Заключительный матч чемпионата Беларуси с «Нафтаном» стал для Егора Зубовича отражением всего сезона, который получился просто отличным. Форвард «Немана» оформил хет-трик, пробил отметку в 100 голов в высшей лиге (101) и был признан лучшим игроком тура. А в целом стал важным фактором серебряного успеха гродненцев, финишировал вторым в гонке бомбардиров и обновил личный рекорд результативности за чемпионат (14 мячей), а также вошел в символические сборные турнира по версиям Bet News и «Прессбола». Обо всем этом, а еще об Игоре Ковалевиче, оригинальных празднованиях голов и эффектном выходе на поле в кепках мы и поговорили.
— Как отметили завоевание серебряных медалей?
— Был банкет. Культурно посидели, поели, все обсудили. Кто-то ушел в двенадцать, кто-то в час, кто-то в два. Я — в час.
— Как проводишь отпуск?
— Дома с семьей. Так как в течение года постоянно приходится ездить к своим. Сын учится в школе, дочка ходит в сад. Не хочется перевозить всех в Гродно. Потому что долго пытались попасть в эту школу. Живу на два города.
— Как часто удавалось приезжать в Минск по ходу сезона?
— Когда выходной — сразу домой. В среднем раз в неделю. И семья приезжала на каникулах — и весной, и летом…
— Насколько это трудно?
— Психологически тяжело — без детей, без жены. Но такое часто было и раньше. Например, когда играл в Казахстане. И поэтому с годами все это накапливается, и хочется быть поближе к семье.
— Как проводил свободное время в Гродно, которого должно было быть немало?
— Оставался после тренировок, больше ходил в тренажерный зал. Дома смотрел сериалы, читал книги… Последнюю книгу взял у Валеры Жуковского. Там про кардиохирурга. Основана на реальных событиях. Очень интересно.
— Рад, что сезон закончился? Или, наоборот, жаль? На финише ты набрал суперформу.
— Психологически уже подустали. Столько всяких событий… Держали себя в тонусе, пока имели шансы на чемпионство. Как только «Динамо» обыграло «Белшину» в Бобруйске, какое-то опустошение наступило. Конечно, два последних матча мы играли не спустя рукава, с желанием. Это сто процентов. Но внутреннее опустошение уже пришло.
— Как тогда удалось оформить хет-трик в матче с «Нафтаном», если не было той мотивации, что обычно?
— Мотивация на последний тур у меня была. Во-первых, помочь Паше Савицкому стать лучшим бомбардиром. Во-вторых, помочь себе забить 100 голов в высшей лиге. Плюс порадовать болельщиков, красиво завершить сезон.
— В итоге ты так помог Паше, что обогнал его по голам)
— Если ты смотрел внимательно, я искал его на поле как мог. И Паша в этом матче имел возможность забить четыре гола минимум. Стечение обстоятельств.
— Знаешь ли, что вы с Савицким делите шестое место по количеству голов с передач друг друга в истории высшей лиги (15)? Откуда такая «химия»?
— Про это не знал. А по поводу «химии»: Паша — очень умный футболист. Ему со всеми легко находить общий язык на поле. Это мне нравится. Он чувствует, куда я могу отдать передачу. Я знаю, куда он может отпасовать. Это еще с 2013-14 годов пошло: мы уже тогда друг другу отдавали. В этом сезоне стало получаться еще больше. С чем это связано? Не знаю, может, тренерский штаб нас так настроил, расставил. Раньше Паша иногда хавом играл. А сейчас мы два нападающих. Это проще.
Когда два сапога — пара. Самые результативные связки в истории высшей лиги
— Как узнал, что приближаешься к ста голам в «вышке»? Ведешь подсчеты?
— С девяносто пятого гола Александр Ричардович Сулима начал говорить: так, Егор, пять осталось. Потом: четыре. Постоянно со скамейки в шутку показывал. Смеялись с этого.
— Первый гол в ворота «Нафтана» ты отпраздновал необычным образом. Какой смысл закладывал?
— Просто хотелось разнообразить празднования. Немножко наш футбол расшевелить. И с Пашей, и с другими ребятами не раз придумывали празднования. Чтобы было веселее, интереснее. Все-таки футбол — это шоу. И болельщикам тоже хочется разнообразия. Перед игрой подумал: если забью — отпраздную подобным образом. Так отмечали голы футболисты в Европе. Увидел — мне понравилось.
— Помнится, до этого вы с Савицким «прикуривали» после гола. Как это придумали?
— А это я увидел в американском футболе. Показал Паше — ему понравилось. Решили сделать. В «На грани фола» обсуждали, будто мы не уважаем соперника. Нет, ни в коем случае никого не хотели обижать. Хотели опять же просто развеселить болельщиков, порадовать себя чем-то особенным.
— Символично, что первый и сотый голы в высшей лиге ты забил в ворота «Нафтана». Обратил на это внимание?
— Обратил, уже когда вышел текст «101 гол Зубовича: от »Нафтана« до »Нафтана«. В игре об этом не думал.
— Хорошо помнишь тот первый гол, забитый в 17 лет в составе МТЗ-РИПО?
— Конечно. Первый гол всегда запоминается. Миша Афанасьев сделал хорошую подачу с фланга. Я вбежал и пробил головой в ближний угол. Гол стал победным — выиграли 1:0. Получается, дал Игорю Николаевичу путь в тренерство. В »Нафтане« тогда как раз уволили Вячеслава Евгеньевича Акшаева.
— Вспоминали об этом с Игорем Николаевичем?
— Да-да-да. Он говорит: я из тебя футболиста сделал. А я отвечаю: я вам шанс дал стать хорошим тренером. Это мы так шутим.
— Кому пришла идея выйти на матч с »Нафтаном« в кепках?
— В команде ходили разговоры об этом. Но не думал, что все серьезно. Мне кажется, спонсоры и ребята в клубе, которые занимаются маркетингом, довели это до логического завершения. Пришел в раздевалку — и увидел кепки. Красиво. Молодцы ребята — креативно сработали.
— Кепку оставил себе на память?
— Нет. Подарил болельщику.
— Нынешнее серебро — третья медаль чемпионата Беларуси в твоей карьере. И самая ценная?
— Да, сто процентов. Потому что внес больший вклад в командный успех, чем когда с »Динамо« брали серебро и бронзу. Тогда играл меньше. Если бы в этом году завоевали золото — был бы полный комплект. А так еще придется добиваться первого места.
— А если сравнить серебро с Кубком Беларуси, который ты брал в составе »Нафтана«, что поставишь на первое место?
— Серебро. В Кубке в том году стадии состояли из одного матча. Это не такой уж долгий путь. Да, тоже были классные эмоции. Но нынешнее серебро — это столько матчей, побед, переживаний… Конечно, оно ценнее.
— Ты никогда не забивал так много, как в этом сезоне. Это ты стал таким сильным, или высшая лига теперь слабее?
— Стараюсь прогрессировать, работаю над собой. Большое спасибо и ребятам, которые находили нападающих. Но и лига сильнее не стала. Лимиты, нужны хорошие легионеры… Турнир стал немножко слабее, чем когда я начинал. Хочется совместными усилиями развивать футбол в Беларуси: федерация, болельщики, руководители, игроки...
— Можно ли сказать, что в 34 года ты вышел на карьерный пик?
— Знаешь, никогда не поздно развиваться. И останавливаться не нужно. Посмотри на топовых европейских футболистов. На Ибрагимовича — играл до 41, сколько забил после 30… А сколько Криштиану Роналду… Возраст — это всего лишь цифра. А чувствую я себя хорошо. Сейчас стал делать на поле меньше ненужной работы. Раньше распылялся, бегал на фланги, прессинговал, когда не надо. А с опытом понимаешь, где нужно ускориться, а где — не нужно.
— Как думаешь, будь ты на три-четыре года моложе, мог бы рассчитывать и на вызов в сборную Беларуси?
— Откуда такие стереотипы? Куальяреллу из »Сампдории« и в 36 вызывали. Возвращаемся к тому, что возраст — всего лишь цифра. Макса Скавыша приглашают — ему тоже 34. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Конечно, хочется сыграть за национальную сборную.
— Игорь Ковалевич говорил, что таких коллективов, как сейчас, в Гродно не было никогда. Приведи пример, подтверждающий это.
— Коллектив у нас на самом деле сплоченный. Много времени провели вместе, когда путешествовали в еврокубках. Пример — слова Миши Козлова. После совместного месяца начались выходные, и он говорит: когда мы вместе, я вас уже ненавижу, но когда день дома — уже скучаю. И так, уверен, мог сказать каждый в команде. В моей карьере это однозначно один из лучших коллективов.
— Польский тренер Чеслав Михневич, который в свое время приглашал тебя в »Ягеллонию«, еще недавно работал в Саудовской Аравии. Поехал бы к нему, если бы поступило такое приглашение?
— Ты же видишь, какой там бум. Я бы пошел туда) В »Ягеллонии« мы с ним хорошо поговорили, когда подписывали контракт. Он ведь уроженец Беларуси. Вспоминали и это. Он хорошо говорит по-русски. Про Беларусь рассказывал только хорошее. Потому что у него здесь родственники. Но мы не успели много поговорить. Подписал контракт — команда ушла в отпуск на две недели. Приезжаю — а его уволили. Пришел новый тренер, который не особо был расположен к легионерам. Но когда спустя время увидел Михневича в сборной Польши, я вообще не удивился. По тренировкам видел, что это очень грамотный специалист.
— Останешься в »Немане« на следующий сезон?
— 7-го числа у нас в Гродно награждение. Соберемся с руководством, тренерским штабом, будем разговаривать. Для меня важно, чтобы остался костяк. Тогда и я останусь.
Автор: Сергей Мордасевич.
Фото: ФК »Неман«.