«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко

Интервью с прогрессирующей белоруской.

В последний день осени Дарья Хомутянская выиграла в Шарм-эль-Шейхе очередной турнир серии ITF — с призовым фондом $15 000, завоевав уже 7-й титул в одиночке в 2025 году. А уже на этой неделе 21-летняя белорусская теннисистка продлила свою шикарную победную серию до 46 матчей (включая парный разряд)! И это отличный повод поговорить с девушкой, установившей личный рекорд и в течение сезона поднявшейся на несколько сотен мест в рейтинге WTA.

374-я ракетка мира рассказала betnews.by, с какими трудностями приходится сталкиваться, можно ли заработать на жизнь обитателям теннисного подземелья, не было ли мысли бросить любимый вид спорта и что она думает об Арине Соболенко.

— Поздравляем с очередным титулом! Твоя победная серия впечатляет: 28 матчей в одиночке плюс 18 в паре! Никто не говорил о рекорде в ITF-туре?

— Пока не слышала, чтобы кто-то говорил о рекордах. Но говорили, что во Дворце тенниса многие впечатлены:) Серия реально долгая, и, думаю, там все просто рады за меня. Ну, мы с тренером так точно.

— Кто тебя тренирует?

— Дмитрий Васильевич Жирмонт. А по ОФП и фитнесу — бывший биатлонист Владимир Витальевич Чепелин.

— Предположу, что вряд ли они сейчас с тобой в Египте.

— Верно. Здесь я одна, как и практически на всех турнирах. Но в Шарм-эль-Шейхе весьма внушительная белорусская команда — и девочки, и мальчики, и юниоры, и тренеры. Всего 9 человек. Было 10, но моя партнерша в паре Аня Кубарева, с которой мы в субботу выиграли финал, уже улетела.

— Как понимаю, ты живешь в отеле, при котором этот турнир (а их в 2025-м в Шарм-эль-Шейхе было уже 23) и проходит. Как все организовано?

— Я здесь не первый раз. Работает это так: тебя забирают из аэропорта, который находится неподалеку, и доставляют в гостиницу, входящую в большой туристический комплекс. В отеле живут и отдыхающие. Есть 4 женских корта с хардовым покрытием и еще больше мужских. Женские прямо при отеле: минута — и ты уже можешь поиграть в теннис. Некоторые туристы так и делают.

— Корты хорошего качества? С трибунами? Болельщики есть хотя бы на финалах? Как различаются женские и мужские?

— Никак. В Шарм-эль-Шейхе есть площадь Сохо — популярное туристическое место. Мужские корты расположены за ней, на территории другого отеля. Ни там, ни здесь трибун нет, но есть место, откуда можно следить за матчами. Отдыхающие иногда наблюдают за нашими играми, болеют. Но в основном это игроки, тренеры.

Качество кортов хорошее, никто не жаловался. Если говорить об организации, то болбоев нет:) На небольших турнирах серии ITF их не бывает практически нигде и никогда.

— Расскажи о своем отеле подробнее.

— Он называется «Сиерра». Комфортабельный, 4-звездочный. Рядом туристический комплекс Savoy Group — там еще два отеля, торговый центр, в котором чего только нет, бассейны, спортклуб. До моря 300 метров.

— Участники турнира, как полагаю, живут в гостинице не бесплатно.

— Одиночный номер стоит $125 в сутки, место в номере на двоих — $90. Не дешево. В принципе номера одинаковые, но есть, скажем так, «семейные» — в них больше места и две или даже три кровати. Если в хороших отношениях с организаторами, можно попросить, чтобы поселили в таком номере.

— Предположу, что ты как раз в таком и живешь.

— Да, в двухместном:) Сначала — с моей подругой Аней Кубаревой. Но сейчас она, к сожалению, уехала, так что пришлось искать замену. Сейчас живу с Зозей Кардава из Грузии.

С Аней мы давно дружим — больше 5 лет точно. Очень важно, когда рядом человек, который может поддержать, ведь теннис очень жесткий, предельно эгоцентричный вид спорта. И хотя я со многими девчонками в туре в приятельских отношениях, дружить сложно, потому что на следующий день можно встретиться на корте. К тому же надо разделять личные отношения и профессиональные, и порой сложно состыковать графики турниров.

С Анной Кубаревой

— $90 в день за проживание, пусть и с питанием, а турнир длится неделю… Выходит, если до финала не добираешься, то играешь себе в убыток?

— Честно говоря, даже не задумывалась об этом. Надо понимать, что когда начинаешь играть профессиональные турниры, то первые годы всегда будут в убыток, к сожалению. Потому что в серии ITF практически нереально покрыть расходы на билеты и проживание за счет призовых.

— У тебя получается?

—Не знаю… Не думаю об этом, когда играю. Концентрируюсь на теннисе, понимая, что чем больше и лучше играю, тем выше мой рейтинг, заработок и шансы выступать на более высоком уровне. К тому же есть поддержка от Минспорта, которая позволяет играть и заниматься своим любимым делом.

— Министерство оплачивает перелеты с проживанием?

— Да. Я ведь член национальной сборной и, согласно утвержденному плану, могу выехать на определенное количество турниров за счет Минспорта. Большое спасибо за это. Мне очень повезло, что есть такая возможность, ведь за последние несколько лет перелеты подорожали, стало сложнее найти дешевые варианты. Вдобавок не всегда есть возможность улететь из Минска.

— На каком турнире у тебя наибольший доход в этом году?

— Сейчас погляжу на сайте WTA:) За победу в одиночном разряде на турнире в Китае получила $3 935. И там же в паре еще $66 — за вылет в первом круге. Итого — $4 000. Но указанные суммы в реальности существенно ниже — из-за налогов.

— Сколько заработала за победу в Шарм-эль-Шейхе?

— Пока не знаю — с нами рассчитываются при выселении, скажем так. Я же остаюсь еще на два 35-тысячника, так что суммы увижу потом. Но, думаю, они такие же, как в Хургаде, где в сентябре выиграла три 15-тысячника — два в одиночке и один в паре. Тогда заработала около $2 300 долларов за победу в одиночке и $500 — в паре.

— На сайте WTA указано, что за карьеру ты заработала $45 705 долларов, а в этом году — $25 850. А потратила примерно сколько?

— Ой, я не веду подсчеты затрат:) К тому же у меня на начальном этапе была поддержка от мамы с папой. Без нее было бы очень сложно. Теннисисты, у которых нет финансовой поддержки, не могут играть на профессиональном уровне. Это очень дорогой вид спорта. Лишь несколько сотен игроков из двух тысяч, входящих в рейтинг WTA, могут рассчитывать на то, что покроют все расходы призовыми.

— Организаторы турниров ITF предоставляют корты для тренировок?

— Да, за это платить не приходится. Как и за воду, мячи.

— А за экипировку, ракетки, струны? У тебя есть спонсорские соглашения с производителями?

— К сожалению, нет, рейтинг не позволяет. Но хотелось бы:) Надо еще немного подняться, и, наверное, предложат. Повторюсь, теннис — дорогой вид спорта. Те же профессиональные кроссовки, в которых мне удобно, найковские, стоят от $100. Ракетки — еще дороже. У меня их 4. Струны постоянно рвутся, и их натяжка тоже выходит в копеечку.

Форму, ракетки, струны — все это я получаю как член сборной. И тренируюсь дома тоже бесплатно. За это большое спасибо РЦОПу, федерации и Минспорта. Не будь этого — я не смогла бы играть профессионально, как и практически все наши девчонки и парни.

— Какие сложности, кроме финансовых, есть у игроков ITF-тура, не зарабатывающих больших призовых?

— Переход с юниорского на взрослый уровень часто очень сложен, и у многих игроков, сверкавших на юниорских турнирах «Большого шлема», не получается построить карьеру. Меняются тактика, физическая подготовка… Наверное, в этом главная проблема.

Мой переход прошел довольно плавно: в 2022 году я была в рейтинге в районе 650-го места. Но сразу ощутила резкую разницу в уровне: соперницы бьют по-другому, двигаются быстрее, могут менять рисунок игры. Мне повезло: не было проблем ни с этим, ни с финансами. А у многих не получается отбить огромные затраты, которые нужны для профессионального тура, и заработать деньги, необходимые хотя бы для участия в ITF-туре, не говоря уже о WTA.

— Сколько, по твоему мнению, это стоит?

— Многое зависит от места жительства игрока. В Европе масса турниров, и если ты живешь в западной ее части, то можешь без проблем добраться на авто куда надо. Думаю, удовольствие поиграть в серии ITF обойдется примерно от 3 000 евро в месяц. Очень дорого… Так что, играя «пятнашки», закрыть потребности только призовыми не удастся.

Ведь, помимо турниров, есть траты на обычную жизнь. Плюс аренда кортов, оплата работы тренеров, экипировка и инвентарь, мячи и натяжка… Так что еще раз поблагодарю Минспорта, федерацию и РЦОП за помощь, без них — никак.

Как менялись траты Соболенко, или на что уходят деньги в теннисе

— Тебе скоро 22, но до этой шикарной серии ты не могла подняться в рейтинге даже в пятую сотню. Не было желания бросить теннис?

— Всякие мысли посещали, но так чтобы совсем забросить любимое дело, которым с самого детства занимаешься, — нет. Я не была бы настолько смелой в своем решении. Но постоянно копалась в себе: почему так? Отчего не получается, хотя столько труда вложено?.. И когда долго не выигрываешь, не проходишь далеко по сетке, — морально очень тяжело. Надо просто понять, что будет и белая полоса! Важно все анализировать и продолжать играть.

— В такой продолжительной серии заслуга тренера велика?

— Конечно, он меня поддержал в очень непростой период. Мы с Дмитрием Васильевичем сотрудничаем с июля, и он мне сильно помог. Как и предыдущие тренеры — что в детстве, что потом. К примеру, Ирина Игоревна Хрипач, которая не бросила меня, помогала, искала варианты…

С тренером мы постоянно созваниваемся. Рассказываю ему, как проходят мои матчи. Он советует, над чем поработать, на что обратить внимание. Но, конечно же, в следующем году хочется съездить хотя бы на несколько турниров вместе с тренером. Уверена, это дало бы эффект. Как в Хургаде, куда мы ездили вместе и где началась моя победная серия. Именно его поддержка и советы придали импульс.

С Дмитрием Жирмонтом

— Ты родом из Гомеля. Где живешь сейчас? В общежитии БГУФКа?

— Нет, родители переехали в Минск, купили здесь квартиру. Я в столице с 14 лет, когда взяли в РЦОП. Сейчас учусь на четвертом курсе БГУФКа.

— Наверное, пришлось заводить новые полки для наград?

— Ага:) В Шарм-эль-Шейхе дают красивые тарелки, которые классно смотрятся на полочке.

— Скоро целый сервиз соберешь?

— Почти:) За финалы дают тарелочки меньшего размера, за победы, в том числе в паре, — большие, с египетскими видами, богами. А вот в Ташкенте были просто тарелки с названием турнира и датой. Получилось привезти 4 штуки. Самым впечатляющим был приз в Хучжоу — здоровенный тяжеленный кубок в кофре. С ним возникли проблемы в аэропорту Ташкента.

— Пришлось платить за перевес?

— Нет. Таможню заинтересовало, что это за штука:) Хорошо, что после объяснения эти килограммы мне простили и не пришлось доплачивать за багаж. Кстати, у меня еще были национальные халаты, которые вручили за победы на турнирах. Они тоже тяжелые, но очень красивые. И я не решилась их оставить, забрала с собой.

— Вернемся к теннису. Твоя воскресная победа над литовкой Андре Лукошуте выдалась волевой: ты уступила в первом сете, но выиграла второй и третий. А какой из 25 матчей победной серии в одиночке был самым трудным?

— С американкой японского происхождения Хиной Иноуэ — в полуфинале в Хучжоу. В этом году она прошла квалификацию US Open и проиграла в первом круге Виктории Азаренко. Иноуэ была первой сеяной на 35-тысячнике в Китае и где-то на 430 мест в рейтинге выше меня на то время. Первый сет я проиграла на тай-бреке, но второй выиграла 6:0, а третий — 6:3.

— Как удалось повесить «баранку» после неудачи на тай-бреке?

— Среди всех моих соперниц американка выделяется по рейтингу. Тогда она занимала 237-ю строчку, играла на US Open… Я чувствовала отличие по качеству ее игры на фоне других своих соперниц. Для меня матч был тяжелым в плане психологии: я понимала, что она лучше — по крайней мере, в первом сете. Нужно было в голове перестроиться на другой уровень, заставить себя потерпеть. Пришлось выложиться по максимуму.

А выиграла, наверное, потому что была расслаблена в каких-то моментах. Потому что на первую сеяную (а Иноуэ была таковой) давит важность результата — нужно побеждать, подтверждать этот первый номер. По себе знаю.

А что до «баранки»… Она, конечно, чувствовала себя фаворитом и, видимо, не ожидала, что я могу навязать борьбу. А когда я это сделала в первом сете, то почувствовала, что могу добавить. Думаю, она не была к этому готова. Отсюда и 6:0.

Я сама отчасти не ожидала, что могу так играть. Приятно удивляться:)

— От выигрыша какого из 9 турниров (5 в одиночке и 4 в паре) ты получила наибольшее удовлетворение?

— Вот как раз на том турнире в Хучжоу. Он в целом был самым трудным, ведь я играла в основном с более рейтинговыми соперницами. И по мастерству они чуть выше меня, поэтому было сложнее. Но круто получилось: играешь и понимаешь, что раньше не показывала весь свой потенциал. А здесь ты на одном уровне с ними. Одно удовольствие выигрывать такие матчи.

С трофеем в Хучжоу

В Китае я провела два турнира — и оба были тяжелыми. В Кушане проиграла в третьем круге, в Хучжоу завоевала трофей. Второй запомнился тем, что это 35-тысячник — турнир чуть выше уровнем, чем я играла до того. Было радостно вдвойне и от того, что раньше мои визиты в эту страну были неудачными. В первый раз я попала в больницу из-за проблем с почками, на втором турнире подвернула ногу, на следующий раз получила солнечный удар.

— Ты выиграла 43 из последних 45 матчей в одиночке. Не пора ли перейти на уровень выше?

— Понятно, что нужно это делать. Но пока с тренером не составляли план на следующий год. Сейчас в Шарм-эль-Шейхе будет два 35-тысячника — надо их хорошо отыграть, чтобы подняться в рейтинге. Следующий сезон начну, скорее всего, с чемпионата Беларуси, который запланирован на начало февраля. Хочется удачно выступить.

Да, нужно думать о турнирах крупнее, чем ITF-15, потому что рейтинг позволяет попадать на них без квалификации. Наверное, будем планировать европейские выезды.

— Почему не ездила в Европу в этом году?

— Сложно планировать турниры, когда ты низко стоишь в рейтинге. Вдруг кто-то дозаявится, и ты не попадешь в основную сетку? Тем более что обычно едешь сразу на 2-3 турнира. Когда за пару дней до старта выясняется, что ты не попал в число участников, появляется масса проблем. И я не говорю о травмах. Но сейчас я поднялась в рейтинге, и должно стать легче. Так что точно сыграю в Европе. Как минимум на 35-тысячниках — наверняка.

— Ты уже 3 года играешь только на харде? Почему?

— Это мое любимое покрытие. Я не фанат грунта, потому что на нем надо скользить:)

— Твоя серия включает 17 побед подряд в паре. Не велика ли нагрузка? Не думала сосредоточиться на одиночке, раз рванула в рейтинге? Ведь год ты начинала в девятой сотне…

— Нет. Физически чувствую себя хорошо. Некоторые задаются вопросом: зачем вообще проводят парные турниры? А мне нравится играть в дуэте. Тем более я побеждаю. Почему нет? Это дополнительный опыт.

Думаю, смогу выдерживать нагрузку, если перейду на новый уровень и буду играть с девчонками из третьей-четвертой сотен. Ведь и я, надеюсь, выйду на новый уровень, в том числе физически. И на тренировках мы работаем над этим.

— Пару лет назад ты говорила, что равняешься на Коко Гауфф и Онс Жабер. Арину Соболенко не упоминала…

— Ну, тогда Жабер была в топ-5, много создавала на корте, выдавала классные розыгрыши. Она вроде бы сосредоточилась на семье, и у нее все хорошо. Сейчас, если не брать топ-теннисисток, меня вдохновляет Элиз Мертенс. Одно время она просела, но снова показывает классную игру. Еще нравится Донна Векич. Нравится смотреть разноплановый, умный теннис. И играть в него.

Но в первую очередь без вариантов — Арина Соболенко. Она стала играть по-другому. Берет свое не только силой, но и умом. Сильнейшая в мире без вопросов. В ее игре можно подсмотреть много интересных моментов.

— Какую цель поставила себе на следующий сезон?

— Подняться как можно выше в рейтинге, выиграть побольше турниров. Невероятные цели загадывать не хочу. Всему свое время. Но хотелось бы зайти в топ-300. Это будет глобальной целью. В идеале — попасть в топ-220, чтобы можно было заявиться в квалификацию турниров «Большого шлема».

Автор: Олег Шепелюк.

Фото: Huzhou Open, личный архив Дарьи Хомутянской.

10

1

1

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Другие виды спорта

16.12.25 17:13

Наталья Петкевич о господдержке: надо было исключить неравенство возможностей

«Финансирование [клубов] за счет налогов — это нонсенс».

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

15.12.25 18:38

Арина Соболенко названа игроком года WTA

Признание.

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

15.12.25 16:58

WTA затеяла опрос, почему Арина Соболенко так долго лидирует в рейтинге

Три варианта ответа.

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

15.12.25 13:21

Сильнейший белорусский теннисист достиг рекордной позиции в рейтинге АТР

Обновление.

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

14.12.25 11:37

Бывшая звезда парного тенниса не считает Арину Соболенко главным фаворитом Australian Open

И даже полагает, что в 2023 году белоруска была слабее финалистки.

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

13.12.25 16:30

Известный австралийский тренер: не вижу ни капли выгоды для Соболенко в битве полов с Кирьосом

«Действительно ли это то место, где ей стоит быть?»

«Цель — топ-300». Хомутянская о 46 победах подряд, доходах, тратах и Соболенко
Теннис

13.12.25 12:08

В США считают, что Арина Соболенко доминирует в женском теннисе из-за своего упорства

И что у нее есть все шансы взлететь еще выше.