надо доводить это до конца. И еще один большой фактор — по этому поводу очень переживает мама. А для меня очень важно ее психологическое и физическое здоровье. Поэтому 50 процентов — я, 50 процентов — переживания за маму. Я ее очень сильно люблю. Решил поберечь нервы.
Я учусь на специальности «Транспортная логистика» в БНТУ. Инженер-экономист-логист. Вот как раз пару часов назад сдал экзамен по «Финансам и производству» на семь баллов. За три выходных выполнил программу-максимум: мы вышли в плей-офф, я сдал экзамен. С чувством выполненного долга — на работу.
— Три работы плюс учеба. Такой график — это в большей степени сложно или интересно?
— Ну а что делать? Я бы сказал, что больше интересно. Знаешь, для чего, почему ты это делаешь. Держит в тонусе. Понятно, что и сложно. Но я бы сделал упор на интерес. Это жизнь. Кому легко?
Когда тренируемся и ребята 17-18 лет говорят про какие-то трудности, хочется сказать: выкладывайтесь, пожалуйста, на максимум в любой сфере, будь то учеба или тренировки. Иначе будет упущенное время. Посыл такой: чем бы вы ни занимались, старайтесь делать это хорошо, и тогда будет результат.
— В гандболе у тебя остались какие-то незакрытые гештальты?
— Нет. По части профессиональной карьеры, которая закончилась три года назад, — такого абсолютно нет. Все мои гештальты остались там. Есть желание достичь чего-то с домашним клубом. Вопрос, будет ли найден компромисс, консенсус. В этом плане амбиции есть.

Один из наших лучших вратарей в гандболе закончил в 31. Почему?
Закончил карьеру еще один наш известный гандболист. В 28 лет
Экс-игрок сборной завязал с гандболом и уже нашел работу вне его
Автор: Сергей Мордасевич.
Фото: Александр Шичко, ГК «МАЗ-Орша», orshanka.by, личный архив Алексея Хадкевича.








