В киберспортивном мире новые дисциплины появляются с удивительной периодичностью. Одна из них — Valorant. Игре в 2022-м исполнилось только два года, но киберспортивная история у нее уже не маленькая, как в мире, так и в Беларуси.
Растущая популярность Valorant заметна по аудитории игры. С февраля прошлого года количество игроков ежемесячно прибавляет в онлайне. Бывает по 100 тысяч игроков, а бывает и по 700 тыс.
С начала этого года средний онлайн игры увеличился на 10%. Кажется, что это мало. Но вот цифры: за январь — 19 млн 533 тыс., а за последние 30 дней — 21 млн 701 тыс. При этом еженедельное количество активных игроков составляет от 1 млн 800 тыс. до 2 млн. В то время как ежедневно в Valorant играют около 700 тыс. человек. Для сравнения в CS:GO играет в среднем около 500 тысяч человек, а средний показатель за 30 дней — почти 625 тыс.
И с такими темпами роста Valorant скорее всего получит статус современной классической дисциплины. Игроки вряд ли снизят интерес, поскольку Riot Games известна своей качественной работой над франшизами. Игра получает постоянные обновления и новый контент с завидной регулярностью.
Как дела обстоят у организаций? В следующем году Riot Games внедрит новый гибридный формат турниров, в рамках которого команды-партнеры будут соревноваться вместе с развивающимися составами, поднявшимися из низов через квалификации. Такие клубы будут получать долгосрочную поддержку и возможности получения дохода через внутриигровые продукты, вроде стикеров, скинов и так далее.
С одной стороны, такой формат предполагает, что команды, успешно выступающие в регионах, смогут претендовать на повышение своего статуса и участвовать в более значимых и глобальных турнирах. Для организаций такой гибридный формат выглядит довольно удачным, поскольку можно иметь как представление на международной арене, так и поддержку создателей игры. И главное, что подняться на вершину получают шанс как маленькие, так и большие клубы и команды.
С другой стороны, без ложки дегтя не обошлось. Анонс формата вызвал критику в комьюнити. Она связана с тем, что команды-партнеры смогут не волноваться за свои результаты, ведь место в топ-лигах им обеспечено априори. И покинуть пул партнеров они могут лишь в том случае, если нарушат правила Riot Games. В то же время при средних результатах они «будут» занимать место перспективных новичков. Как скажется такой формат на развитии игры, узнаем в следующем году. Но, замечу, что по такой системе партнерства организованы турниры серии BLAST в CS:GO.
Еще одно направление — это любительский киберспорт. Компания развивает эту ветку в виде поддержки местных турнирных операторов. По сути, сегодня Riot Games — пример издателя, который активно коммуницирует с игроками, поддерживает и продвигает киберспорт. И тут невольно вспоминается, Valve с практически отсутствием какого-то контакта с комьюнити.
Также отмечу, что Riot Games проводят студенческие турниры — и в качестве награды предлагается оборудованная игровая зона в университете победителей, где местные команды смогут тренироваться. В прошлом году Беларусь на таком турнире представлял состав PLATOON, однако высоких результатов коллектив, увы, не добился.
Что касается коммерческой стратегии Riot Games, то компания планирует превратить игру в «зрелищный вид спорта». Это по задумке должно мотивировать игроков повышать класс своей игры, а зрителей уделять больше времени их выступлениям. И признаться честно, медийная составляющая турниров от Riot подготовлена хорошо.
Такой подход уже дает свои плоды. Так, в пятерку самых просматриваемых киберспортивных событий в августе попал турнир, VCT 2022 Last Chance Qualifier, который собрал более 630 тыс. человек. Также в подборку вошел Valorant Champions 2022 с результатом в 830 тыс. зрителей одномоментно. Средний просмотр турниров с начала года — 1 млн 500 тыс.
А что с Valorant в Беларуси?
За прошедшие два года появились белорусские представители Valorant, чьи имена прозвучали на международных турнирах. Никита coffee Анцыпирович и Николай zeddy Лапко в составе foRze прошли на VALORANT Champions Tour 2021: EMEA Stage 3 Challengers Playoffs, где заняли 7-8 место. Не пятерка, конечно, но для дебюта неплохо.
Позже ребят разбросало. Никита coffee Анцыпирович нынче выступает в стаке only Top players. А Николай zeddy Лапко успел поиграть в NaVi, но не особо долго — буквально через пару месяцев покинул состав.
Еще один звездный игрок — Артур 7ssk7 Кюршин. Сначала он прославился в Fortnite, а затем перешел в Valorant. С июля прошлого года выступал в составе NaVi, который тренировал также белорус Дмитрий SmartSeven Смарцелов. Состав также смог дебютировать на Valorant Champions Tour 2021: EMEA Stage 3 Challengers Playoffs, где занял 9-12 место. Команда получила место среди участников чемпионатов серии Valorant Champions Tour, но состав распался 23 сентября.
И еще один известный валорантер — Евгений Winteryrook Ленько. Он получил известность в составе GMT Esports. Сейчас белорус является частью Geekay Esports из ОАЭ. На топовых турнирах Winteryrook не появлялся, но составы с ним на среднего уровня соревнованиях стабильно входили в пятерку.
Наличие почти целой команды с тренером (а укомплектовать ее можно было бы сполна чуть менее известными ребятами) не означает, что в Беларуси дисциплина успешна. Белорусская организация PLATOON имела свое представительство в дисциплине на турнире Red Bull Campus Clutch World Final. И PLATOON хотел бы иметь состав в принципе, но это не выгодно, поскольку турниры в стране второстепенные и их немного — заработать на них не удастся. Вероятно, Nemiga не открывает состав по аналогичным причинам.
Евгений Winteryrook Ленько после победы в VOKA League
При этом соревнования по дисциплине организовывают Белорусская ассоциация компьютерного спорта (VOKA League), Белорусская федерация киберспорта (META'21 Open.Valorant) и тот же PLATOON (Valorant Easy Tour). Также компьютерные клубы Беларуси проводят локальные соревнования, на которые при желании может залететь каждый.
Выбор небольшой, да и белорусы до сих пор не спешат отдавать свое время дисциплине. И вот пример, последние два года PLATOON проводит Спартакиаду киберспорта, формат которой подразумевает отбор лучших в регионах, а затем их сражение в финале. В 2021 году Valorant был включен в пул дисциплин, а уже в 2022 исключен.
Причина банальна — невысокий интерес участников. Да, организаторы отобрали финалистов со всех регионов. Но в некоторых из областей, например, Гродненской, участвовало всего два коллектива. В то же время как по Dota 2 могло насчитываться и 10 команд на область.
А что в СНГ?
СНГ регион в целом считался одним из сильнейших в мире до февраля этого года благодаря команде Gambit. Она появилась в октябре 2020-го и сразу оказалась в лидерах. Почти все турниры коллектив завершал победой. А на главном турнире дисциплины — Valorant Champions 2021 — занял второе место.
И все складывалось неплохо. Но после начала военных действий в Украине российскому коллективу пришлось взять нейтральное название и выступать как независимому от клуба Gambit составу. Помимо этого регион СНГ попал под ограничения — турниры были приостановлены. В июне лучший состав региона покинул организацию.
Gambit на Valorant Champions 2021
Еще одним лидером была foRze, которая с момента появления также регулярно оказывалась в призовых местах турниров. Сейчас у команды также нет состава. Что до других представителей дисциплины вроде Team Empire, то они не отличались выдающимися результатами.
А что в мире?
В остальном мире популярность Valorant меняется от региона к региону. В Азии он не снискал славы, хотя справедливости ради сейчас Корея и Китай все же начинают проявлять интерес к турнирам по Valorant. А вот в Северной Америке игра отвоевала себе обширное пространство за достаточно быстрый срок. Причем настолько быстро, что большая часть команд сменила CS:GO на Valorant. И там всерьез задумались о поддержке классического шутера, дабы сохранить представительство региона в CS:GO.
Фото: VCT, eschatrs.com.
Автор: Вероника Гамзюкова.